Не сходить ли девке замуж?

Яна Вороненко
(по мотивам семинара «Буриданов осёл или проблема Выбора»)

В силу специфики своего характера мне нравится заниматься психологией. Не до такой степени, чтобы несколько лет корпеть над учебниками,  получить соответствующий диплом и пойти работать в выбранной области, нет! Я всё-таки писатель. Но я посещаю различные психологические тренинги, семинары и мастер-классы. Полученные знания потом очень помогают мне в работе, в отношениях с людьми да и, что греха таить, в решении собственных проблем. Ведь редко кто идет в психологию, не имея за душой хоть какой-нибудь мало-мальской проблемки.
 
«Ой! – подумала я, прочитав анонс ближайшего психологического мероприятия. – Какая странная тема!»

Название заявленного мастер-класса действительно звучало необыкновенно: «Буриданов осёл или проблема Выбора». Ведущим значился мой любимый психолог… Не-не-не, не в смысле «любимый»! Мне просто очень нравится, как работает этот специалист: где с шутками-прибаутками, где жёстко и по-деловому. И с неизменными «обнимашками» в конце. Я уже не раз посещала его мастер-классы и смогла убедиться, что там всегда весело и интересно. Но главное, что его техники реально работают! Проверяла, что называется, на живых еще людях. На себе т.е.

Я задумалась: «Буриданов осёл?.. Как же, как же, помню! Была такая притча про осла, который умер от голода, так и не решив, в какой из кормушек сено вкуснее. Ох, кого-то он мне напоминает... Меня конечно!»

Хорошо тем, у кого проблема выбора не стоит совсем или кто принимает решение, не колеблясь. Но я к таким людям, увы, не отношусь. Я всегда долго и мучительно выбираю. Т.е. сначала просто зависаю в нерешительности. Потом советуюсь с родственниками и друзьями, мол, спасите-помогите, SOS! Потом с трудом принимаю решение, но всё время сомневаюсь, правильно ли поступила. А вдруг было бы лучше сделать по-другому?

Ужас нечеловеческий! И ведь так - во всём, касается ли это платья, надеваемого на работу, или ужина, который собираюсь приготовить. Что уж тут говорить о серьёзных вещах? Я уж молчу, как в институт поступала… А в последнее время вопрос выбора встал особенно остро: в личной жизни у меня наступил полный «аллес капут», потому что я завязла в сомнениях.

«Всё, решено! Пойду учиться правильно выбирать», – подумала я.
 
***
- Ну, кто у нас жертва? – спросил ведущий после короткой «теоретической» части.
 
– Сейчас будем учить его делать выбор.

- Я! - тут же откликнулась ваша покорная слуга.

- Прошу!

Я вышла вперёд и села в центре круга на всеобщее обозрение.

Народу не так, чтобы много – полтора десятка человек. Но все равно - ух! Страшно вот так, во всеуслышание заговорить о своей проблеме. А с другой стороны… Я же именно за тем сюда пришла, чтобы её решить!

- Ну, давай. С чем будем работать? Что у тебя за выбор такой сложный, который ты без нас сделать не в состоянии?

- Да он вроде простой, - начала я. – Не могу понять, как мне жить дальше. В плане личной жизни. ЧЕГО я хочу? ЧТО лучше выбрать?

- Рассказывай.

- Два года назад я развелась с мужем. Сейчас встречаюсь с мужчиной. Отношения меня как будто устраивают… Но не совсем.

- Что не так?

«И вроде всё достаточно прекрасно, но всё равно какая-то фигня» (С) – повторила я цитату из социальных сетей. И добавила, когда утихли смешки: - Я не могу определиться, хочу ли я большего.

– Т.е. замуж за него?

- Замуж я не хочу... Т.е. опять не так! За него - не получится. Мой любимый мужчина женат, соответственно, будущего у нас нет. Поэтому замуж я не хочу.

- Тогда что же ты хочешь понять? Т.е. выбрать?

- Не могу решить, остаться мне с ним в качестве любовницы или всё-таки разорвать эти отношения в надежде встретить и полюбить свободного мужчину. Хочу ли я быть женой? Нужны ли мне опять все эти «приключения», в принципе?

- Приключения – это замужество?

- Да. Потому что когда я говорю, что не хочу за него замуж, это я действительно НЕ ХОЧУ или же просто убеждаю себя только потому, что это невозможно с НИМ? Потому что замуж мне, наверное, всё-таки хочется… Как-то так. Дура, да?

Ведущий посмотрел на меня с интересом:

- Слушай, а ты не пробовала, когда тебе непременно «хочется замуж», надеть халат, накрутить волосы на бигуди и идти на кухню варить борщ?

- Зачем?

- Да, говорят, через час отпускает.

Аудитория взорвалась от хохота. Я тоже засмеялась.

- Это была шутка. А если серьёзно… Ты уверена, что оно тебе вообще надо, это «замуж»?

