восемь авторов в поисках персонажа

Матвей Рахвалов
анти-социальная драма в 8 актах с предисловием и заключением

если хотите присоединиться к проекту, то он здесь:
https://vk.com/wall10675266_926
на текущий момент есть только один акт. привожу:



Восемь авторов в поисках персонажа
анти-социальная драма в 8 актах с предисловием и заключением


Предисловие.

8 персонажей на сцене. Совершают бытовые, каждодневные движения, осуществляют некие функции. 5 минут. Так, чтобы стало скучно всем. Даже им.
Выходит некое лицо театрального вида.

Лицо (к зрителям, с улыбкой, в клоунской манере) - До свидания! Можете уходить! Ничего более вы здесь уже не увидите! (улыбающаяся, щенячья пауза с радостным осмотром каждого в зале). Хотите знать почему? Конечно же, не хотите! Да! Однако вы же сюда пришли ЗА ЧЕМ-ТО и значит хотите что-то получить! Придется вас расстроить... Вы ничего не получите... Однако... именно эту странность я и постараюсь вам... скажем так, показать...

(начинает играть дурацкая музыка)

Ну вот, к примеру, есть такой биологический факт. Каждое живое существо, когда попадает в абсурдную для него ситуацию и не видит при этом из нее ни малейшего выхода, начинает - что бы вы думали? - да! приводить себя в порядок. Давайте вдумаемся в эту фразу - она означает, на секундочку, что ДО этого момента, до возникновения бессмысленности существования, существо было НЕ в порядке. И только сам факт абсурда и невозможности совершать какие-то осмысленные действия в дальнейшем подталкивает тело привести само себя в порядок. Когда муха не может выбраться из комнаты через прозрачное стекло, она начинает чистить крылья. Когда коту ну совершенно уже нечего делать в пустой комнате, он начинает вылизывать... хвост.

Что же делает человек? Одну треть жизни он спит. Вторую треть жизни он работает. Последнюю часть жизни, - утром и вечером - которую он мог бы посвятить размышлениям о жизни, смерти или о смысле собственного существования - он тратит на то, что.... приводит себя в порядок. Свой дом, машину, семью - себя, в общем. Не хочется думать о том, что человек, таким образом, пытается спрятаться от невозможности пролететь сквозь невидимое стекло или выйти из комнаты, кроме которой в жизни больше уже ничего не будет, то есть от самой абсурдности существования. Но разве есть другая возможность - думать о чем-то другом? Давайте посмотрим!
(уходит).

Первый Акт.

Все восемь персонажей спускаются в совершенно пустой зал - после предисловия все послушно вышли (возможно, никого и не было вовсе). Теперь в зале восемь человек, а сцена пуста. На сцене гаснет свет, в то время как по залу расстилается тусклый - достаточный лишь для различения силуэтов - полумрак. Все восемь персонажей рассаживаются в восьмом ряду и молча смотрят на сцену. Смотрят не менее восьми минут кряду, четыре из которых звучит совершенно невыносимая музыка, завершающаяся грохотом. Спустя мгновение в левой части сцены на самом верху зажигается лампа - обыкновенная, накаливания. От нее книзу, слегка раскачиваясь, тянется венчающаяся петлей веревка. Спустя еще мгновение справа зажигается еще одна лампа, освещающая стоящий под ней табурет.

Первый: Согласитесь, отсюда гораздо приятнее смотреть.
Второй: Естественно. Если нам всегда смотреть отсюда, мы совершенно точно всегда будем видеть пустоту. Пока мы здесь - нас там нет. И никого нет. Когда же мы там - мы видим их (Второй чуть приподнимается в кресле, вертит головой, рассматривая теплую пустоту зала, слегка засаленные бархатные спинки, плешивые подлокотники, вздернутые, как стульчаки, сиденья), а они - видят нас. То есть все видят всех. А это как-то не очень. Это прям расстраивает.
Третий: Почему же?
Второй: Когда всё есть для всех - это обнищание.
Четвертый (перебивая): А когда ни у кого ничего нет - это нищета! Цинично и не оригинально!
Второй: Я не пытаюсь быть оригинальным.
Четвертый (нервно): Со времен своего рождения ты - копия! (короткое молчание) Это черт знает что такое! Мало того, что я вижу пустоту, которую 10 минут назад заполнял, так еще теперь та наполненность, которую я наполнял своим присутствием там, - полна мной и опустошена мной же! Это невыносимо! Я могу быть только там, где был и к чему приучен и привычен! Здесь - я не могу. Здесь я сижу. И не на своем месте. Это чужое место. У меня и билета нет! Нет! Билета! (вскакивает)
Пятый (тихо и почти нежно): Да угомонись же ты (Четвертый садится). Зато посмотри, как там теперь красиво: тихо, уютно, свежо, неторопливо, ненавязчиво, чуть тепло и неярко и, главное, - пустынно. А пустынно - это не пусто. Пустынно - это сухо. Это - мечтательно. Оазисно. Солнечно. Верблюдно. И - никого! Ни-ко-го.
Шестой (передразнивая): И-го-го! Верблюдно ему! Корабельно ему! У него вместо горбов - фок- и грот-мачты! Бушприт морды, венчающийся трехгубным утлегарем, жадно втягивает раскаленный воздух и колючий, как подросток, саксаул! Трехпалубник! Трехпалубник! Мартин-гик! Эзельгофт (и это не еврей!) Фор-брам-рей! Фор-брам-рей!
Седьмой (протяжно): Эгегей! Но хватит! Стоп! Достаточно! (стало очень тихо - лишь призывно на сцене колышется петля) А где же все они? Хотя... чего я спрашиваю? Мы же сами их выгнали... Чтобы что-то искать, нужно что-то потерять, а мы этого даже не приобретали...
Восьмой (романтично, но слишком экзальтированно): Но счастье! А как же счастье? Ведь его тоже постоянно ищут! Но это же не значит, что его потеряли - просто его еще не приобрели!
В ответ все семеро лишь негромко, коротко и немного сочувственно рассмеялись.
Восьмой: Но постой же, постойте... (он запнулся, замолчал) То есть вы хотите сказать?...
Первый: Это миф. Счастье никогда не было утерянным или потерянным, ибо его никогда и не было. Его ищут лишь потому, что просто нужно что-то искать, чтобы не плутать бессмысленно.
Восьмой: Но как же... Как же тогда?... Как же... (встает и идет к сцене)
Седьмой: Ну так вот: без них вроде и грустно и пустынно, но есть ли смысл горевать о том, от чего избавился добровольно? Если ли смысл стоять возле мусорного бака и тосковать по свежевыброшенному мусору? Стоит ли судорожно собирать в ладонь с асфальта собственный тягучий плевок? Артист нужен тогда, когда ничего нет, а зритель - когда просто скучно.
(Восьмой всходит на сцену, встает на табурет и пытается накинуть несуществующую петлю).
Гаснет весь свет.

Второй акт.