Две недели отпуска. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
  КНИГА               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.»

                Глава 2. ТВОИ ЛЮДИ, ЗАВОД.


                ДВЕ НЕДЕЛИ ОТПУСКА

В конце марта Лейб Шмулевич Фридман собирался в отпуск.
Старый кадровый рабочий завода, он, даже достигнув пенсионного возраста, не расстался с родным цехом. Много лет работал он слесарем-монтажником. Пожалуй, трудно найти во втором судомонтажиом цехе более опытного специалиста по монтажу главного двигателя.

Его бригада была одной из самых лучших в цехе. Сейчас он передал её в надёжные руки: Михаил Петрович Гончаров - отличный бригадир. Умело сохраняет он традиции, сложившиеся в коллективе.

Во время отпуска Лейб, Шмулевич собирался навестить своего брата в Киеве. Уже куплены билеты. Собраны и уложены вещи, приготовлены в дорогу чемоданы.

Телефонный звонок раздался неожиданно. Вот казалось бы — обыкновенная бездушная машинка — телефонный аппарат. А как по-разному звучат его сигналы. Они могут быть настойчивыми и требовательными, бесцеремонными и робкими, тревожными и радостными. Мы почему-то почти всегда безошибочно узнаём, кто нам звонит, какую новость мы сейчас услышим, с каким человеком соединят нас провода.

Этот звонок был тревожным. Звонил Виктор Маркович Антипенко, начальник цеха. Случилось непредвиденное. На траулере «Баженовск» накануне испытывали главные двигатели. И оказалось, что при нагревании во время работы они не входят в допуски заданных размеров. Это были новые двигатели, технология их центровки не была тщательно разработана, и... не прошла проверку. Были допущены ошибки, и всё пришлось начинать с начала.

Легко сказать: сделать перецентровку двигателя. Это не автомашина, а большой морозильный траулер. Только один двигатель занимает двухэтажное помещение приличных размеров. Нормами предусмотрено проводить центровку двигателя за месяц. Но цех не мог ждать так долго. А ведь перецентровка займет ещё больше времени: сначала надо его демонтировать. Для руководства работами нужен был грамотный и испытанный человек, который разбирается во всех тонкостях этого дела.
Вот поэтому Виктор Маркович и звонил домой Фридману, который в буквальном смысле уже сидел на чемоданах.

Лейб Шмулевич всё понял. Он сдал билеты, надел робу, каску и пошёл в цех.

Две недели шла битва за график. Круглосуточно дежурили бригады монтажников. Люди работали самоотверженно.

Когда я попросила мастера спецучастка по монтажу главных двигателей Илью Евсеевича Рускола назвать имена лучших рабочих, он взял мой блокнот и, тщательно обдумывая, записал чёткими буквами фамилии всех членов бригады М.П.Гончарова и бригады Н.П.Махоты, принимавших участие в экстренных работах.

Я спросила его о Фридмане.

; Ему, конечно, было нелегко, ; сказал Илья Евсеевич, всё-таки шестьдесят шесть, лет ; это не тот возраст, когда бегают по судовым трапам, но Лейб Шмулевич  отработал отлично. Все мы ему очень благодарны.

Второе испытание двигателя прошло успешно.

Минуло две недели, и Лейб Шмулевич, убедившись, что всё уже в порядке, наконец-то ушёл в отпуск.

А в редакции нашей газеты тоже раздался звонок. Секретарь парторганизации цеха Анатолий Васильевич Фатеев предлагал тему для газетной корреспонденции: «Напишите о хорошем человеке, он очень нам помог. Записывайте фамилию - Фридман Лейб Шмулевич, пенсионер, продолжает работать в цехе  по инструменту и оснастке. Недавно произошло следующее...».

Ну, о том, что произошло, читатель уже знает. Старый рабочий и его соратники по труду, его преемники в нелегкой и почетной профессии судостроителя не подвели завод. Траулер «Баженовск» скоро выйдет в свое первое, плавание.

21.5.80г.

                Л. ХАСХАЧИХ.