Настоящая ошибка царя Эдипа

Давид Павельев
Д. Павельев
Настоящая ошибка царя Эдипа
("Вся правда о Древней Греции" # 4)

Сегодня у большинства из нас слово "Эдип" ассоциируется прежде всего не с царём, а с названным в его честь комплексом. Я же, когда слышу "Эдип", вспоминаю слово "ошибка". Почему? Ну хотя бы из-за того же комплекса. Раз без этого нельзя, то придётся поговорить и об этом. Психоаналитики считают, что мы с вами все без исключения "эдипы". Лично я знал людей, у которых имелось в наличии сее психическое отклонение. Вместе с этим я знаю ещё больше людей, у которых его нет. Кроме того, в том, что известные мне пациенты страдали эдиповым комплексом, виноваты были, как ни странно, сами же их родители, которые на вопрос своих чад "как я появился на свет?" отвечали во всех подробностях, а то и наглядно демонстрировали на примере понятно каких фильмов.

Во-вторых, я вспоминаю об ошибках, потому что мы уже порядком подзабыли историю царя Эдипа, прибавив к и без того обильным несчастьям этого героя ещё и забвение с оттенком позора. Мы подзабыли, что всё, в чём его обвиняют, он делал не потому, что ему этого очень хотелось, а по неведению.

В-третьих, мне кажется, что ни древние греки, ни мы с вами так до конца и не поняли, в чём же заключалась настоящая ошибка царя Эдипа. Об этом, собственно, мы сейчас и порассуждаем. Но для начала факты и только факты.

Давным-давно жил-был царь Лай. И вздумалось ему жениться на писаной красавице Иокасте. Лай был человеком суеверным, что в те времена было в моде, и потому обратился за одобрением к оракулу. Оракул был не то, что бы против этого брака, просто предупредил, что рождённый в браке сын убьёт своего отца. Хорошенько поразмыслив, Лай пришёл к мысли, что женитьба слишком приятное занятие, чтобы отказываться от него из-за такой досадной мелочи.

Долго-ли, коротко-ли сыграли свадьбу, а вскоре и сын не замедлил родиться. Тут Лай вспомнил, что умирать больно, и принял решение убить сына, пока тот не успел убить его самого. Младенца швырнули на дно ущелья, но назло всем он выжил, был подобран добрыми людьми и отдан царю соседнего города на воспитание (когда читаешь античные мифы, ловишь себя на мысли, что тогда жили одни монаршие особы). Соседский царь обрадовался, младенца усыновил и назвал его Эдипом.

Вырос Эдип сильным и здоровым. И не знал он никакого горя, пока в один прекрасный день не заявился оракул и не ошарашил его предсказанием: судьба Эдипа убить своего отца и жениться на своей матери. Эдип, разумеется, никогда не помышлял об убийстве своего приёмного отца, которого считал родным, и уж тем более о таком вот браке. Но вместе с тем Эдип оказался пареньком суеверным (в отца пошёл, видимо), и потому сбежал из дома от греха подальше, и стал скитаться по окрестностям. Внезапно он набрёл на какого-то отвратительного вида сварливого мужика, который ему нагрубил, а потом и в драку полез. Эдип, будучи спортсменом, одной левой отправил мужика в нокаут, от которого тот уже не оправился. И не было бы столько внимания к этому эпизоду (подумаешь, в мифах на каждой странице кого-нибудь вот так вот отделывают), если бы мужик не оказался тем самым подлецом Лаем.

Только Эдип пока что ничего этого не знал, а спокойно добрёл до родного города, где его ждал очередной сюрприз. Оказывается, город захватило некое неведомое существо по имени Сфинкс. Оно ловило на улице какого-нибудь горожанина и устраивало настоящий экзамен - загадывало загадку следующего содержания: "Кто утром ходит на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх?" Горожанину не хватало эрудиции ответить (в школу тогда ходили не все, а может быть, в то время в Греции ввели ЕГЭ - кто знает?). Тупость горожан приводила Сфинкс в бешенство, и оно прямо на месте сжирало несчастного, даже косточек не выплёвывая.

