Улица, опередившая время. Москательная

Андрей Демидов 2
                Улица, опередившая время. Москательная


У улицы Москательной особая судьба. Она чем-то опередила время и, пожалуй, даже не в лучших его проявлениях, хотя внешне все выглядело благопристойно. В XIX веке она называлась Москательной, то есть улицей жестянщиков. Лет 150 назад, если у вас прохудился самовар, проржавело ведро или необходимо залатать крышу, вы бы пришли сюда. Все это вам бы мигом устроили профессионалы. Но с 80-х годов XIX века с началом промышленного переворота жестянщиков вытесняют механические мастерские, что построили на Набережной близ Москательной. Бывшие жестянщики устраивались туда рабочими и дослуживались до мастеров. Не случайно немец Бенке построил здесь свой механический завод. История его такова. Немец Герхард Карлович Бенке в 1876 году купил у В.И. Чарыкова землю под механический завод. 23 апреля 1882 года он объединил капиталы сК.И.Курлиным, Ф.Г.Угловым, А.Н. Шихобаловым, П.М.Журавлевым, А.Д. Соколовым, И.Л.Саниным и создал « Товарищество земледельческого и механического завода". Мы не случайно перечисляем фамилии, так как эти люди были самыми богатыми в Самаре, так называемыми «сильными мира сего». Однако прибыль завода оказалась мала в 1883-84гг.- 40 тысяч рублей. Предприниматели надеялись породить могучий промышленный концерн. Они замахнулись на создание Самарской судоверфи. 13 мая 1885 года на воду был спущен первый буксирный пароход. На нем было написано весьма помпезно: "Первый построенный в Самаре». Вот его параметры: длина по ватерлинии 150 саженей, ширина 23 сажени, высота 8 саженей. Корпус - стальной. В 1886 году на заводе трудилось 300 рабочих. Было выпущено еще 2 буксира. Позже пришлось перепрофилироваться лишь на ремонт пароходов. "Товарищество" попало в долги, и вся собственность оказалась в руках почетного гражданина Самары Павла Михайловича Журавлева. После его смерти заводом руководили сыновья. Они приостановили работу цехов и 1 июля 1913 года сдали все постройки в аренду на 12 лет государственному конезаводу. В 1917 году братья успели продать когда-то знаменитое производство А.А.Савельеву за 600 тысяч рублей и растворились в вечности. Все это помнит нынешняя Москательная, ведь ее жители умели бежать впереди телеги.
Далее по четной стороне находится одно из самых таинственных сооружений Самары, Австрийская церковь Белокриницкого толка. Вот что о ней писали "Самарские епархиальные ведомости" в 1914 году: "Наш слух был поражен колокольным трезвоном, правда, мало внушительным. Это трезвонили, как оказалось, на звоннице при молитвенном доме "австрийцев"... Оказалось, встречали крестный ход с торжественной закладкой - престольного каменного храма для самарских "австрийцев" на пожертвованном купчихой М.К.Саниной месте по улице, что между Дворянской и Вознесенской, совершенной самим главой толка Московским лжеархиепископом Иоанном /Картушиным/ с местным "австрийским" духовенством". Газета "Волжское слово" от 23 августа 1913 года писала: "В первых числах сентября предполагается окончить кладку стен. Церковь рассчитана на 700моляшихся. Высота стен до 6 саженей, высота колокольни от уровня земли около 25 саженей. Церковь будет в 2 этажа, с зимним и летним помещением. Отметим, что храм построили на личном участке купчихи Марии Кондратьевны Саниной". Глядя на остатки этого здания, и то удивляешься некоторым сохранившимся деталям: во-первых, это часы, показывающие за полдень, далее множество геометрических фигур, расположенных в странной последовательности. Странность для непосвященных. У масонов часы - знак вселенной, а геометрические фигуры - закодированные знания. Напомним, что с начала века в России и, в частности, в Самаре необычайной активности достигает деятельность международных масонских организаций. В Империи наиболее известен ''Великий Восток народов России". Организацию возглавлял Александр Федорович Керенский. Деятельность организации распространялась на промышленные центры, включая Самару. Масоны ставили задачу отречения царя, установления демократической республики, проведение широких реформ. При этом масонские ложи маскировались то под великосветские балы, то под карточные игры, то под различные секты. Это не удивительно, ведь масоны требовали реформации православия и в этом сближались со старо-обрядцами, включая и белокриницкого австрийского толка. Современник спросит; "Ну масоны, ну старообрядцы. А в чем же они опережали свое время, как это свойственно Москательной?"
В XX веке возросла роль тайных обществ, которые сконцентрировало в себе государство в лице секретных служб. Это уже после человек оказался маленьким винтиком, которым управляют скрытые векторы силы с такими страшными абре-виатурами, как ВЧК, ГПУ, НКВД, КГБ, ну и конечно же, ЦРУ, Массад, Дина и так далее. Анекдотом века можно считать такой: Идет диссидент по Москательной, бывшей, конечно. Порыв ветра срывает с него шляпу. Он возмущенно говорит: "Да что хотят, то и делают" - и пугливо оглядывается по сторонам. А начало всем этим процессам положили масонские ложи и странные церквушки. Увы, но в XX веке человеческие отношения заменились отношениями между тайными магистрами и секретными чиновниками.
