О чем не пел Далекий друг

Юрий Симонов 2
                Ретро-легенда
       Каждое время имеет свои мемы* – устойчивые словесные символы, надолго остающиеся в памяти. Так в середине 60-х, кроме клича «Догнать и перегнать Америку!» многим запомнился призыв: «Хинди-руси бхай-бхай!». В качестве мемов могут выступать и личные имена, которые постоянно на слуху. Ну, со «знатной ткачихой Валентиной Гагановой и ее бригадой» – все понятно. Но память услужливо подсказывает и другой тогдашний мем: «шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви и шахиня Сорейя». Во как!  Имена редко гостивших у нас знаменитостей столь усердно склонялись в СМИ, что заучивались не хуже героев из учебника. Именно в этом ряду тогдашних звездных гостей оказались «певец Ив Монтан и актриса Симона Синьоре».
        Пара из Франции была невероятно популярна в те времена... Помните песню Марка Бернеса: «Когда поет далекий друг»?
         Задумчивый голос Монтана
         Звучит на короткой волне.
         А ветки каштанов, французских каштанов/ 
         В  окно заглянули ко мне.

       Некоторые советские певцы почувствовали себя обделенными. Причем не только исполнители народных песен.  Например,  Вертинский  «аристократ с несоветскими манерами и взглядами»,  в сердцах заявил: «Разве я не русский Ив Монтан, а в газетах обо мне ни слова!».  Ходила в списках и сатирическая поэма Владимира Полякова, где досталось «деятелям искусства» привечавшим Монтана, а самым толерантным было четверостишье:
         Все ждут поющего кумира.
         Того, совсем иного мира,
         Поскольку слышали, как он
         Пел по-французски «Се си бон».
    (Были  и другие строчки, где «Европа» привычно рифмовалось…  с любимым словом Раневской)   

       Но кто станет обращать внимание на комариные укусы недоброжелателей, когда появился шанс вживую увидеть популярного шансонье,  да еще вкупе с супругой  – известной актрисой. Их встречали с помпой как друзей Союза, рискнувших прорваться за пределы «железного занавеса». И это был действительно смелый шаг, поскольку холодная война была в разгаре.
       К слову сказать,  биография у Монтана оказалась подходящей. Выходец из глубинки, из семьи с левыми взглядами. Успел поработать (во время войны) на судостроительном заводе. Это, по-видимому, воодушевляло тогдашних идеологов. «У нас – из ткачих в министры, а здесь – из докеров в звезды эстрады и кино». Как это по-нашему, по-советски!
        Ив еще юношей начал подрабатывать исполнением песенок в кафе и кинотеатрах перед сеансами, а его псевдоним происходит от фразы на марсельском диалекте: «Ива, монта!». Иво, домой! – так мать звала его в детстве. Монтан еще долго успешно эксплуатировал образ такого себе... поющего пролетария. Среди героев его песен:  уличные  музыканты, рабочие,  шофер-дальнеобойщик, солдат. Простые и мелодичные песни Монтана: «Осенние листья», «Качели», «Комедианты»,  «О, Пари...»,  «Большие бульвары» –  были понятны без перевода.  Народ радовало, что по Большим Бульварам решил прогуляться не какой-то буржуа, а простой рабочий завода «Ситроен». 

      Успех Монтана в СССР был колоссальным! Полные залы, бурные овации и признательность народа! В каждой семье тогда обсуждали красавца «ходока» Монтана и его … мудрую жену. Да, уж! Симона умела держать себя в руках, «когда хотелось рыдать от отчаяния, поскольку  измены мужа не обсуждал только ленивый».  Да и как тут устоять, когда сама Мерлин Монро заявляется в номер к Иву в единственной одежке   –  норковой шубке.  По мнению мудрой Симоны: «цепями брака не удержать, только нитями, сотнями тонких нитей, связывающими людей на протяжении жизни».
      
