Из каких-то деревяшек

Борис Готман
  Внук-подросток, придя как-то после школьного кружка, спросил:

 -Дед, ты в каких войсках служил? В космических?

 -Нет, в авиации.

 -Неважно. Что такое шпангоут, знаешь?

 -Очень даже хорошо знаю.  Не одну шишку о них набил!

 -То есть?
 
 -Очень даже просто в хвосте бомбардировщика головой об один из них треснуться!

 -Короче, - подытожил внук, - раз ты так хорошо их изучил, поможешь мне  сделать четыре шпангоута для ракеты. Остальное я уже почти сделал.

 -Для какой ракеты?

 -Для настоящей! То есть, конечно, с одной стороны, это модель, но с другой – летать будет как настоящая. По расчету должна подняться на  пять километров.

 -А двигатель ты тоже сам сделаешь?!
 
 -Нет, двигатель даст учитель, который кружок ведёт. У меня есть его размеры и схема крепления. Кстати, крепиться двигатель будет к двум задним шпангоутам.
 
  Грамотный  какой,  подумал я и спросил, чтобы немного "подкузьмить" мальчишку,  в полной уверенности, что и слов таких он в своём кружке не слышал:

 -А лонжероны и стрингеры кто делать будет?

 -Никто! - отрезал внук. – В моей ракете их не будет. Для экономии веса шпангоуты поставлю между оболочкой и круглой балкой.

 -Ладно, из чего делать-то будем шпангоуты?

 -Из фанеры!

 -Как это, из фанеры? В ракете, почти настоящей, и из фанеры?!

 -Дед, а ты знаешь, откуда слово  шпангоут?

  К своему стыду, это я не знал. То есть что такое шпангоут и для чего он, знал прекрасно. А слово откуда…

 -Шпангоут (spanthout), - сказал внук, - от голландских  слов  "spant " - ребро  и "hout"  – дерево. Вот и будем делать из дерева. Вообще-то у меня есть напарник, шпангоуты он  должен  был сделать.

 -И что случилось?

 -Да ничего. Только то, что он сделал, я выбросил! А делать опять ручным лобзиком времени  нет. Ты же электрический не дашь?

 -Конечно, нет!  Чтобы ты без пальцев остался?!

 -Поэтому и прошу, чтобы ты сделал. У тебя, небось,  это несколько минут займёт. А отшлифую я потом сам.

  В общем, сделал ему эти шпангоуты. Оболочку ракеты, открывающийся  обтекатель  и балку трубчатую он сам склеил на болванках, которые учитель дал. И парашют, который под этот обтекатель укладывается, он тоже сам сшил.

  Потом оказалось, что на ракету эту ещё и приборы ставятся – высотомер и ещё что-то, а главное – видеокамеры!

  Наконец, в один из выходных повезли нашу полутораметровую ракету на "космодром".  Взял это слово в кавычки, но на самом деле к запуску таких ракет относятся серьёзно  –  только в определённом  месте и в назначенное время, на которое небо над ним закрывают для самолётов. 

  Там установили двигатель – сел точно в приготовленное место.

  У меня всё-таки оставались сомнения в том, что эти бумажки с деревяшками, да ещё с приборами и камерами взлетят, причём на несколько километров.

  Но вот ракета уже на старте.

  Обратный отсчёт:

  "…3,  2,  1 – Пуск!"

  Чёрта с два! Ни дымка из сопла…

  Учитель подошёл, посмотрел, что-то поправил:

  "…3,  2,  1 – Пуск!"

  Чуть пыхнуло дымком, но не более того.

 -Чтобы два раза подряд, - сказал растеряно учитель, - такого ещё не было. Меняем двигатель.

  Через пять минут ракета опять на старте.
 
  На сей раз после слова "Пуск!" она рванулась вверх…

    Окончание следует…

   На снимках:

   1, 2 – бумажки,  деревяшки,  чебурашки;

   3   -  контакт!

   4 -    "ключ на старт!"

   5, 6 – "поехали!"

  Читатели могут посмотреть видеозапись этого запуска с земли и с бортовых камер:   

         http://youtu.be/TspaxPy-OvE