Звездочка Бориса

Юра Полюсук
 Век живи,век учись.
 Козьма Прутков.
 
  В моей жизн  было  не мало  встреч  c  интересными  людьми,которыми я очень гордился.Среди них были Владимир Высоцкий,Булат Окуджава, Зиновий Гердт и Сергей Параджанов. Были,однако и встречи с таким  человеком, который не имел   таких громких  регалий и не был  так знаменит, как они, но дружбой с которым я горжусь ничуть не меньше, поскольку  общение с ним оставило  довольно  глубокий след в моей жизни. Звали его Борис Корш. Наверное справедливее было  бы  назвать наши отнгошения просто дружескими, нежели  дружбой, что далеко не одно и тоже. Дружба относится  к той высокой категории человеческих отношений, куда допускается лишь очень  ограниченное количество участников и только близких  тебе по  духу и  отношения с которыми  основаны на абсолютном доверии  искренности.
 И  таких друзей у него было всего трое и все они были из Баку. Того самого города, где Борис сформировался как прекрасный человек и славный друг, как достойный ученый  и  как   замечательный автор интересных  рассказов А познакомился я с Борисом в  тот день,когда  стоял входа  в  русский культурный  центр  города Реховот. Как только я узнал о существовании  этого центра, так тотчас же я помчался знакомиться с ним. Ухватившись почему то за один из  выступов здания, я стал внимательно вглядываться  в лица тех кто входит в здание, пытаясь догадаться кто из них может быть членом литературного клуба и могут ли они принять меня к себе.
 Что молодой человек, примериваетесь можно ли объять необъятное? Услышал я внезапно голос,обращенный ко мне. Передо мной стоял человек роста чуть выше среднего, довольно подтянутый и с немного прищуренными глазами. Эти глаза излучали смую настоящую теплоту и доброту. Никто не может объять необъятное -парировал я немедленно в ответ. И еще-плюнь в глаза тому кто  скажет, что можно объять необъятное Браво! Воскликнул мой неожиданный собеседник.           Любишь Козьму Пруткова? Особый в кус в нем нахожу. Если тебе в центр, то пошли со  мной. С тех пор когда нам доводилось встречаться, то мы зачастую обменивались аффоризмами из богатого наследия Козьмы Пруткова. Увидев нас, руководитель центра журналист Аида Злотникова, воскликнула "А вот и Борис Корш".
Будешь читать что-то новое? Буду. Так вот и произошло мое знакомство  с Борисом.
В тот день он прочитал свой рассказ о съемках фильма под небом Вероны,который  был поставлен культовыми режиссерами Усковым и Краснопольским. Одну их сцне фильма  им пришлось снимать в арендованной у жителей города квартире, что привело к ряду анекдотических ситуаций,над которвми я от души и посмеялся.
Надеюсь, что ты с не пустыми руками пришел сюда? Спросил  мой новый знакомый. Давай показывай что принес. Я показал ему свой рассказ об известном  кинорежиссерами Сергее Параджанове, с которым мне некогда посчастливилось пообщаться.
 Свой рассквз я начал с того, что обычно по субботам принимал участие в работе родительского комитета школы, где учился мой сын. В тот же памятный для меня день,заседание  родительского комитете не состоядось. И тогда один из членов комитета предложил мне побывать в гостях у Параджанова, поскольку он хорошо его знал,на что я с радостью согласися.
 Борис сначала  бегло просмотрел рассказ, а потом стал читать его уже детально. Дойдя же до  описания работы родительского комитета, он с  укоризной посмотрел на меня,а потом возмущенно произнес: кому на хрен будет интересно знать,что ты обычно делаешь по субботам?  Взялся писать о Параджанове, что несомненно интересно,так и пиши  о нем,чорт возьми,а не о том как ты проводидишь  время в субботу. А потом возьми за правило аффоризмКозьмы Пруткова - лучше мало,но хорошо.