Пересекая улицу Саратовскую, мы увидим на правой стороне новострой когда-то знаменитого театра "Олимп", построенного в 1907 году архитектором Платоном Васильевичем Шаманским в стиле модерн. Заказчиками являлись братья Калинины. Строительство велось на пустыре, традиционно выбираемом заезжими цирковыми группами для своих выступлений. В "Адрес-календаре" за 1908 год сообщалось: "Имеется собственный постоянный концертный оркестр... Роскошный буфет... Первоклассная кухня". Зал составлял 1100 мест и являлся самым крупным в городе. Партер мог убираться, и театр превращался в цирк со своей ареной. В сентябре 1909 года самарцам довелось услышать в этом зале с прекрасной акустикой величественный лирический бас - баритон Федора Ивановича Шаляпина. Вот что писала газета "Волжское слово" по этому поводу 20 сентября: "Что же это было? Концерт? - Нет! Это была глубокая захватывающая драма... Совсем не думалось о голосе, который поражал своей мощью и объемом, придавая ему временами, когда это нужно, столь мрачный и трагический тембр, что становилось жутко, а иногда с такой изумительной легкостью переходил в нежнейшее пианиссимо и повествовал о любви, о страданиях и несчастьях людей, что все это западало в сокровенные уголки вашей мысли..." Кого только не видели стены театра "Олимп", кому только не рукоплескали его завсегдатаи. Здесь кривлялся и обезьянничал В.Маяковский с Давидом Бурлюком. Из зала кто-то крикнул; "Маяковский, тебе до дурака два шага!" Тогда певец революции сделал в зал два огромных прыжка и громко сказал: "Ошибаешься, по-моему, четыре". Здесь выступал Собинов. Здесь рвал цепи и гнул рельсы Иван Заикин. Как-то раз он предложил любому изсамарцев попробовать одолеть его в вольной борьбе, обещав победителю сотенную. На "катеньку" не позарился никто, хотя в Самаре были свои доморощенные силачи, такие какМихаил Михайлович Челышев, сын Михаила Дмитриевича, который на скаку остановил тройку сорвавшихся лошадей. А вот каковы были обычные будни "Олимпа". 1916 год. 15 сентября открывается зимний сезон. Репертуар: лубки, пародия, кабаре, канкан. Тут паясничали клоуны всех мастей: рыжие, черные, белые, но наиболее ярко пошутил нектоАдамчик, по паспорту Воля Куйбышев. Он провозгласил здесь Советскую власть. И как говорится в народе: "Цирк уехал, а клоуны остались". К 12 ночи гасли огни цирка "Олимп". Публика разъезжалась, но те, кто не торопился домой, переходили на противоположную сторону в ночной ресторан "Золотой якорь", которым заведовал И.Н.Кучеренко. Но сама улица Москательная вошла в историю России не только тем, что здесь выступали великие артисты, но и по другому поводу. В 1908 году, еще при жизни графа Льва Николаевича Толстого, Городская Дума переименовала ее в честь "зеркала русской революции". Напомним, что в это время во всех церквях этому столпу русской словесности пели анафему, за ряд произведений сажали в тюрьму тех, у кого их находили. Это стало как бы предвестником будущих переименований, когда начали кромсать все, что угодно и как угодно. Москательная оказалась первой в этом ряду не только в Самаре, но, пожалуй, и во всей России.
А Москательная все продолжается, предвосхищая будущее. Не верите? Вот еще один пример. В конце декабря 1903 года на углу Москательной и Сокольничьей был построен Пушкинский народный дом архитектором П.Засухиным. Заказчиком выступал губернский комитет попечительства о народной трезвости. Смета составила 51662 рубля. В 1905 году дом стал печально известен на всю Россию. Здесь возник штаб по подготовке вооруженного восстания. Когда губернатор Засядко после нескольких месяцев нерешительности двинул сюда войска, вооруженные боевики, сопротивляясь, стали прикрываться заложниками из простых граждан и, в первую очередь, женщинами и детьми. Чем вам не Салман Радуев по-Самарски? Правда, в то время навязывалось мнение определенными кругами, что революция превыше всего, что победителей не судят и что мелкобуржуазная гуманность - это пошлость и упадничество. Кстати, за допущение этаких беспорядков губернатор Засядко был отозван из нашего города, а Пушкинский народный дом до 1908 года являлся солдатской казармой.
Напротив разгромленного революционного гнездышка находился отель "Ташкент", постоянно публиковавший такую рекламу: "Номера для одиноких и семейных. Электрическое освещение, центральное отопление, телефон, посыльные, обеды, образцовая тишина, вежливая прислуга. На вымыслы извозчиков не обращать внимания владелец А.Егоров."
