Я прожила четыре жизни Стихи моей мамы Раевской Та

Ирина Раевская
Раевская Тамара Николаевна (1932-2011)

Я прожила четыре жизни:
Одна — как раз перед войной,
Когда еще социализмом
Мы называли бывший строй.

Мы жили словно под наркозом,
Чтоб в эйфории пребывать,
Мы научились прятать слезы
И произвол не замечать.

Вторая жизнь в войну тянулась,
И самой страшною была,
Она надолго зачеркнула
Все то, что первая дала.

Ходила смерть с косой бесстыжей,
Косила всех — и стар, и млад,
Но устоял и с болью выжил
Непобежденный Ленинград.

И я как города частица
Осталась тоже чудом жить,
Чтоб в третьей жизни очутиться,
И заново судьбу кроить.

А третью жизнь, так получилось,
Могу я главною назвать,
Я добросовестно училась,
Трудилась, чтоб детей поднять.

От этой жизни много ждали,
Считали — строим коммунизм!...
И с огорченьем замечали,
Что впал в застой социализм.

В четвертой жизни перестройка
Нас носом сунула в навоз,
И оказались на помойке,
Кто этих перемен не снес.

А мне судьба благоволила,
Я удержалась на плаву,
Пред новой жизнью не склонила
Свою упрямую главу.

Сейчас начало новой жизни,
И, дай-то бог, подольше жить,
Как в пресловутом коммунизме,
Есть все, что хочется купить.

У молодежи есть надежды,
А старым это не дано...
Ведь, если Время было прежде,
Теперь закончилось оно...