 Когда же он прошерстил таким образом весь мой рассказ, то к к моему большому удивлению от него осталась едва лишь половина. В;е же то, что было выброшено щказалось самым настоящим мусором. Сам же рассказ стал нмного интереснее и содержательне. Я надолго запомнил этот познавательгый для меня  урок. С тех пор я стал писать свои рассказы гораздо внимательнее и осмотрительнее.          Кроме того,  Борис решил  рассказать и о своих  поисках в области изучения пчел и узнать мучавшиий его вопрос: откуда пчелы выдают мед. Уж не оттуда же,  откуда они выводят и свои отходы Оказалось, что несмотря на свои   малые   размеры  у них для этого есть специальный  канал. Увидев меня он, заговорщески, подмигнул как старому знакомому и спросил о  судьбе моего  рассказа. Я показал ему новый вариант рассказа. Теперь, думаю,он больше подходит для печатания в альманахе, сказал он, после не большой паузы. Я был,буквально,на седьмом небе от счастья. Только, тшу, продолжил он, приложив  большой  палец к лицу. Никому не рассказывай о том, что я правил твой  рассказ. Пусть  это будет  небольшой тайной между  нами. Потом мы  поговорили о торе, которую он в то время очень  тщательно изучал. Когда же он поделился  своими   познаниями в этой области  то узнал  для себя много интересного. Я, к примеру, всегда знал, что всем  новорожденным еврейским мальчикам на восьмой день после рождения  делают  обрезание, но почему именно на восьмой день никогда не задумывался. А вот Борис докапался до истины. Он узнал от современных врачей, что  именно на восьмой    день у детей окончательно формируется кровеносная  система, что и позволяет   им делать обрезание  именно в это время без ущерба для  здоровья детей. Но откуда могли об этом могли знать во время дарования  торы, происшедшее можно сказать в доисторические времена. Согласно древней традиции, часть оставшейся  от обрезания плоти закапывали в землю. Однако согласно данным, привведенным в забавной библии, иногда эта традиция  нарушалось. Немало храмов на земле претендуют сегодня, что остатки крайней плоти Христа хранятся именно у них. Если же соединить эти остатки, то размеры плоти Христа приобретают небывалыме размеры. Впрочем не надо забывать, написано  это в забавной библии.  Я всегда поражался буквально энциклоподическим  знаниям Бориса. Но он мог и празить меня неожиданым вопросом. Однажды он спросил меня не ходилли я в школьные  годы  на шатало. Это был полублатной сленг тбилисского  школьника. Уйти на шатало означало пропустит занятия без уважительной причины, то есть просто прогулять занятия. Но окуда мог знать это Борис. Оказалось, что поскольку его отец был военным, то им часто службы и какое то время он  жил в и учился в Тбилиси, откуда и узнал обычаи тбилисских школьников. Мы очень любили города, в которых выросли. Естественно это были Бакку и Тбилиси. Поскольку Борис не плохо знал Тбилиси, а я благодаря частым командировкам, Баку, то нам было очень приятно  предаваться воспоминаниям об этих городах. Было нечто, что роднит  эти города. В их нзваниях  присутствует стихия. Если Баку в переводе с персидского означает обдуваемый  ветрами,то слово Тбилиси происходит от грузинского  слова тбили, что означает теплый. А теплота исходит от горячих серныхисточников. Именно на основе их и был основан город Тбилиси и знаменитые  серные бани, когда это решение принял царь Горгосал, очарованный  тем, что дичь подстрелянная им,
 была  буквально была сварена в горячих источниках.
