Этические аспекты экологии мысли

Ромуил Цыраксон
Автор - Ромуил Цыраксон
Памяти к.ф.н., проф. А.К. Гостищева

(перевод на английский язык - translation into English - http://www.proza.ru/2015/11/29/2289)

Проблема экологии человека, по сути, синтетическая научная область, т.к. она включает в себя медико-биологические и социо-культурные аспекты. Характерно, что и духовная, и физическая среда отражается в сознании индивида, вследствие чего формируются основания к дальнейшей деятельности. Соответственно вся объективная реальность, бытие человека воспроизводится в сознании в форме отдельных идей, синтез которых дает системную картину действительности, а так же определяет характер реакции субъекта на комплексное изменение среды. В связи с этим можно отметить, что большую, роль в решении ряда проблем философской антропологии будет играть концепция экологии мысли.      
По своей сути она бинарна и включает в себя как онтологические, так и этические аспекты. Традиционное понимание мысли ограничивается ее содержательной составляющей. Онтологическая сторона этой проблемы связана с процессом материализации мысли, который осуществляется в языковых и энергетических формах. Чем семантически определеннее будет выражение мысли, тем стабильнее будут условия для ее объективизации. Анализ данной проблемы в таком качестве одним из первых предложил Л. Витгенштейн. "То, что мыслимо, так же возможно". (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1999. 3. 02.) Однако его позиция имеет субъективно-идеалистическую и гноссеологическо-солипсистскую направленность.
Экология мысли предполагает языково-содержательное соответствие. Это освобождение мысли от формальной многозначности, т.е. ее неэкологичности, тем самым разрушаются границы мысли как субъективно-идеологического феномена. На индивидном уровне мысль представляет собой субъективно-идеальную реальность. Процесс ее объективизации имеет двойственную природу: мысль снимается как идеальная компонента сознания и реализуется в предметном качестве, становится практически значимой; с другой стороны, она проявляет себя как духовная реальность, включаясь в ценностную систему всеобщей духовной культуры. В этой связи одним из основных аспектов выражения экологии мысли является нравственный аспект, что позволяет говорить об экологии человека с точки зрения экологии нравственного сознания или экологии мысли нравственного субъекта. В этом смысле особый интерес представляет философское наследие Ф.М. Достоевского. Занимаясь детальными исследованиями в области философской антропологии, мыслитель выделяет определенные психологические типы, которые складываются под влиянием моральных норм. Экологию нравственно-го мышления следует понимать с учетом того обстоятельства, что нравственное сознание индифферентно любым обществам и заключает в себе конкретные общечеловеческие инварианты. В свою очередь, последние проходят селекцию в области диалектики случайного и необходимого. В контексте проблемы экологии мысли именно необходимое составляет содержательное звено конкретно-исторического нравственного мышления. По мнению Ф.М. Достоевского такое мышление характерно для православной морали. Философ определенно принимает христианско-православные принципы, в качестве нравственного императива, понимая их как ценностно-ориентированные. В религиозно-философской православной культуре такой теоретико-практический синтез наиболее полно характеризует истинный смысл Русской идеи. Писатель отмечает, что Россия представляет собой особый тип цивилизации, который уникален и в то же время сочетает в себе от-дельные элементы духовной культуры Востока и Запада. Дихотомия Восток-Запад находит свое выражение в сложности и противоречивости нравственной системы русского общества эпохи Ф.М. Достоевского.
Зарождающийся на основе западной культуры, русский капитализм способствовал возникновению соответствующих моральных принципов просветительского разумного эгоизма и даже штирнеровского индивидуализма. В то же время в национальной культуре существовали и субкультурные течения, призывающие к всеединству и братству, соборности. Сосуществование таких противоположных общественных течений как западничество, славянофильство, масонство и т.д. в рамках одной культурной целостности определяет постановку проблемы свободы воли как свободы насилия (воля к власти) или свободы, идущей от разумного (т.е. сознательного) альтруизма, который по Ф.М. Достоевскому является показателем высокой духовности, как составляющей экологичной мысли. В таком контексте экология мысли понимается как область ее взаимодействия с внешним социальным. В частности известный русский юрист А.Ф. Кони, раскрывая социально-психологические аспекты преступления в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", писал: "Мысль о преступлении, как зерно, тесно связана с почвой, на которую падает. Она не развивается сама из себя... она вез¬де находит приготовленную жизнью почву..." (Смолярчук В.И. Кони А.Ф. и его окружение. М., 1990. С. 156.)Наряду с этим, экологичность мышления говорит о его позитивной нравственной составляющей. Как известно данный факт выражает этическое содержание Русской идеи. Подчеркивая это, Ф.М. Достоевский фактически выходит в область проблемы экологии мысли, решая ее в точке соприкосновения различных культур, выделяя действительное значение русской культуры.