       Вернемся к пребыванию Монтана в Союзе.  Каждый шаг звездной четы фиксировался на пленку,  и о тогдашних  гастролях Сергеем Юткевичем был снят документальный фильм «Ив Монтан в СССР». 
       На сцене Монтан выглядел душкой. В отличие от наших деревянных «эстрадных исполнителей» певец держался свободно, голос не форсировал, да и не всегда надевал протокольный галстук.  (Интересный пассаж встретился в воспоминаниях Вахтанга Кикабидзе.  После выступления Монтана, директор филармонии, который вчистую забраковал Бубу, тут же поинтересовался: «А где тот мальчик? Оденьте в водолазку,  как Монтана,  и пусть поет»).

        Ив Монтан дал концерты в Москве и Ленинграде... Посетил и наш Киев, где с успехом выступил в Оперном (в зале – только ответственные работники идеологии и прилавка с вкраплением передовиков производства). Поселили Монтана и Синьоре в престижной киевской гостинице «Интурист». Они жили на 2-м  этаже и часто выходили на балкон помахать ручками восторженным киевлянам,  которые (несанкционированно) собирались внизу.  Позаботились и о культурной программе,  показав супругам  Лавру и  «Софию», а после прогулки устроили  небольшой прием в театре им. Франка. Здесь по свидетельству очевидцев им подарили украинские вышиванки, специально сшитые в костюмерном цехе. А еще Ив Монтану (как настоящему полковнику) вручили булаву.
      На следующий день с утреца,  по установившейся традиции чету свезли в образцовый колхоз, где напоили самогоном и накормили непривычными для французов борщом с салом и варениками.
          
        Все это – только пролог. А теперь, собственно, сама легенда...
        Итак…  В период пребывания в Киеве, Ив с супругой заглянули в ЦУМ на Крещатике (удивительно, что там до сих пор нет мемориальной доски) где направились в отдел женского белья. Реакцию представителей французской богемы на советский ширпотреб нетрудно предвидеть.
         Представители старшего поколения, которым посчастливилось жить в стране победившего социализма, отлично помнят фасоны и расцветку товаров нашего производства. Например, дамские трико до колен с начесом и резинками. Причем определенной гаммы цветов – голубые, розовые и салатовые. В этом же ряду: полосатые пижамы, полотняные ночнушки и  бюстгальтеры с жесткими  чашками на белых пуговичках.  Похоже,  легкая промышленность,  ориентированная на выпуск армейского исподнего,  перестраиваться не спешила. Собственно, в 60-е такое носили большинство. Конечно, появлялся прибалтийский трикотаж и гедээровские белье с кружавчиками, но все это приходилось «доставать».  Ситуация мало менялась и в дальнейшем. Прославленная фигуристка Ирина Роднина вспоминала (а это уже 70-е!): «Во время первых поездок за рубеж оказаться в раздевалке было катастрофой из-за убогости белья. Поэтому перед тренировкой или выступлением я старалась переодеваться в костюм для выступлений еще в отеле»

        В анналах осталась реплика потрясенной Симоны: «Подумать только: такое белье и  такая рождаемость!». (Автор согласен с подмеченной связью женского исподнего и последующего секса: сколько репутаций было спасено из-за того, что дамы из-за непрезентабельного белья… просто стеснялись раздеться!)
        В итоге, гостями были закуплены ряд изделий: трико, панталоны, рейтузы, бюстгальтеры и хлопчатобумажные чулки. Коллекция едва поместилась в три (!) чемодана. Чиновники, приставленные к звездам, в своих воспоминаниях с гордостью (или злорадством?) утверждают, что это происходило именно в Киеве, причем они собственноручно помогали нести покупки.  (Поневоле вспомнились многочисленные заявления очевидцев, которым посчастливилось с Лениным нести бревно на субботнике).
         По возвращении на родину парочка устроила в Париже показ советской моды, наняв лучших манекенщиц. Акция пользовалась неимоверной популярностью. Говорят, чувствительные француженки хлопались в обморок...

         Так родилась легенда о «триумфе» советской галантереи. Молчание официальных органов только подлило масла в огонь. Отсутствие информации часто приводит к домыслам и легендам. Хотя… ее переизбыток (как в наше Инет-время) приводит к тому же…
         Собственно, это была не первая (и не последняя) подлянка, устроенная обласканными властью «друзьями». Разразился международный скандал, Ива Монтана заклеймили «как антисоветчика», запретив въезд в СССР. (Правда, официальной причиной охлаждения принято считать его отношение к событиям в Венгрии, а потом в Чехословакии; когда  Монтан окончательно распрощался со своими «левыми» воззрениями).

