Он меня пересчитал

Анатолий Пилаф
Дальнобойщики протестуют против введения платы за проезд по федеральным трассам. Конечно, и мне и вам хочется всюду ходить и ездить  свободно,  бесплатно, беспрепятственно.
Однако, проблема здесь не только в том,  платить или не платить за проезд - протестующими упущен один важный аспект. А связан он с мировой тенденцией усложнения организации социума, и  с тенденцией устремлений  социума построить модель самого себя и  ноосферы, в которой он существует, чтобы использовать эту модель для управления процессов ноосферы.           Это общемировая тенденция.
 А посему: протестуй, не протестуй – рано или поздно процесс усложнения организации социума охватит все закоулки Земли и ближайшего космоса, где обозначилось присутствие человека. Другими словами - охватит всю   ноосферу, если использовать терминологию В. Вернадского.
Что касается запущенной государством системы мониторинга транспорта, то она является очередным звеном этой общемировой тенденции. Предполагаю, что  более важным   для будущности государства и всех нас является не функционал сбора финансов за проезд по федеральным трассам, а  функционал отслеживания транспортных единиц. Это предположение требует анализа.
Но если предполагаемый приоритет окажется целесообразен, то систему мониторинга следует рассматривать не как средство пополнения бюджета, а как механизм обеспечения безопасности государства, в котором принцип монетизации используется лишь как более робастый метод учета трафика транспортных средств – в целом, и мониторинга каждой конкретной единицы автопотока - в частности.
Дальнобойщики, возможно, прочитав эту статью, встанут в позу: не хотим, чтобы нас пересчитали.
Однако, учет всего и вся –  неизбежность века цифровых революций: бессмысленно вставать на пути прогресса. Эти процессы не остановить, но подправить – возможно.
Гораздо более выигрышна позиция препятствия негативным последствиям от нововведения будет не в противостоянии процессу внедрения системы мониторинга, а в требовании, чтобы этот функционал не имел изъянов с точки зрения существующих норм права и норм технических сертифицирующих институтов.
Известно, что главная проблема распределенных информационных систем, выполняющих жизненно-важный социальный функционал – с одной стороны, и где  реализован множественный доступ к данным и управлению – с другой,    была и остается  проблема обеспечения безопасности.
В русскоязычном фольклоре есть много анекдотов на тему о желающих купить, поиспользовать, врезаться в квадратный метр государственной границы, в трубопровод, в иной не очень хорошо охраняемый государственный процесс, где можно реализовать монетизацию….  Сейчас появится еще одна возможность: подключиться к государственной (или прогосударственной) базе данных системы мониторинга автотранспортных средств.
В контексте выше обозначенного, эффективными требованиями дальнобойщиков , не противоречащими ни общемировой тенденции, ни интересам государства, ни их личным целям (целям дальнобойщиков) , на мой взгляд, будут два требования:
• требования о снижении оплаты за проезд , а не отмены этой оплаты (вот до какого уровня? Это вопрос… Возможно, вплоть до уровня незначительно превышающего себестоимость создания и эксплуатации самой системы мониторинга автотранспорта);
• требования о надлежащей сертификации системы мониторинга автоторанспорта -  в первую очередь по критериям безопасности (предотвращения утечки данных из системы, предотвращения использования данных системы  в несанкционированных государством целях), требования более скурпулезного анализа  алгоритмов внедренной системы с точки зрения ФЗ «О защите персональных данных» в частности, и всех существующих правовых  норм, в целом.
На мой взгляд, решение проблемы  комплексной безопасности в обозначенной системе, если иметь ввиду реалии  российских инфраструктур на огромных территориальных и не очень качественно обеспеченных интернет пространствах, обремененные   особой  нашей русской ментальностью, формулируемой поговоркой «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», - чрезвычайно сложная задача.   
К тому же, последнее (информационный «гром» и его последствия),  нас, обывателей, не очень пугает. Мы его пропускаем мимо ушей,  так как  последствия информационного «грома» задевают нас лишь опосредованно,  и мы во всем виним  государство. 
Это не есть утверждение, что вот мы в нашем государстве такие плохие: такое явление - закономерность для любого государства.  Потому что последствия от информационного «грома» неосязаемы, виртуальны, малопонятны обывателю.   Однако, именно  информационные катаклизмы  могут породить вторичные более масштабные и  более разрушительные в пространстве процессы.
PS: СПЕЦИАЛИСТАМ.  Мне представляется (это гипотеза), что для решения безопасности в системе мониторинга и монетизации автотранспортного потока ( и в иных подобных распределенных системах) нужно искать  функционал, реализующий  «Неопределенность Шредингера» для объектов и субъектов контроля и мониторинга. Эту неопределенность формулирую так.
Чтобы внутренними средствами системы мониторинга нельзя было одновременно определить:
1. траекторию движения движущегося объекта (например, присвоить ему условный ID на время движения)
2. связанные  с этим объектом «паспортные данные объекта» (номер автомобиля, имя водителя, вес груза, характер груза…. и пр…).

Полномочия же для реализации  связности  двух обозначенных  выше  групп данных, каждая из которых по отдельности независимо аккумулируются в системе мониторинга,  наверное, должна иметь  иная, более закрытая,   внешняя по отношению к системе мониторинга, более надежная по критериям информационной безопасности,  система.
                © Anatoly Pilaf, 2015-11-29
     ---------------------------------------------
                Фото: кадр мультфильма "Козленок, который считал до десяти"; © Союзмультфильм, 1968 г.  Режиссёр: Дегтярев Владимир