Трибьют-группы что это такое и с чем их едят?

Михаил Цебусов
То, что группа, исполняющая песни, записанные другими, называются «кавер-группа» (от английского “cover” – покрывать), это уже давно известно.
И не так давно появился термин «трибьют-группа», услышав который многие спрашивают: «А что это такое?»
Если коллектив именуется просто «кавер-группа», то они могут на концерте исполнять песни многих исполнителей, в угоду публике, так сказать, вариант дискотеки, но с играющей вживую группой, на корпоративах, свадьбах и т.п.
Трибьют-группа же (от английского «tribute» - дань, отдавать должное) организуется как дань уважения какому-либо коллективу, то есть кавер-группа, но ориентированная только на одного исполнителя.
Впервые я услышал о таком термине как «трибьют-группа» в 2006, когда увидел на видео-канале YouTube испанский трибьют “Scorpions”, группу “Stingers”. Просто собрались испанские ребята, поклонники “Scorpions” и решили по клубам поиграть любимых песен, а название “Stingers” взяли из последнего слова в названии альбома “Scorpions” 1984 года, “Love at first sting”.
Я сам основал в 2007 году российский трибьют “Scorpions”, название взяли “Lovedrive” – как альбом “Scorpions” 1979 года.
Как поклонник “Scorpions” назову ещё трибьюты из других стран – “In Trance” из Канады, “SCORPIONS Tribute Band (Hungary)” из Венгрии, “Scopyons” из Англии, “The Zoo” из Бразилии...
Первый трибьют на другой коллектив, с кем я познакомился в Москве в 2011, это была группа “Easy Dizzy” – наш трибьют “AC/DC”.
И здесь небольшое отступление – у поклонников высоко ценится, когда трибьют-группа не только хорошо исполняет песни того коллектива, из уважения к которому собрались, но при этом ещё похожи внешне – причёсками, костюмами, а также инструментами и движениями. То есть когда на сцене происходит словно театральное представление, когда у зрителей создаётся впечатление, что они попали на концерт оригинальной группы.
Также трибьют группа свой логотип часто оформляет в стиле и шрифте оригинального исполнителя.
“Easy Dizzy” – очень востребованный в России коллектив, так как оригинальные “AC/DC” у нас после выступления в 1991 году в Тушино больше не приезжали, а народ их песни очень хочет слышать. Самим “AC/DC” наш трибьют так понравился, что они дали им официальное разрешение на исполнение своих песен и барабанщик Крис Слейд отыграл с “Easy Dizzy” тур по России!

Ещё добавлю про наши трибьют группы:
“Moscow Rock City” – работает и как трибьют Элиса Купера, и как трибьют “KISS”, а также проводит концерты, исполняя ряд каверов различных рок-исполнителей
“Sabbath Inside” – трибьют “Black Sabbath” и Оззи Осборна
“Theatre of pain” – трибьют “Motley Crue”
“The Priest” – трибьют “Judas Priest”
“Jeans N' Roses” – трибьют “Guns N’ Roses”
ГКЧП – трибьют “Red Hot Chili Peppers” (RHCP)

Меня спрашивали: «Ну, ладно, “Easy Dizzy” – они востребованы, так как “AC/DC» у нас после 1991 не были. Но зачем нужны другие трибьюты, на тех исполнителей, кто к нас до сих пор ездит?»
На это отвечу так – трибьют группы востребованы в городах, где оригинальные исполнители не выступали – например и мой трибьют на “Scorpions”, “Lovedrive”, и наши венгерские коллеги, “SCORPIONS Tribute Band (Hungary)”, были тепло приняты в Калуге и Смоленске. Когда настоящие “Scorpions” сыграют в этих городах? Высоковероятно, что никогда. Я уж не говорю о таких маленьких городах, где мы играли, как Подольск, Серпухов, Дмитров и Малоярославец.
Да, находятся, радикальные фанаты, кто с неприязнью относится к трибьют группам, и говорит, что идти на их концерт – это себя не уважать, и если уж нет денег, чтоб доехать до большого города, где выступают оригинальные исполнители, и купить билет на их концерт, то всё равно – лучше никогда не побывать на их концерте, чем пойти послушать их хиты в исполнении трибьюта.
Но и опять же скажу – даже в больших городах, куда приезжают оригинальные исполнители, в клубы на трибьют группы люди всё равно ходят. Особенно востребованы концерты ко дню рождения кого-нибудь из музыкантов оригинального коллектива.
Да, иногда трибьют-группы зовут на корпоративы, если руководитель компании, любит рок-музыку.
Что думают оригинальные исполнители про трибьют группы и какие могут предъявить требования? Музыканты к трибьютам относятся с уважением, большинство из них сами, до того, как записать альбомы со своими песнями, тоже начинали, играя по клубам песни других групп. Требования к трибьютам со стороны оригинальных исполнителей – если они записывают песни на аудио- и видео-носителях и потом продают их за деньги, то оригинальному исполнителю должны идти авторские отчисления. Пока не слышно о требованиях, чтобы трибьюты отчисляли авторские с гонораров за концерты и корпоративы, и авторское общество пока не ведёт такой жёсткий контроль.
Также недавно пошла волна женских трибьютов. В Италии женский трибьют “Scorpions”, “Virgin Killers”; в Америке ряд женских трибьютов: на “Iron Maiden” - “The Iron Maidens”, на “AC/DC” - ACDC Female Tribute Band, на “Motley Crue” – “Motley’s Crue”, на KISS – PRISS… Вообще это хорошая «фишка» – женщины, качественно исполняющие вещи мужской рок-группы.
Про российские женские трибьют группы знаю пока только от лидера “Moscow Rock City” Павла Потапова, что с 2000 и где-то по 2003 в Москве существовал женский трибьют KISS, назывались “Shadows Of Kiss". Про другие российские женские трибьюты больше ничего не было слышно, но, наверняка, в будущем они появятся.

27.11.2015