Cнегири, снегири и снег

Ирене Крекер
  Одна из миниатюр из книги "Снежная рапсодия"

   Конец февраля, а на юге Германии в земле Баден-Вюртемберг всё ещё нет настоящей зимы. Как-то однажды выпал снег, это было ещё до рождественских праздников, но сразу растаял. В середине января мы только неделю любовались сосульками в память о сибирской зиме. Температура воздуха в последние дни - плюс-минус три градуса. Синоптики обещают неожиданное потепление. Многие деревья до сих пор не сбросили свой зелёный наряд. 

                *  *  *

   Помню, что живя в Сибири, купаясь в сугробах снега, я не раз думала словами песни из мультфильма "Зима в Простоквашино":

"Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы".
 
   Тогда я, конечно, не знала, что это стихи детского поэта Юрия Энтина на музыку знаменитого композитора Евгения Крылатова.   
   "В мультипликации музыка как бы чуть-чуть "игрушечная", - говорит сам композитор. -  Здесь даже в её исполнении состав оркестров, как правило, иной – меньше. Но, тем не менее, принцип сочинения тот же самый. Всё расписывается по кадрам до съемок – буквально по секундам".
 
   Сергей Курий вспоминает: "Забавно, что версия песни, изданная на пластинке, довольно разительно отличалась от той, что звучала в мультфильме – её темп стал медленнее, а в звучании отчётливо стали слышны звуки... цыганочки! Далеко не все знают, что песню мамы Дяди Фёдора в мультике исполняла певица Валентина Толкунова. С тех пор она не раз пела «Кабы не было зимы» на юбилейных концертах Крылатова, а с его семьёй дружила вплоть до самой смерти».

"Кабы не было зимы,
В этом нет секрета,
От жары б увяли мы,
Надоело б лето.
Не пришла бы к нам метель
На денёк хотя бы,
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы".
 
   Почему-то сегодня мне вспомнился этот мультфильм. Мы с мамой любим смотреть его длинными зимними вечерами, когда в доме спокойно и тихо. В душе наступает умиротворение. В такие вечера мы часто говорим об отце, который ушёл из жизни рано, но был оптимистом по натуре и любил всё прекрасное: поэзию, музыку, театр. В нём уживались мужчина, перенёсший на своих плечах горести и тяготы тяжёлого военного и послевоенного времени, и чистая душа ребёнка, который умел радоваться прекрасной погоде, узорам, разрисованным морозцем на окнах, красногрудым снегирям, неожиданно появляющимся на деревьях, детям, строившим зимние ходы, снежных баб во дворе.  Он всегда улыбался своей простодушной улыбкой и находил время для всех, даря доброту и ласку.
 
   Отец любил выступления Валентины Толкуновой. Ему нравились её простота и естественность, спокойное исполнение песен.  А мультфильмы... Они всегда были интересны даже мужчинам, прошедшим годы суровых испытаний, когда ты не знаешь, что готовит тебе судьба.
    "А мне вот, - подумала я с грустью, - судьба уготовила зиму без снега, без снегирей и без сибирских снежных сугробов".

                *  *  *

   Выхожу на улицу и замираю в удивлении. На ветках дерева – красногрудые снегири. Как током меня пробило. Откуда они здесь? Не привет ли это с родины? Подарит мне сегодняшний зимний день что-нибудь необычное?
   А память выдаёт уже другую картину прошлого: птицы как будто прилетели из рабочего зимнего дня, забытого в суете повседневности.

"Поиспачканы в чернилах твои пальцы,
Ты тетрадки проверяешь и во сне.               
Просыпайся же скорее, просыпайся, 
Улыбнись весне и мне.               
Снегири, снегири в окне,
Снегири, снегири и снег.
Снегири, снегири в окне,
Снегири, снегири и снег".

   Когда же это было? Да, в начале семидесятых, когда я молодым специалистом пришла в школу. Всё - новое, взрослое, профессиональное: учителя, ученики, обстанов... Осень в тот год, как всегда в Сибири, была короткой, недолгой. А в начале октября уже повалил снег. В свободное от работы время мы с коллегами спускались в мою небольшую квартиру при школе. Марк Иванович раздвигал меха баяна, и мы, учителя средней школы, вдохновенно пели. И как пели!  Тогда эту песню я услышала впервые.  Исполнял её мой молодой коллега, учитель истории.  Мне казалось тогда, что он сам сочинил песню для меня, длинноногой молодой учительницы литературы, впервые в новом качестве переступившей порог школы.
 
"Это очень хорошо, когда мы вместе.
На сибирской молодой земле.
Припорошены морозом мои песни.
Это песни о тебе.
Снегири, снегири в окне,
Снегири, снегири и снег..."

   "Снегири, снегири и снег…" раздавалось за окнами по вечерам. Я не удивлялась тому, что мои десятиклассники, улыбаясь, как бы между прочим, напевали эти бесхитростные строки на уроках.  Позже я никогда больше не слышала этой мелодии. Через год покинула стены сельской школы, но память сохранила её слова. Долгие годы для меня было загадкой, кому принадлежат слова и музыка этих строк. Спросить было практически некого. Разбросала нас судьба по разным сторонам Союза, и забылась эта история за давностью лет.
 
