Места, которые необходимо посетить, прежде чем умр

Снежная Лавина
Учитель географии Антон Киселев любил путешествовать. Можно сказать, это было его единственной страстью. Вокзалы, причалы и аэропорты были ему уютнее, чем его гостиная, о чем он, правда, никогда не заикнулся своей жене. Названия далеких островов и незнакомых городов вызывали сладкую тоску, словно он собирался туда поехать, но в последний момент поменял планы. Правда, физически он никогда не путешествовал – для этого у него не было денег. Но виртуально, при помощи книг или телевидения – а также сновидений, мечтаний и фантазий – он посетил самые далекие уголки, даже такие, которые  обычно никто не посещает. Более тридцати лет Антон прививал своим ученикам бесконечное любопытство и любовь к своей планете, и делал это с таким увлечением, что почти все заражались этой любовью. Надо ли говорить, что изо всех предметов в этой школе ученики лучше всего знали географию.

Жена Антона, Станислава, также работала в этой школе, преподавала биологию. Оба они были экономны, все время старались отложить хоть немного с каждой зарплаты, и Антон все мечтал о тропических островах, которые однажды посетит. Станислава, напротив, совсем не горела желанием тратить деньги на то, что практически бесполезно. Во время отпуска она обычно находила недорогую усадьбу в деревне на неделю –другую, где сама готовила еду. Она всегда там отдыхала, говорила, что из всех путешествий остается только несколько ничего не значащих фотографий, которые, почти такие же, она успешно делает в деревне. Она ухаживала за домом и садом, ее растения всегда были роскошными, и это было ее хобби. Накопленные деньги тратились на практические вещи: то на стиральную машину, то на холодильник, то на свадьбы детей, помогая Антону запихнуть мечту о тропических островах в самый далекий уголок души. Из-за этого с годами он становился все грустнее, теряя надежду, и Станиславе было его жалко. Когда дети начали жить своей жизнью, они остались вдвоем: такие же единые в своем понимании, двое хороших людей, всю жизнь привыкшие все решать вместе и обо всем советоваться. Однако Станиславу не отпускала мысль, что вот ее дорогой Антон, делая все ради нее и детей, никогда не осуществил единственной своей мечты, словно во всей системе ценностей она занимала последнее незначительное место.

И Станислава решилась его отпустить.

Много лет она не видела такого просветленного и по-детски счастливого лица своего мужа, как тогда, когда однажды вечером спросила его о путешествии, о котором он так долго мечтал. Ей стало даже немного стыдно из-за своей непонятливости, но вместе с тем она чувствовала какое-то разочарование по причине того, что он может быть таким счастливым не из-за нее или семьи. В тот вечер они долго не шли спать, потому что загоревшийся Антон детально рассказывал жене об островах Океании и выбирал, на какие он хотел бы полететь. Еще они сравнивали время полетов, смотрели цены на билеты, считали возможные расходы. После первого анализа выяснилось, что таких денег у них нет. И Станислава увидела слезы в глазах своего мужа – впервые в жизни. И хотя ей самой было совершенно непонятно и неприемлемо то, что такую огромную сумму можно потратить на  развлечение, она решила, что Антон заслужил это и должен получить хотя бы раз. Она предложила выход: можно еще некоторое время копить, детям ведь уже не надо, и Антон сможет лететь один. Она не любитель путешествий, он это знает, а к тому же она боится так далеко и долго лететь, а для одного человека они могут эти деньги собрать.

Никогда у Антона не было мыслей путешествовать без жены. С самого первого дня их знакомства он горел желанием поделиться с ней красотой мира, и во время своих дальнейших размышлений также представлял их обоих на прекрасном побережье или в домике под пальмой возле самого океана. Поэтому он очень удивился, услышав предложение Станиславы. Не хотел даже слышать, не было никакой необходимости, что он там будет делать один. Но возможность выбрать остров и отправиться туда была такой соблазнительной, так застряла в мыслях, что Антон принялся продумывать варианты. Станислава же упорно утверждала, что не хочет никуда лететь, а если он всю жизнь лелеет такую мечту, то может ее и реализовать. Он согласился, не мог больше противиться все растущему влечению, которое до этого уже почти похоронил. Только у обоих осталась чуть заметная горечь из-за несовпадения мечтаний…

Антон Киселев оживился, начал шутить, засел за старенький компьютер планировать путешествие. Станислава Киселева наконец расслабилась, подшучивала над ним с соседками. К весенним каникулам у Антона была нужная сумма и детальный план, который он тысячу раз рассказал жене. Денег хватит даже на некоторые развлечения, предлагаемые туристам, и он хочет попробовать все.