        Легенду про «показы Монтана» с придыханием пересказывают до сих пор. А бульварная пресса с воодушевлением тиражирует в разных вариациях. Тем не менее, даже при беглом анализе «фактов» появляется вопрос: а не байка ли история «про байковые трусы»? Слишком уж много здесь нестыковок!

         Начать с того, что плохо верится, что визитеры такого ранга сподобятся скупать советское исподнее. Причем оптом, выбирая самые уродливые и блеклые образцы больших размеров… Ну,  не царское это дело! Тем более, если находишься под неусыпным оком общественности, журналистов и типов в штатском. Доподлинно известно, что Симона на заработанные на гастролях рубли смогла приобрести в спецсекции ГУМа 2 (две) шкурки сибирского соболя. И на протяжении многих лет они придавали особый шарм ее вечерним туалетам, что неоднократно зафиксировано на фото- и кинопленке (такой себе неслабый промоушен русским соболям).  А здесь какое-то исподнее…

        Во-вторых. Если участвовали «лучшие манекенщицы», то, какое бы белье они не демонстрировали (а хоть бы и зеленые трусы), впору онеметь парижанам, а не парижанкам. Пусть это выглядело наивно, но не вульгарно! Если присмотреться, во что облачают манекенщиц на Дни высокой моды, так тогдашнее наше «термобелье» еще ого-го – ноское, практичное, из натуральных материалов. А насчет цветовой гаммы, ну... неожиданные, авангардные оттенки...

       В третьих. Напрочь отсутствуют документальные свидетельства  этих нашумевших показов. Ни единого фото, ни единого кадра, ни одной ссылки в Интернете…  Почему упорно молчат свидетели и пресса тех лет? У нас – понятно, а у них? Трудно поверить, что агенты КГБ вдруг уничтожили все документы с «бельевым компроматом»!  Можно предположить, что легенда и родилась в недрах этого ведомства!  (А, что! Например, чтобы снизить градус народной любви к артисту, не во всем поддержавшего линию нашей партии.  Нередко используемый прием…).

       В четвертых. Советское руководство всегда отличалось злопамятностью. Как же объяснить, что после всех дипломатических демаршей,  Монтан с супругой  спустя несколько лет снова посетил СССР (в качестве почетных гостей Московского международного кинофестиваля).

        В пятых. Аналогичные поступки приписывают и другим персонажам. Например, Жерару Филиппу. (Да-да, тому что «Фанфан-Тюльпан» и «Большие Маневры»). Он в середине 60-х также побывал в СССР,  и вполне мог бы... 
       Жерар Филипп…  Возможно, в этом имени и таится разгадка! Импресарио (или,  как сейчас бы сказали – продюссера) Монтана и Синьоре звали... Филипп Жерар! Он, путешествуя со звездной парочкой, как раз мог бы «скупиться» в киевских магазинах, а потом организовать показ в Париже (правда, явно не в таких масштабах, чтобы спровоцировать международный скандал). Так что неблагодарным гостем и … хорошим менеджером, вполне мог оказаться некий Филипп Жерар! Недаром в ходу «шутка юмора»: Называть человека двумя мужскими именами – плохая примета, – говорят Элтон Джон, Джордж Майкл и Борис Моисеев...

         Далеко не все помнят сейчас Ив Монтана  – его песни и фильмы, а вот легенда о советском исподнем, оказалась более живучей. С годами она обрастает новыми деталями и пикантными подробностями. Причем среднее поколение, рассказывает уже ее... римейк с участием своих идолов Бельмондо, и Алена Делона... Кто окажется следующим?
    * Мем (англ.  Meme  от греч. «подобие») – единица культурной информации. Мемом может оказаться символ, фраза или образ, осознанно или неосознанно передаваемые посредством речи, письма, видео, ритуалов и т. д. Согласно идее биолога Докинза, вся культурная информация состоит из базовых единиц – мемов, так же как биологическая – из  генов. Мемы подвержены мутации, селекции и даже медиавирусам