Глава 4. Купюры и копеечки

Маргарита Репаловская
     Наступал новый день и мы с бабушкой отправлялись в новое путешествие по магазинам. Самым любимым моим магазином был «Детский мир».

 – Бабушка, давай пойдём в детский мир, я хочу посмотреть не появилось ли там новых кукол. – просила я её почти каждый день. И иногда примерно раз или два в неделю мы ходили по большому и просторному залу чудесного дома игрушек. Мимо длинных прилавков в которых под стеклом были выложены маленькие пупсы в пелёнках и разные игрушечные черепашки и клоуны. На стеллажах же, огромными рядами стояли большие куклы, которые были почти все одинаковые различались лишь их костюмы. Один вид кукол был одет в синие платья, а другой в розовые. Эти куклы были не очень красивыми и заманчивыми, о большой кукле я не смела и мечтать, для нас с бабушкой они стоили слишком дорого. Я знала что такую куклу бабушка никогда мне не купит. Были здесь и кукольные коляски о которых мечтала каждая девочка в нашем дворе, не знаю кто их покупал, наверное очень богатые родители, нам они тоже были не по карману.
     Бабушка покупала мне самых маленьких пупсиков за рубль штука и глядя на мои восхищённые взгляды в сторону больших кукол говорила:

 – Не расстраивайся, такую куклу ты и сама можешь себе купить. На мои немые удивления, она отвечала новой увлекательной историей:

 – Я уже взрослая и у меня плохое зрение, а у тебя глаза свежие – учись находить деньги. Везде где мы ходим посматривай под ноги, глядишь и найдёшь копеечку.

 – Правда? А ведь я находила уже пять копеек и десять! – размышляла я вслух.

 – Конечно, - подтвердила бабушка. – Можно и не только копейки найти, а рубль и трёшку. Я один раз гуляла, смотрю под деревом куча лежит, кто-то не дотерпел до дома, а возле кучи трояк, представляешь? Видимо кому-то очень захотелось в туалет, а подтереться было нечем, вот он и вытерся деньгами.
 
 – Богатый человек, три рубля это огромная сумма, - восхитилась я. – Можно три пупсика купить!

 – Вот, а я деньги взяла аккуратненько в бумажечку и дома отмыла. – На три рубля мы с тобой столько булок можем накупить и рогаликов твоих любимых. Можно же и рубль найти и пятёрку и даже десятку! Точно тебе говорю – я находила.

 – Вот бы 21 рубль найти и купить большую куклу, вон ту – показала я на самую красивую куклу на витрине.

 – Ищи и будет тебе кукла, - поддержала она. Будем собирать денежки в кошелёк, а потом выберем тебе что захочешь и купим.
Как я обрадовалась такому ценному предложению!

 – Ну всё теперь буду собирать все копейки что увижу и накоплю себе на куклу, пупса, коляску и вон ту черепашку. – авторитетно сообщила я бабушке.

 – Вот и умница, - поддержала она, - А пока, держи - тебе подарок. – и она протянула мне маленький красный кошелёк. – Я его нашла тоже на днях, для меня он слишком яркий, а тебе в самый раз. Видно кто-то кошелёк украл, деньги вынул, а сам кошелёк выкинул. Только ты помни, деньги собирай только ничейные, никогда ни у кого не воруй!
     На этом мы с ней договорились и теперь наши походы на рынок и по магазином были наполнены для меня особым смыслом. Пока мы стояли в очереди или шли куда-нибудь я всё время тщательно и целеустремлённо заглядывала в каждый угол и под каждый прилавок. А когда что-нибудь находила радостно орала:

 – Бабушка! Я ещё копеечку нашла, смотри! – она возмущённо на меня шикала и тогда в наш план был срочно внесён новый пункт.

 – Если найдёшь копеечку – молчи, а то отнимут или начнут завидовать, - объяснила бабушка. – Поэтому обо всём найденном сообщай мне, когда мы уже уйдём из того места и останемся вдвоём.
Как могла я старалась не орать на весь квартал о своей удаче, но уже через три дня не выдержала:

 – Бабушка! Я рубли нашла, рубли и не один – несколько, взволнованно шептала я бабушке в самое ухо теребя её руку изо всех сил и требуя внимания.

 – Где нашла? Покажи! Ты их точно нашла? – не верила она моему счастью.