- Так и я о том! Я не могу решить! Иногда мне кажется, что только так я и буду счастлива в полном смысле этого слова. Что борщ с котлетами и глажка чужих рубашек – это смысл жизни, а штамп в паспорте даст мне какую-то уверенность в себе... А иногда я думаю: зачем мне опять это ярмо, если вполне достаточно проводить вместе пару ярких вечеров в неделю. Никто мозг не выносит, в мой кошелек не заглядывает и носки благоверному стирать не придётся. Вот оно – счастье: встретились, пообщались и разошлись по своим делам!.. А иногда мне вообще кажется, что на личной жизни лучше поставить крест. Никаких мужчин, жить только для себя. Живут же другие, и отлично!

- О, женщины, кто же вас поймет?.. Запрос понятен. Вот стулья. Сама расставляй их и назначай.

- В смысле?

- Три стула - это три ситуации. Поставь каждый стул в любое место этой комнаты и назови.

- Как?

- Как сама сказала: «замужество», «как есть» или «вообще никакой личной жизни». Можно другими словами, но суть та же. Вперёд и с песней.

Стулья как стулья, совершенно одинаковые. В любой школе таких полно.

Я поставила их в центре комнаты недалеко друг от друга. Мысленно назвала применимо к трём жизненным сценариям: «муж», «любовник», «одиночество».

- Что делать дальше?

- А дальше просто: садишься на них по очереди и рассказываешь о своих ощущениях.

- И всё? Так просто?

- А зачем нам сложности? Главное – слушая себя, свои ощущения. Делай то, что хочется телу: садись, ложись, прыгай. Стулья можно передвинуть  или переставить. Вообще, делай всё, что тебе заблагорассудится.

- Ок.

Первый стул - это мои нынешние отношения с мужчиной, где я – любовница.

Я села на него, закрыла глаза, расслабилась…

- Мне хорошо, - озвучила я вслух поток мыслей и ощущений. – Отношения без обязательств. Ярко. Интересно. Классно!.. Только неудобно немножко.

- Почему?

- Нет чувства защищённости и безопасности, что ли… Подлокотников как будто не хватает. Мне всё время кажется, что я упаду направо или налево. Нет надёжности, не на что опереться.

- Хорошо.

Я перешла к стулу номер два. Это «замужество». Разумеется, мифическое: у меня нет даже потенциального жениха. Любимый мужчина не в счёт по причине его определённого гражданского состояния. Этот стул для меня - замужество в принципе.

Я села. Закрыла глаза. Удобно устроилась, облокотившись на спинку стула. Расслабилась и…

- Ой, а мне нравится! – воскликнула я. И сама удивилась: мне на самом деле было хорошо! - Уютно, комфортно и вообще отлично, хотя и не так ярко - торопливо сказала я, стремясь описать свои ощущения.

- И тебе не кажется, что упадёшь?

- Нет, конечно! Мне очень спокойно и абсолютно безопасно.

Я открыла глаза и удивилась ещё больше, потому что стул был такой же, как и предыдущий. Т.е. БЕЗ подлокотников. Но ощущение безопасности и спокойствия было такое, словно они существовали!

- Мне понравилось быть замужем! – призналась я и перешла к стулу номер три.
 
Он символизировал для меня жизнь, в которой нет мужчин. Ни мужа, ни любовника - никого.

Но едва я успела присесть на него, как тут же поняла: я не хочу такой жизни! Совсем!

- Нет, - сказала я, вскакивая. – Мне не нравится этот вариант развития событий!

- Почему?

- Мне скучно, неприятно, неуютно и тоскливо! Бр-р-р!

- А зачем ты поставила третий стул?

- Не знаю.

- Может тогда вообще его не рассматривать?

- Точно! – и я отодвинула стул к стене. - Нет его больше!

- Отлично. А теперь просто походи по комнате, прислушиваясь к ощущениям в теле. Найди место, где тебе будет наиболее комфортно.

Я медленно походила, периодически останавливаясь. Несколько пар глаз наблюдали за мной. Я слушала свое тело…

- Здесь, – я остановилась возле стула под номером два. – Здесь мне хорошо.

- Ты уверена?

- Да.

- Может быть, есть место, где может быть ещё лучше? – намекнул ведущий.

Я вновь сделал круг по комнате, прислушалась к своему телу, к потокам энергии вокруг меня… Потом вернулась к стулу номер два и уверенно села на него:

- Здесь самое лучшее место в этой комнате.

- Ты уверена?

- Да… Ой, я поняла! На самом деле я хочу замуж!

- Что и требовалось доказать! Я рад за тебя. По-моему, теперь тебе всё ясно, не правда ли?

- Да, - улыбнулась я.

- Если бы ты осталась стоять ПЕРЕД этим стулом, ты бы увязла в ситуации «хочу замуж, но не готова, не пойду». Но ты сделала шаг. Поздравляю!

- Спасибо! – искренне сказала я. – Осталось только встретить подходящего кандидата и можно в ЗАГС идти. Тогда и буду принимать поздравления.

- Договорились! - закончил ведущий. – Обниматься будем?

- Обязательно! На удачу!

«Обнимашки» - это его личная фишка, поэтому обняться после семинара – сам Бог велел!

- Да, кстати, - добавил ведущий, когда мы уже вдоволь наобнимались. - Объятия – это, конечно, хорошо. Но есть легенда: если кто-то у меня на коленях посидит, в течение года непременно выйдет замуж и…

Окончание его фразы потонуло в дружном хохоте аудитории.