Можно ли голод 1932-1933 годов назвать геноцидом?

Равиль Байбурин
         28 ноября 2006 года Президентом Украины В. Ющенко был подписан закон Украины «Про голодомор 1932-1933 років в Україні», в котором Голодомор 1932-1933 годов в Украине признан геноцидом украинского народа.

         Но можно ли массовый голод, пусть даже вызванный не только природой, но и человеческим фактором, называть геноцидом?

         Никак нет! Голод и геноцид – это совершенно разные понятия.
 
Ведь что такое геноцид?

Ответ на этот вопрос дают справочники и словари, а также Конвенция ООН от 9 декабря 1948 года.
Там написано, что:

 «Геноцид – это поголовное уничтожение или создание условий, ведущих к уничтожению всех представителей той или иной нации без всякого учёта их пола, возраста, профессии или общественного положения».

То есть, геноцид осуществляется в отношении одной нации представителями другой нации.
Ярким примером этого является планомерное и систематическое уничтожение евреев немцами в годы Второй мировой войны, получившее название «холокост».

         А разве голод 1932-1933 годов был направлен против исключительно одной нации – украинцев?

 Нет, конечно.
Ведь на Украине, в том числе и в сёлах, жили представители множества разных народов – украинцев, русских, сербов, немцев, греков, евреев, татар.
А потому беда была общей для всех народов, населявших УССР. Ведь голод не разбирал национальности жертв, он разил всех без разбора, кто оказывался в зоне катастрофы. 

• Как пишет российский профессор Виктор Кондрашин:

«Голод равной мерой коснулся села с русским и нерусским населением и не имел «национальной специфики», т. е. направленности против какого-нибудь одного народа».

         И потом. Массовый голод 1932-1933 годов охватил не только Украину. Он охватил также:
-  Среднее и Нижнее Поволжье,
-  Дон,
-  Кубань,
-  Южный Урал,
-  Западную Сибирь,
-  Северный Кавказ,
-  Казахстан.

То есть, самые развитые сельскохозяйственные районы Советского Союза.
К тому же с продовольственными проблемами, голодом сталкивались и в таких регионах, как: Армения, Молдавская республика, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Татария, Башкирия, Калмыкия, Карелия, Удмуртия, Центрально-Чернозёмная область, Восточная Сибирь, Дальний Восток.
Об этом свидетельствуют многие документы.
 Поэтому горе было общим для всех.

         И когда я слышу вопли национал-пакостников о том, как «палач Сталин специально морил голодом представителей украинского этноса», мне хочется сказать им:

«Покажите, хотя бы один документ, который подтверждал бы «злую» волю Сталина, вдруг захотевшего уничтожить именно украинцев».
 «Будь ласка, предоставьте их для всеобщего ознакомления».

 Тем более за последние годы рассекречены и обнародованы огромное количество документов того периода. И если бы в кабинетах ГПУ планировали широкомасштабную кампанию по искоренению представителей украинской национальности, то хоть какие-то документы на эту тему должны были сохраниться в пыльных архивах.
Однако ни одного документа, где говорилось бы о сознательном  и спланированном истреблении именно украинцев, никто до сих пор так и не нашёл и не представил.
Потому что в действительности не существует никаких секретных директив с указанием уничтожить миллионы людей украинской национальности.
Наоборот, есть масса документов, которые опровергают «спланированный геноцид украинцев».
К примеру, в середине сентября 2008 года на официальном сайте МИД России были опубликованы 200 документов 1930 – 1934 годов, связанных с голодом в СССР, из фондов российских федеральных архивов. Это Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ); Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ); Российский государственный архив экономики (РГАЭ); Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ).
Значительная часть этих документов относится, как раз, к происходившему в то время на Украине.

• И они, как пишет С. Лозунько,

«Убедительно опровергают версию, активно насаждаемую националистами во главе с Ющенко, а именно – что голод был организован специально с целью уничтожения украинцев».

Эти документы «позволяют ответить на важный (с точки зрения «а был ли целенаправленный геноцид Украинцев?») вопрос: действительно ли от голода пострадала только «особо опасная для советской власти» Украина?»