И вот наступил день, когда учитель Антон Киселев, взволнованный, попрощался с женой и, подхватив небольшой чемодан, поспешил в аэропорт. Его сердце сжимала  непонятная печаль, смешанная с радостным ожиданием чего-то непознанного, но страстно желаемого познать. В мыслях путались сомнения, потому что за время долгой жизни со Станиславой Антон привык принимать ее взгляд на вещи как свой.  Надо ли было сейчас тащиться в эдакую даль одному? Даже страшно подумать, сколько всего можно было бы купить за эти деньги…  Даже если остров превзойдет все его ожидания, кому он об этом расскажет? Только по возвращению; но когда он увидит какое-нибудь экзотическое растение, не будет никого, кому его показать, оглянувшись…

Постепенно беспокойство и сомнения настолько возросли, что Антон начал бояться потеряться в аэропорту и опоздать на самолет. Во рту пересохло, сердце билось, он чувствовал себя самым большим эгоистом и уже обо всем сожалел, хотел развернуться и ехать домой, но вспомнил, что уже вложил немало денег, которые все равно не удастся вернуть, вздохнул и пошел на контроль.

Наконец усевшись в самолете, Антон немного успокоился и вернулся мыслями к цели путешествия, поскольку уже было невозможно что-либо изменить. Он пожалел, что вел себя как маленький ребенок и не смог насладиться аэропортом. Решил вместо этого насладиться полетом, отложил чувство вины. Все равно было жалко, что Станиславы нет рядом. Всякий раз, когда стюардессы предлагали пищу или напитки, он хотел все обсудить с женой, потому что еще никогда не летал – тем более, на таком самолете. Нет, путешествовать одному не было правильным решением…

Однако постепенно Антон  устал, поскольку перелеты были долгими, сидеть было неудобно, а спать и вовсе невозможно. Промежуточные аэропорты совсем отвлекли его внимание от мыслей о Станиславе.  Там было восхитительно! Он не мог даже представить себе, сколько людей путешествует по миру в одно то же время. Словно очарованный, смотрел он на экран с названиями городов, и понемногу его охватило радостное чувство, что он, Антон из небольшого городка, является частью этого бесконечного движения, и его направление  тоже звучит экзотически!

Наконец добравшись до отеля, он упал в постель, успев только написать сообщение Станиславе. И так начались приключения Антона Киселева на тропическом острове. В первый день он решил погулять и просто купаться, а потом купить столько развлечений и экскурсий, сколько позволит кошелек. Антон плохо говорил по-английски и стыдился этого, мало понял из того, что рассказывала приятная девушка в регистратуре, поэтому просто ткнул пальцем в те экскурсии, которые мог себе позволить.

Ресторанчик отеля широкой террасой приближается к океану. Спокойный завтрак, вкусный кофе, апельсиновый сок – все это не отрывая взгляда от миллионами отблесков украшенных волн. У Антона опять сжалось сердце: как все же жаль, что Станислава этого не видит! Они могли бы сидеть сейчас вместе и наслаждаться этим раем, как вон та пожилая пара у соседнего столика. Надо обязательно вернуться сюда с ней, денег как-нибудь накопят. Пусть даже через несколько лет.

Теплые волны послушно ложатся у ног, лижут мелкий белый песок, оставляя на нем медузы и ракушки. Немного поодаль небольшими группами тянутся вверх пальмы, за ними -  невиданные цветущие деревья, обвитые лианами. Большие белые попугаи с золотыми гребешками сидят на одной ветке и с интересом смотрят на Антона. Это – одно из тех мест, которое необходимо увидеть, прежде чем умрешь, написал он Станиславе. С этого дня он никогда не пожалеет, что приехал сюда.