 Борис был человеком разносторонних интересов и ему все время хотелось          познавать что-то новое. Очень не любил чтобы кто-нибудь напоминал ему о том, что он  является   доктором наук и профессором. Очеь любил во всем точность. Как в науке,так и в жизни. В этом смысле он не очень то любил те американские   фильмы, где довольно вольно обращались с историей. Он написал увлекательный учебник геометрии  для школ, преподовал, читал лекции, принимал участие в играх "что,где когда" и при этом , все это делал это очень азартно. Он постоянно чем-то занимался и был всегда занят. Однажды он резко оборвл меня, когда   
я спросил его мнения о психоанализе Зигмунда Фрейда. И почему это у нас есть склонность искажать фамилии деятелей из-за  рубежа. Ведь правильнее говорить Фройд, не Фрейд ,Татчер, а не Тетчер, Клайберн, а не Клиберн, это я так я к слову. Что е касается теории Фройда о психоанализе, то однозначного ответа я тебе не дам, поскольку не достаточно  глубоко изучил эту теорию. Одно с уверенностью  могу сказать,что способы проявления половой энергии,которые Фройд назвал либидо, играют немаловажную роль в нашей жизни, но не такую уж основопологоющую всего на свете, как полагал знаменитый психоаналитик. Кроме того  есть сомнения, и в том,что  способы проявления половой энергии  формируются в период кормления грудью, когда ребенок касается эрогенных зон матери. Да и эдипов комплекс не вызывает у меня большое доверие. Трудно себе представить,  чтобы мальчики бессознательно испытывали сексуальное влечение  к матери, и на основе ревности  ненавидели бы, подобно Эдипу. но это только мое субъективное  мнение. Когда же у Бориса было свободное  время, он заполнял его слущая  музыку.  По большей части  это была классическая музыка. Особенно ему
 нравилась фортепианная музыка в исполнении уроженки Баку известной пианисткой Беллой Давидович. Когда я  ему как то сказал,  что  одна из  программ  Свтослава Белзы будет посвящена этой пианистке, он прямо-таки просиял от радости.               
 Мне захотелось рассказать о Борисе не как об идеальном человеке. Упаси  боже! Я думаю,что таких вообще не существует. А если  они вдруг обнаружатся, то окажется,что это самые  не итересные  люди на земле. Борис  же был самым земным человеком, для которого все земное было далеко  не чуждо. Единственное, что  неесомненно при общении с ним возникала атмсфера загадочности вокруг него. Это дало повод тому, что он был массоном. Вполе это было в его натуре. Нравственнное совершенство, развитие и сохранение братской дружбы пропагондировать совершенство в жизни. Хотелось  достижения всех благ для всего человечества. Эти благородные намерения прослеживаются с древнейших времен. Они нашли отражения м в деятельности императора Павла  Первого, чье правление было крайне противоречивым, но он былл одним из магистров массонской ложи. Кем бы
на самом деле не был Борис, для нас  он был благороднейшим и мудрейшим товарищем. Очень не любил Борис ходить к докторам, следуя известным строчкам стихотворения Яросвлава Смелякова если я заболею, к докторам обращаться не буду. К сожалению, это привелок тому ,что роковая болезнь была обнаружена слишком поздно и справиться с ней не удалось. Их было четверо  настоящих друзей , которых любовно называли верными мушкетерами. Самым первым  ушел из жизни Ким, отец Гарри Каспарова. Он остался навечно в Баку. Трое же остальных же
 похоронены на одном кладбище, разделенные лишь несколькими могильнами рядами.   
   Одна из легенд о великом царе Соломоне гласит, что у него было старинное кольцо  на котором было написано  на языке исчезнуввшего народа  что все проходит. Однако в бессмертном  его творении "песнь песней" утверждал, что далеко не все проходит. У него было, говорят, семьсот жен и триста наложниц, но по настоящему он любил  простую девушку из виноградника Шуламит. Много веков    прошло с того времени ка царь полюбил эту девушку  а потом  увековечил в своем творении  песнь песней. Были за это время царства  и цари, от которых не осталось и следа. Были длинные беспощадные войны, после которых имена полковводцев  сияли  точно  кровавые  звезды. Любовь  же  девушки  и великого царя никогда не пройдет, потому что что любовь крепка как и смерть. Не пройдет также  и стремление  человечества  к знаниям, о чем царь Соломон написал в своих  знаменитых притчах. К этому призывал и  аффоризм  Козьмы   Козьмы Пруткова Век живи и век учись. Мы часто  любим смотреть на небо, где  есть много звезд. Я знаю что они все имеют названия, хочется верить, что есть там и звездочка Бориса глядя на которую мы будем вспоминать  этого славного человека.
   Да будет благословена память о нем.