Не люблю праздники

Надежда Суркова
Если человеку суждено быть художником, то судьба посылает ему множество испытаний. Мне приходилось не только чертить огромные схемы контактных сетей, писать объявления, лозунги, призывы, транспаранты, оформлять стенды, но и подписывать траурные ленты, а это, скажу откровенно, очень неприятная работа, от которой к тому же я не могла отказаться.

Очень часто ко мне обращались знакомые с просьбой написать портрет, иногда приносили фотографии сыновей, погибших в Афганистане или Чечне. Очень тяжело писать такие портреты, при этом невольно испытываешь чувство вины перед родителями погибших.

Многие учителя по старой памяти обращались ко мне с просьбой оформить кабинет или
нарисовать что-то на открытый урок… Наплыв гостей приходился, как правило, на предпраздничные дни, за что я до сих пор не люблю праздники.

В соседнем доме жила учительница литературы и русского языка. Она уже давно была
на пенсии, но продолжала работать в школе и часто приходила ко мне домой, просила что-нибудь подписать ей или нарисовать. Моя дочь Наташа – в те годы она еще не училась в школе – завидев с балкона женщину с рулоном бумаги под мышкой, направляющуюся к нашему подъезду, сразу сообщала мне: «Мама, мама! Там опять к тебе тетенька идет с бумагой!» Ох, как не хотелось переключаться на нудную многочасовую работу, особенно если я в тот момент занималась любимым делом – живописью! Поэтому я строго-настрого наказывала дочери тихо сидеть в комнате и не подходить к двери, если эта женщина будет звонить. Все так и случалось: я, затаившись за дверью, молчала, а соседка настойчиво звонила, затем начинала звать дочь по имени: «Наташенька, ты дома? Детка, я тебя видела на балконе, подойди к двери… Я же знаю, что ты дома!.. Деточка, я тебе гостинец принесла, попроси маму, пусть откроет тете!..» И Наташа после таких уговоров уже не выдерживала и, подойдя к двери, начинала отвечать настойчивой тетеньке на ее вопросы, а та продолжала: «А где мама? Рядом стоит, за дверью, да? А что она тебе сказала?..» А дочь ей: «Мама сказала, что ее нет дома!..» Соседка, облегченно вздохнув, уже уверенным голосом произносила: «Открывайте, открывайте, а то я уже замерзла! Надя, хватит прятаться, я же знаю, что ты дома! У меня работы немного – тебе всего-то на полчасика!..»

Мне, конечно, давно были известны эти ее «полчасика», которые затягивались на долгие часы, а порой и дни, если нужно было оформить что-то для ее кабинета.

В нашем доме жили в основном учителя и врачи, так что приходилось рисовать и для
больницы. Этажом выше жил главврач детского отделения. Он мог в любое время попросить меня оформить для их отделения стенд, срочно выпустить стенгазету или нарисовать на конкурс плакат типа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Свои просьбы он обычно сопровождал такими речами: «Соседка, хоть умри, а чтобы к утру газета была готова и мы заняли бы с ней первое место!» Естественно, мне предстояло провести бессонную ночь за работой, благодаря которой их отделение занимало первое место на конкурсе. И такое случалось не раз.


Икона "Княгиня Ольга" находится в Тамбовском приходе им. Сергия Радонежского
(Амурская область)
оргалит, масло (моя работа)