 – Да, вот здесь, смотри, возле лестницы, я потянула её за собой к месту находки, старенькой лестнице служившей входом в продовольственный магазин. Убедившись что всё так и было, бабушка взяла два помятых и разодранных рубля из моих рук.
 
 – Ничего, мы их дома заклеим и я их где-нибудь "сбагрю", а в твою копилку новенькие рубли положим – вот такие, и она дала мне два рубля из своего кошелька, а рваные забрала и доверительно шепнула:

 – А я сегодня на рынке пятёрку нашла!
 
 – Вот тебе повезло, – восхитилась я. – Это наверное потому что ты больше, и больше денег находишь.

     Тут я погрузилась в свои раздумья и подсчёты. Моих двух рублей и девяноста копеек хватало только на пупса, а мне нужна была большая кукла, на неё ещё искать и искать, как жалко что я не заметила ту пятёрку которую бабушка нашла, теперь она потратит её как обычно на еду, нет чтобы на кукол. Ладно, может завтра и мне повезёт найти пятёрку. Может надо внимательнее присматриваться к кучам? Вдруг ещё кто не найдя под рукой газеты вытрется трёшкой… Или двадцатипяткой, вот бы было хорошо! Мечтала я по пути домой, главное не упустить свой шанс! С этого момента я уже бежала впереди бабушки и быстро осматривала территорию, а то она хоть и жалуется на плохое зрение, а на прошлой недели десятку нашла, сегодня пятёрку, эти деньги мне нужны больше, рассуждала я. Бабушка видя такой мой энтузиазм только веселилась и уже через несколько дней преподала мне урок грамотного поиска.

 Мы шли по парку, точнее она шла, а я "неслась как угорелая" куда-то вдаль на встречу приключениям.
 
 – Рита! – крикнула она мне очень строго. – А ну-ка иди сюда. – такой серьёзный тон ничего хорошего не предвещал. «неужели она заметила, что я без шапки вышла на прогулку?!» - завертелось в моей голове и я с опаской приблизилась к ней.
А она уже нашла какую-то палку и тыча ей в кучу листьев, укоризненно на меня смотрела.

 – Посмотри сюда, это что? – я посмотрела и аж вскрикнула:
 – Ой, три рубля! А я их пропустила. - созналась я, глядя заворожено на новенькую купюру.

 – А всё почему? – допытывала она.

 – Потому что я «ношусь как угорелая» и не смотрю под ноги. – грустно сделала я вывод.

 – Правильно. А этот трояк мог найти кто-нибудь другой, например тот мальчик, - она указала на паренька сидевшего неподалёку на скамеечке рядом со своей мамой и о чём-то с ней беседовавшего. – Видишь какой он воспитанный, слушается родителей, такие, как он всегда находят всё самое хорошее. – назидательно сообщила она.
 
     Я посмотрела на мирно общающегося мальчика с ненавистью: «Вот же гад. С чего это ему всё самое лучшее?! Так не пойдёт приятель, я тебе ещё покажу как надо быть примерным!»
     Носиться я конечно не стала меньше, но завидев примерных мальчиков быстро начинала исследовать всё в округе. И некоторое время спустя судьба меня вознаградила и в тёмном углу большого магазина «Молдова» я нашла десять рублей. Орать об этом на всю округу я не стала, терпела почти до дома и уже подходя к нему с трепетом и почти выпрыгивающим из груди сердцем, сообщила бабушке о своей находке. Не забыв при этом пройтись по соседскому пареньку Ваське. Который тоже был со своей бабушкой в том магазине на прошлой недели и ничего не нашёл. А я … какая же я молодец! Более того, на мои рассказы о нашей с бабушкой методике о поиске копеечек и рублей, Васька меня поднял на смех и сказал, что его бабушка ничего подобного ему не рассказывала! А уж она-то у него умная и всё знает.

 – Ну ничего, - ликовала я,- Теперь посмотрим, как все будут смеяться когда я им свою находку покажу! Я теперь самая богатая девочка во дворе!

     Бабушке про свои грандиозные планы я не рассказала, она опять начнёт меня поучать, что всё нужно держать в секрете, и что не надо ни с кем ссорится. А я и не ссорюсь, просто умою Васю перед всеми завтра, чтобы не смеялся надо мной больше.

           ( Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/29/2101 )