Документы также свидетельствуют «о мерах, предпринимавшихся властью в ответ на голод на Украине. Была ли власть заинтересована в распространении голода на Украине? Организовала ли она его специально?»

Не случайно многие известные советологи на Западе, среди которых Арн Гетти, Герберт Хертле, Олег Арин, Александр Даллин, констатировали отсутствие сведений, что голод «был намеренно направлен против украинцев».

В 2008 году в Киеве вышла монография профессора Университета Западной Вирджинии (США) Марка Таугера «Голод, голодомор, геноцид?».
 В ней изложен огромный фактологический материал.
И этот массив информации во многом опровергает аргументы о голоде в ССР 1932 – 1933 годов как геноциде украинского народа.

Ложь, распускаемая нынешними национал-патриотами о том, что голод был заказан и реализован коммунистами, является на самом деле защитной реакцией реставраторов капитализма. Таким «макаром» они стремятся отвлечь внимание народа от позорных результатов своей деятельности за годы независимости.

         Ну а теперь, давайте с этнических позиций посмотрим на виновников трагедии.
В последние годы отдельные наши политики и СМИ всё чаще и назойливее пытаются убедить нас в том, что голодомор был преступлением, которое совершили русские в отношении украинцев («…у 33-му році кацапи вивезли все зерно з Україні і 10 мільйонів українців померло»).
Значит, по логике вещей, все виновники трагедии должны быть «москалями».

         Кого же мы видим на вершине пирамиды?

• В Москве сидел Иосиф Сталин (Сосо Джугашвили) – грузин.

• Украинским его наместником в те годы был Лазарь Каганович – еврей.


•    А в руководстве УССР на первых ролях значились Влас Чубарь, Николай Скрыпник, Григорий Петровский, Панас Любченко – все этнические украинцы, Станислав Косиор - поляк.

• Кампанией хлебозаготовок в Украине командовал Мендаль Хатаевич – еврей.

         А кем были те тысячи непосредственных исполнителей директив Сталина и его соратников?
 Кто усердно «выбивал» у крестьян последнюю горсть зерна?

Иосиф Виссарионович ведь собственной персоной в каждую хату не заходил. Это делали десятки тысяч местных активистов, энкаведешников и партработников.
Именно эти подонки служили верой и правдой власть придержащим, принимали участие в конфискациях продовольствия, обрекавших их односельчан на гибель, уничтожали своих земляков.
 Именно они бдительно следили за тем, чтобы никаких продуктов у крестьян не осталось, становились деспотами, готовыми на всё, чтобы забрать у односельчан последние запасы.
Именно они превратили лихоимство, произвол и беззаконие в ежедневную практику.
 И подавляющее большинство среди них – украинцы! Об этом свидетельствует масса документов.
 
 Кстати.
 Об этом же пишет и немецкий профессор Стефан Мерль:
 
«Изъятие зерна происходило, как правило, местными активистами украинской национальности. И этот факт… трудно сочетать с тезисом о геноциде».

 Поэтому не надо перекладывать вину за голод на русских. В действительности, более 100 000 руководящих работников были этническими украинцами.
Получается, что эта очень большая и мощная армия государственных управленцев - этнических украинцев – и реализовала геноцид украинского народа.
Я просто поражаюсь, как можно после всего этого говорить о геноциде, если авторами и исполнителями его (разумеется наряду с другими) являются представители якобы уничтожаемого этноса. Довольно странно это…

Ещё один момент. Если бы Сталин действительно захотел уничтожить именно украинцев, то не стал бы снижать план хлебозаготовок для Украины. А он это сделал. И план, и без того уменьшенный по сравнению с прошлым годом, сократили ещё на 40%.

• Как пишет Александр Васильев:

«Оказывается, Сталин не только не требовал «заморить украинцев как можно быстрее», а, напротив, снижал именно им план хлебозаготовок, в то время как требовал безусловного его исполнения по всем остальным регионам СССР. Вот вам и геноцид».