И тут появился Эдип. Очевидно, он был не только спортсмен, но и философ, потому сразу выдал Сфинксу ответ: "Человек!" Не выдержав позора, Сфинкс в панике бежало из города, а благодарные горожане стали чествовать чемпиона на все лады как только умели. Место царя в то время было вакантно (по описанной выше причине), так что вопрос "как наградить героя" решался сам собой. В качестве бонуса к трону к Эдипу перешла бы и бывшая царская жена Иокаста. Эдипа, не знавшего, что это его мать, не пришлось долго уговаривать принять все эти благодарности (вот тут-то он и совершил свою настоящую ошибку, к чему я ещё вернусь).

Что было дальше? Дальше было несколько лет приятной и беззаботной жизни, пока в очередной раз не заявился оракул и не раскрыл всем правду. Буду краток: в конце концов все умерли в жутких муках, не выдержав позора, и в историю вся эта нечаянная чехарда так вот и вошла. Что поделать - за нечаянно бьют отчаянно.

Когда греческие дедушки рассказывали своим внукам эту историю, мораль была такая: слушай оракулов, от судьбы не уйдёшь, на всё воля богов. Если на Олимпе после очередного пира решили, что сын убьёт отца, значит так тому и быть, смирись с этим. Впрочем, по мнению дедушек, не всё было так безнадёжно: Лай мог и не жениться на Иокасте, чем предотвратить все эти перипетии. Но на смену греческим дедушкам пришёл дедушка Фрейд, и мы оказались ещё дальше от понимания истинной ошибки Эдипа.

Эта ошибка была совершена не во время убийства Лая, потому что убийство, говоря современным юридическим языком, было непреднамеренным. Эдип всего лишь превысил норму допустимой самообороны: возможно, не рассчитал силу (мало кто в его возрасте умеет полностью себя контролировать). А может это был единственный шанс остаться в живых, история ведь не оставила нам данных о физической силе Лая. В наши дни Эдип мог бы получить условный срок и вернуться к нормальной законопослушной жизни.

Нет, ошибка была совершена тогда, когда Эдип принял царский трон. Откажись он от него, и ему не нужно было бы жениться на Иокасте, то есть своей матери, и всех бед возможно было бы избежать. На худой конец, если политическая ситуация в городе была уж настолько плачевна, Эдип мог бы принять трон, но отказаться от Иокасты. Всё-таки она была гораздо его старше, да и вряд ли он успел бы полюбить её как женщину. Но Эдип не отказался, и тем самым подписал себе приговор!

Мы спросим: почему? Элементарно! Просто Эдип был убеждён в том, что раз он одолел Сфинкса, то ему причитается награда. Ведь большинство из нас согласится с тем, что если человек сделал дело, он обязательно должен быть вознаграждён. Тем более, если он сделал такое дело, которое никто кроме него сделать не смог. В таком случае он достоин самого-самого. Этому нас учат сказки: достойный герой в финале должен получить как минимум пол царства и любовь прекрасной дамы. А иначе зачем стараться? Стимула нет.

Потому кто откажется от богатства, славы, власти, обладания красивой женщиной или мужчиной (нужное подчеркнуть)? Да немного таковых сыщется, несмотря на то, что никогда не знаешь, что с собой помимо внешнего блеска несут все эти блага.

И совсем не обязательно, что мы окажемся в самом деле достойными награды. Что такого особенного сделал Эдип? Чтобы решить загадку Сфинкса не нужно быть Шерлоком Холмсом и проявлять чудеса дедуктивного метода. Просто у Эдипа хватило выдержки и смекалки. Он не впал в ступор, в отличие от большинства "посредственностей", которые искали подвох там, где его нет. Эдип сумел сориентироваться и благодаря этому сумел дать самый простой и потому правильный ответ. Это отнюдь не означает, что он будет самым лучшим царём для города.

Но никого это не беспокоит. Потому что закон "сделал благо - вынь да положь награду" свят для всех. Может, Эдип и не был столь расчётлив, просто, победив Сфинкса, он проникся мыслью, что должен быть вознаграждён.

Никаких трагедий не было бы, если бы Эдип был чуть более бескорыстен. Если бы он сказал: "Да, товарищи, вышло так, что я прогнал Сфинкса. Но вы должны выбрать царём того, кто больше всего подходит на эту должность, а не меня. И жениться на женщине только потому, что она достанется мне в награду, я не хочу, какой бы красавицей она ни была. Я женюсь на том, кого полюблю сам, и кто полюбит меня." Всё. Разве это так сложно?

Вы всё ещё хотите всегда и непременно получать награды? Или хоть иногда, но быть бескорыстными?