Глава 12-я. Вызов в Ташкент, в штаб корпуса ПВО

Александр Зубков 2
     В марте  и апреле  1961 года офицеры инженерно-ракетной службы  бригады (ИРС) в Чарджоу  занимались, совместно с офицерами дивизионов  чарджоуского крыла,  наладкой,  настройкой техники и постановкой на боевое дежурство ближайших к штабу бригады четырёх дивизионов. Утром собирались возле штаба и уезжали в расположение дивизионов на крытых автомашинах ЗИЛ – 157. На другом транспорте по сыпучим пескам и барханам в дивизионы попасть было невозможно. Вечером возвращались. Совершенно по-другому пришлось заниматься той же работой в дивизионах бухарского крыла.

     Поскольку бухарские дивизионы находились от Чарджоу на расстоянии более 100 километров, приходилось  работать там вахтовым методом. А именно,  выезжать в понедельники в дивизион на всю неделю и уезжать из дивизионов в субботу вечером на выходной в воскресенье. Работа по отладке, настройке и постановке ракетных комплексов на боевое дежурство велась одновременно с работой военных строителей, строивших  боевые позиции для дивизионов, казармы и другие служебные помещения. Надо ещё учитывать, что два дивизиона были расположены в песках пустыни Кызылкумы, а остальные два дивизиона  находились на открытой местности Голодной степи, часто засыпаемой песчаными бурями.

     Отправка офицеров ИРС в бухарское крыло происходила  таким образом.  Утром в понедельник, предупреждённые накануне, мы приходили с чемоданчиками в штаб, готовые выехать на неделю в один из Бухарских дивизионов. 

     Главный инженер бригады полковник Полоцкий проводил короткое оперативное совещание с офицерами своей службы, ставя задачу для поездки в  конкретный дивизион.   

     Во время таких совещаний полковник применял к месту, очевидно для  большей убедительности в постановке задачи, непечатную лексику, которой владел виртуозно.  При этом, из его уст постановка задачи для группы звучала весьма доходчиво и понятно.

     Чтобы не оформлять командировки, нас отвозили автомашиной сначала в Бухару. В городе посещали рынок, один или несколько  старинных объектов, обедали в какой-либо чайхане. А затем, ехали в дивизион. Как правило, с нами ехал Главный инженер, или начальник штаба бригады, майор Рева. Пообщавшись  с командиром дивизиона,  начальство возвращалось в тот же день и той же машиной обратно в бригаду. Оставляя нашу группу для работы в дивизионе на всю неделю.   

     Вечером в субботу, на машине дивизиона, нас отвозили в город Каган, а уже из Кагана каждый из нас самостоятельно поездом добирался «до родного дома» в Чарджоу.

     Как это происходило, расскажу немного позже, так как  после пары таких командировок, в конце апреля,  меня вызвали телеграммой в штаб Ташкентского корпуса ПВО на состязания по пулевой стрельбе. Предстояло принять участие на первенство соединения, а затем на первенство Округа.

     На этом  событии не намерен подробно останавливаться, но считаю возможным пояснить, что после приезда в Чарджоу  вскоре нашёл Областной стрелковый клуб ДОСААФ и договорился с руководством клуба о возможности тренировок.  Удавалось этим заниматься по выходным дням и, таким образом, поддерживать спортивную форму. В апреле на Заочных республиканских состязаниях, принял участие в двух упражнениях, в которых удалось показать неплохие результаты, превышающие норматив первого разряда.

     На этот раз Первенство Ташкентского Корпуса ПВО проводилось в городе Чирчике на базе авиационного истребительного полка.  В команде появились  квалифицированные спортсмены первого разряда и мастера спорта, призванные на срочную службу. Не взирая, на возросшую конкуренцию, удалось  победить в обоих упражнениях, в которых принимал участие.

     По итогам состязаний была сформирована сборная команда, которая две недели готовилась к Первенству ТуркВО.

     На первенстве округа участвовал в четырёх упражнениях, в трёх из них удалось занять призовые места. По показанным результатам, был включён в сборную команду округа, с которой принял участие  в подготовке к первенству Вооружённых сил.

     На еженедельных контрольных состязаниях уверенно входил в состав команды. К сожалению, на третьей неделе тренировок, из-за своей неосторожности,  заболел и оказался в госпитале.         

     Выписавшись из госпиталя через  20 дней, вернулся в Чарджоу в понедельник, 24 июля.  Главного инженера в бригаде не было. Он находился в командировке.

     Посетил начальника санчасти бригады, майора Василенко, которому отдал выписку из госпиталя. Он мне сразу предложил горящую путёвку в  военный санаторий  в Кисловодске. Затем, майор пошёл к командиру бригады и доложил, что мне после госпиталя требуется реабилитация, для этого есть подходящая путёвка в санаторий, которая начинает гореть. Таким образом, неожиданно,  получил отпуск после возвращения в часть.

     Оформив путёвку и отпуск на 45 суток, в среду, 26 июля, мы с женой уже ехали в купейном вагоне скорого поезда Ашхабад – Москва.

     В Кисловодске устроил жену на частную квартиру и купил ей питание в столовой санатория. 24 дня в Кисловодске для нас с женой пролетели незаметно. Экскурсии по городу, в Пятигорск, по лермонтовским местам,  обогатили нас с женой новой интересной информацией и максимально ускорили бег времени.

     О проведённых днях в Кисловодске - тема  для отдельного рассказа. Оставшихся дней отпуска нам хватило, чтобы побывать в Киеве у тёщи и в Куйбышеве у моих родителей.

     В пятницу утром, 8-го сентября 1961 года, мы с женой уже были дома в Чарджоу.  На следующий день, в субботу утром, явился в штаб бригады.

     Главный инженер находился в отпуске. Поэтому, зашёл к начальнику штаба. Доложил  подполковнику Реве о прибытии из отпуска. Поздравил его с очередным званием. Он же, хитро улыбаясь,  сообщил, что 28 августа подписан приказ Командующим ТуркВО о присвоении мне очередного звания старший инженер-лейтенант.  Затем, поздравил меня с этим  событием и уже серьёзно добавил:

    - Пока Вы были на соревнованиях и в отпуске, офицеры службы работали в дивизионах, обеспечивая  готовность техники к боевой работе. На Вашем участке, старший лейтенант, на сегодняшний день много проблем. Давайте беритесь за дело и приводите в порядок станции разведки. В дивизионах новые офицеры. Не все имеют необходимый опыт эксплуатации этой техники.

    - В понедельник, к 9-00 будьте готовы ехать в бухарское крыло. И не забудьте прикрепить ещё одну  звёздочку на погоны, - добавил с улыбкой подполковник.

                Александр Зубков.