Мастер Ван и вейци. 3

Юрий Боянович
…И здесь Ван неожиданно поставил чёрный камень просто посередине пустого поля. Обрекая при этом свой окружённый камень на гибель.

Ученики замерли, ничего не понимая.

– А теперь ответьте мне – какие чувства вы испытали, когда увидели такой неожиданный ход?

Ученики переглянулись

– Ну, хорошо, – продолжил Ван. – Я спрошу иначе: как вы думаете, какие чувства возникли бы у вас, если бы в этой партии вы играли за белых, а ваш соперник – за чёрных?

Один из учеников тут же ответил:

– Я думаю, я бы очень удивился, учитель.

Его перебил другой:

– А я бы, безусловно, обрадовался! Ведь соперник пропустил очевидную возможность спасти вот этот окружённый камень. И в то же время, очень рискует, поставив свой незащищённый камень посреди пустого поля!..

– А я, – сказал третий ученик, – честно признаюсь, что испугался бы. Мой противник явно что-то затевает, а я не понимаю, что именно…

– Ну, а я, – вклинился следующий, – разозлился бы! Как это так: лезть своим камнем в ту часть поля, которую я уже считал своей!..

– Как интересно! – засмеялся Ван. – Какие вы разные!.. Ну, а теперь давайте вместе подумаем, какое чувство (европейцы сказали бы «какая эмоция») в этой ситуации и есть самая правильная?..