Далее по четной стороне располагалась Ольгинская община Красного Креста, здание построено на средства купца Лаврентия Семеновича Аржанова архитектором Тадеушем Севериновичем Хилинским в 1902 году в стиле русский теремок. Немало добрых дел совершили врачи больницы. Они спасали детей от дифтерита, кори, скарлатины, боролись против холеры и чумы во время эпидемий, рискуя собственной жизнью. Здесь же находилось отделение Общества попечения больных и раненых воинах Общества Красного Креста. Сюда привозили раненых с русско-японской войны и, конечно, Первой Мировой. Кстати, тогда в связи с огромным наплывом раненых был брошен клич руководством губернии, и многие самарские дамы бескорыстно работали здесь, как и в других госпиталях, простыми санитарками. В этой больнице 25 июля 1906 ода скончалась от менингита писательница А.Л. Бостром, мать Алексея Толстого. Сегодня в этом помещении, надстроенном в 50-х годах, располагается родильный дом. К сожалению, при последнем ремонте уже в посткоммунистические времена варварски была уничтожена мемориальная надпись о том, кто построил эту больницу. Видимо, нынешним властям даже память о чьей-то бескорыстности неприятна и колет глаза.
Напротив благородной общины Красного Креста по указанию министра Сергея Витте в Самаре в 1895 году на месте небольшой винокурни был выстроен огромный спиртозавод, который в народе стал называться "ликеркой". Таких заводов по России было выстроено несколько. Цель их заключалась в том, чтобы максимально централизовать и огосударствить производство ликеро-водочной продукции. Этим убивалось два зайца. Технологически совершенные производства улучшали качество продукции, увеличивая тем самым поток экспорта. С другой стороны, устанавливались выгодные для государства цены на спиртное, доходы от которого резко пополняли казну. Формула Витте была такова: водка - двигатель экономического и технического прогресса. И, действительно, в таких действиях зарождалась полная финансовая стабильность рубля и его конвертируемость. Водочная монополия позволяла безболезненно пускать в оборот золотой червонец, тем самым, повышая авторитет бумажных купюр не только внутри Империи, но и на мировых финансовых рынках. Получалось, что самарец, опрокидывая чарку и вытирая губы рукавом, автоматически укреплял международный авторитет России. Неслучайно экстремисты, подогреваемые спецслужбами враждебных держав, начали наступление на производство алкоголя, доведя до сухого закона, который во многом дестабилизировал имперскую экономику. Добавим, что это было осуществлено в условиях I Мировой войны, да так, что врачам нечем стало дезинфицировать раны и делать уколы. А в 1906 году самарская ликерка работала на полном ходу, обеспечивая горожан высококачественной дешевой водкой. В кабаке чашка водки стоила не более 5 копеек, а потом еще дешевле. Интересно, что в материалах Самарского архива это производство оценивается в 200 тысяч и числится непосредственно за Министерством финансов /дом 139/, а через 10 домов по Москательной, 149, мы находим саму контору Министерства финансов, стоимостью в 10 тысяч рублей.
Напротив этого здания под номером 148 находилось уже другое производство -безалкогольное. С.М. Трейстер построил здесь Завод фруктовых и ягодных вод. Реклама гласит: "Завод предлагает фруктовые и ягодные воды всех вкусов, приготовленные исключительно на рафинированном сахаре и настоящих соках без примеси вредных и искусственных веществ. Завод уверен, что почтенные покупатели г. Самары так и иногородние останутся довольны и убедятся, что все сказанное соответствует действительности". Заключительным      аккордом Москательной является Вокзальная площадь и здание железнодорожного вокзала, построенное в 80-е годы XIX века по проекту архитектора Николая Ивановича Де Рошефор в стиле итальянского ренессанса. Правое крыло построено позднее по проекту архитектора Генфера. Сюда прибывали все гости Самары, предпочитавшие железную дорогу. Сюда 1 июля 1904 года в 11 часов 15 минут подошел царский поезд. Молодой император Николай Александрович Романов вместе со своим братом Великим Князем Михаилом Александровичем поприветствовали войска, выстроившиеся во фрунт на Привокзальной площади и прогарцевали через всю Москательную в окружении экскортас саблями наголо к Воскресенскому собору. Вдоль всего пути стояли десятки тысяч самарцев, приветствовавшие царственных особ криками "Ура" и подбрасыванием в воздух шляп, картузов, чепчиков, держа в руках портреты Императора, его жены и членов их семьи. Городская Дума в честь этого события приняла решение переименовать Привокзальную площадь в Николаевскую и поставить там бронзовый памятник либеральному царю. Увы, поражение России в войне с Японией подорвала авторитет Императора, памятник не отлили, площадь не переименовали. В качестве вызова дали Москательной, как мы уже говорили, имя непримиримого врага самодержавия Льва Толстого, чей портрет на выставках передвижников стали засыпать цветами. Вот они какие самарцы, ветреные и непостоянные