• Об этом же пишет и Сергей Лозунько:

 «Свидетельством реального отношения Сталина к происходящему на Украине в 1932 – 1933 гг. могут служить его личные письма того периода к советским и партийным руководителям. Это не речи с высоких трибун и не газетные передовицы, а изложение его позиции на конфиденциальном уровне. Эта переписка не даёт никаких оснований полагать, что у Сталина были малейшие замыслы «уничтожить украинцев по национальному признаку». В то же время письма позволяют в определённой степени понять причины, вызвавшие тяжёлые последствия (голод и массовую гибель населения), и логику тех или иных действий советского руководства, имевших отношение к рассматриваемой теме…
…для сохранения республики в составе СССР он предлагает не этнические чистки и «заселение русскими», а превращение Украины в образцовую республику, и требует не жалеть на это денег. Кстати, 500 тысяч членов украинской Компартии – это и есть те, кто в первую очередь осуществляет хлебозаготовки (геноцид, т. е. уничтожение по этническому принципу, украинцев – руками этнических же украинцев? Таких геноцидов история не знает».

• С. Лозунько высказывает своё мнение и о телеграмме Сталина Кагановичу от 19 августа 1932 года:

«Чем примечательна эта телеграмма? Во-первых, прямым указанием на регионы, которые, как и Украина, пострадали от голода: Северный Кавказ, Средняя Волга, Западная Сибирь, Казахстан, Башкирия.
Во-вторых, это письмо напрочь отвергает утверждения о том, что другим районам СССР помощь оказывалась, а Украине нет, либо в последнюю очередь. Как видим, всё наоборот: украинцев Сталин требует «удовлетворить» в первую очередь, а в отношении других (из регионов с русским, казахским, башкирским и т. д. населением) –вопрос оказания помощи отложить.
Так что «предвзятое отношение к украинцам» у Сталина скорее со знаком «+».

Если громится какой-то регион, то зачем же ему потом оказывать помощь?
 
И если бы власть сознательно шла на организацию голода с целью геноцида украинцев, то вряд ли можно было ожидать от организаторов голода помощи голодающим. А помощь была. 
И об этом убедительно свидетельствуют опубликованные документы российских архивов.
 Например, 13 документов (это Постановления Политбюро, СНК СССР) о помощи Украине семенами; 4 документа о продовольственной ссуде; 38 документов о непосредственной помощи продовольствием голодающим Украине.
А ведь были ещё и телеграммы члена политбюро КП(б)У Хатаевича об оказании помощи продовольственными ресурсами.
Были официальные обращения к руководству командующего Украинским военным округом Якира и командующего Черноморским флотом Раскольникова. Якир дважды обращался к руководству Украины и затем в Москве лично к Сталину. Раскольников же предложил вскрыть военные склады и помогать населению.

Эти  документы говорят о том, что власти предпринимали усилия, направленные не на распространение голода (как это должно было бы быть при спланированном геноциде), а наоборот – на борьбу с голодом и его последствиями. Этому свидетельство – те меры и та масштабная помощь, которая оказывалась голодающим районам Украины. Часто даже за счёт голодающих районов России.

• Марк Таугер задаётся вопросом:
 
«Если государство хотело уничтожить украинцев, то почему была образована отдельная республика, где в 20-е и даже в 30-е годы активно проводилась украинизация?»

И отвечает:

«Да известны случаи ликвидации целой республики, как это произошло с автономией немцев Поволжья. Если такое решение даже было ответом на сопротивление поволжских немцев советской власти, то в 30-е годы очень трудно найти примеры массового сопротивления украинцев правящему режиму, особенно если речь идёт о 1932-м. И потом, если государство хотело расправиться с украинцами, то почему так много представителей этой национальности занимали в то время ответственные посты?»

         Таким образом, можно сделать следующий вывод: никакого «геноцида» - то есть истребления именно украинцев – не было.
А была величайшая трагедия всех народов, живущих тогда в Советском Союзе.
Поэтому не следует  обвинять Россию и русский народ в геноциде против украинцев. А лучше честно и объективно, без политической подоплёки и излишнего шума изучать период голода 1932-1933 годов, особенно причины этой трагедии – чтобы никогда не повторить её.