   Но вот сегодня, когда я увидела снегирей, сидящих на дереве, мне вспомнилась прекрасная пора юности, когда нам было всё по плечу, и мир казался сотканным из золотисто-светлых вечных красок снежной сказки, постучавшейся в ту зиму впервые в моё сердце.

   Я написала подруге письмо с просьбой вспомнить тот кусочек нашего совместного прошлого и помочь мне воскресить в памяти слова незабытой с годами мелодии. Я знаю, что исполнитель песни проживает в далёком сибирском городе, в котором остались мои коллеги-учителя, ученики и просто дорогие сердцу люди. Может, они помогут воскресить эту страницу нашей совместной жизни и передать Марку Ивановичу слова привета из далёкой Германии... Пока я силилась вспомнить правильные строки песни, подруга откликнулась на мою просьбу через сайт «Одноклассники». Проживая в настоящее время в сибирском городе Новосибирске, она передала мою просьбу бывшим коллегам по школе в городе Междуреченске Кемеровской области. Результатом поиска явилось неожиданное сообщение:
 
   Песня привезена в наш город из Всесоюзного пионерского лагеря «Орлёнок». В интернете, на портале «Орлята», друзьями было найдено письмо-обращение:
«Добрый день, Орлята!
Помните, у нас была любимая песня, мы её пели на смотре.
Это песня нашего красноярского композитора Александра Шемрякова.
Вот она:
 
"Это очень хорошо, когда мы вместе
На сибирской молодой земле,
О морозе эта утренняя песня,
Эта песня о зиме.
Снегири, снегири в окне
Снегири, снегири и снег.
Снегири, снегири в окне,
Снегири, снегири и снег".

   Эту песню потом пели все, не только наш отряд.
А ещё я хочу поделиться с вами радостью: я нашла девочку из нашего отряда, она живёт в Москве".

   Вот так, от воспоминаний - к песне, от песни - к встречам. Нить памяти не прерывается ни на мгновение. Она ведёт нас в те заснеженные дали, напоминает о мгновениях счастья, помогает воскресить в памяти значительные события, не забывать тех, кто дорог.

Каково же было моё удивление, когда я узнала, что автор слов этой песни - Анатолий Третьяков, поэт, знакомый мне с юности. Свою первую песню "Снегири, снегири" он написал в соавторстве с красноярским композитором – песенником Александром Шемряковым в начале шестидесятых годов на трассе Абакан-Тайшет. В те годы с ансамблем танца Геннадия Петухова "Енисейские зори" песня побывала на гастролях в Америке, исполнялась на «Голубом огоньке» в Москве, записана фирмой грамзаписи "Мелодия".
 
   Я знаю Анатолия Третьякова более сорока лет. Он выпустил десять сборников стихов. И каких! Мы, девчонки, зачитывались ими. Теперь мне кажется, что это была заслуга и Татьяны Максимовны, учителя литературы, которая привила нам любовь к поэзии. На литературных вечерах, организованных ею, звучали стихи Анатолия Третьякова, песни, написанные им в соавторстве с известными композиторами Александром Шемряковым, Яковом Хаскиным, Александром Кузнецовым, Олегом Проститовым, Александром Злобиным, Альбертом Лубенниковым и другими.

  Через много лет я вновь читаю его стихи, но только сейчас осознаю, что тогда поэт покорил меня простотой, искренностью и открытостью души.  Его лирика проникнута любовью ко всему на свете.  О чём бы он ни писал: о природе, о небе, о звездах... о снегирях - он всегда говорит о душе человека и о своей ранимой душе.
                *  *  *

   На этом история о снегирях не закончилась. Через много лет, находясь у экрана телевизора, я услышала песню «Снегири» в исполнении Сергея Трофимова.  Это была другая песня, с другими словами и на другую мелодию, она рассказывала о чувствах незнакомого мне человека, вызывала личные переживания, вела в мир прошлого.  Сегодня я уже пыталась осмыслить прошлое с точки зрения настоящего.

"За окошком снегири веют куст рябиновый,
Наливные ягоды спеют на снегу.
Я сегодня ночевал с женщиной любимою,
Без которой дальше жить просто не могу".

 Душа откликнулась на строки внутренней мелодией ушедших счастливых мгновений.
 
"У меня своя семья, жизнь давно отчерчена,
Но себя не обмануть, сколько не хитри.
С этой женщиною я, словно небом венчанный,
И от счастья своего пьяный до зари.

Я смотрю в ее глаза, словно в море синее
И прощаюсь у двери, обнимаю ночь..."

 Песня о любви, встреченной зимой, настигшей её героя внезапно и заставившей петь от счастья до зари, задела потаённые струны души и зажгла пожар духовного волнения, тоски по тем снегирям в юности, которые так и улетели, не оставив откликов и отзвуков в пространстве.
 
"А рябина на снегу плачет белым инеем,
Как продрогшая моя поздняя любовь", -
 
звучат строки через годы и расстоянья, не только навевая печаль, но и давая надежду, вселяя оптимизм и веру в завтрашний день.

Дорогой читатель!

Книга "снежная рапсодия" опубликована в октябре 2016-го. Вы можете частично прочитать её на сайте книги в издательской системе ридеро.ру.
Если есть желание пройдите по ссылке https://ridero.ru/books/snezhnaya_rapsodiya/