До обеда он шел по берегу в одну сторону, купаясь по дороге. Вода прозрачная, теплая, ярко раскрашенные рыбки мечутся  возле ног. Прямо из воды растут странные деревья. Антон фотографирует, собирает ракушки, наблюдает за птицами и рыбами. И чувствует себя совершенно счастливым, каким не был много-много лет… Хочется играть, как мальчишке, воображать, что он – капитан, высадившийся на впервые обнаруженный остров. Он усмехнулся, подумав, что немножко сошел с ума от счастья. После обеда пошел в другую сторону, не менее красивую. В отель вернулся, когда солнце садилось в изумрудные волны. Легкий бриз принес вскрики других птиц, Антон пошел посмотреть и не мог оторвать взгляда: у самого берега, освещенные золотым закатом, танцевали и качались на волнах пеликаны и фламинго. Он сделал пару кадров и остался стоять, словно зачарованный, не в состоянии двигаться, с переполненным нереальной красотой сердцем и со слезами на глазах. Он был один в центре своей мечты, болезненно счастливый, растворяющийся в гармонии вечера и в то же время ощущающий всю свою сущность. Стоял, пока вышел полный месяц, бросивший серебряную ленту на воду и  выделивший ею силуэты птиц.

Антон привязался к уютному ресторанчику, хотя ел мало, обычно только завтрак, поскольку он был включен в стоимость поездки. Серьезный ужин был дорогим, поэтому он покупал булочки и бутерброды в небольшом магазинчике рядом с отелем. Но утро в ресторанчике было всегда превосходным! Аромат кофе, сок, спелые невероятного вкуса фрукты, спокойное наблюдение за тем, как легкий игривый ветерок дразнит волны… Антон приходил раньше всех, выбирал крайний столик и на завтрак выделял около часа, наибольшую часть которого любовался океаном. После этого наступало время новых впечатлений. Он летал на маленьком самолетике над островом, нырял и наблюдал за рыбами, плавал на катере со стеклянным дном. Чувствовал себя молодым и сильным, наслаждался всем как бесценным подарком, копил впечатления, чтобы все детально рассказать Станиславе. Он хотел получить ее обещание приехать сюда вместе, а тогда он, как все уже знающий, будет сопровождать свою женщину через полные удовольствия дни, обратит ее внимание на утренний запах океана, на танец фламинго на закате и на каждую мелочь, которая останется в памяти до конца.

Экскурсию на огромном джипе через весь остров Антон оставил на последний день. Он уселся на переднем сиденье около  пухлой женщины, почему-то был раздражен  ее близостью. Рассердился на Станиславу, что это не она сидит рядом с ним. Закрыл глаза. Сегодня ночью почему-то плохо спал. Джип поехал по песчаной дороге. Когда он остановился посередине бесконечного побережья, и женщина захотела выйти вместе со всеми, Антон все сидел с закрытыми глазами и на ее просьбы не реагировал.

… Станислава Киселева вздрогнула, когда зазвонил телефон, и от неожиданности выронила садовые ножницы, которыми работала. На экране телефона высветилось «Антон». Ответив, она не поняла говорящего по-английски чужого голоса, от страха забыла даже самые простые слова. Быстро побежала к соседке, учительнице английского,  держа телефон в протянутой руке, словно горящий. «Поговори, там по-английски, что-то с Антоном», - пробормотала и чуть не потеряла сознание. Она наблюдала за выражением лица соседки, которое становилось все серьезнее, и неподъемное беспокойство душило ее изнутри. Станиславе не был нужен переводчик: она знала. Когда соседка закончила разговор, эти слова они произнесли вместе: Антона больше нет.

Сбывшаяся мечта Антона Киселева никого не волновала. Не волновала она и его самого. Он уже не видел паники, поднявшейся среди участников экскурсии, не слышал крика пухлой женщины. Антона не волновало, какую гигантскую сумму  должна была заплатить его убитая горем вдова за перевоз его тела на родину. Антон Киселев тихо угас на прекрасном тропическом острове – в месте, которое нужно увидеть перед тем, как умрешь. Это выражение он понял дословно…

Их небольшой ухоженный домик так и стоит, обрамленный цветущими кустами. Станислава Киселева по вечерам обычно сидит на лавочке, погруженная в воспоминания. Она сохранила написанные мужем сообщения, иногда их читает и все пробует представить, что он делал тогда, когда ей писал. И вспомнить, что тогда делала она. А то, что она помнит, - это постоянная тоска, одинаково сильная с того самого момента, когда Антон сел в такси. Его фотоаппарат забыт где-то на чердаке, никто так и не смотрел фотографий из его поездки. Станислава и не знает, что это для нее на далеком острове танцуют и качаются на волнах пеликаны и фламинго, залитые пурпурно-золотыми лучами заходящего солнца…