Эдвард Пейсон. Христос, Спаситель потерянных

Инквизитор Эйзенхорн 2
ХРИСТОС, СПАСИТЕЛЬ ПОТЕРЯННЫХ
Эдвард Пейсон (1810)

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее
Лк.19.10

Возможно, не будет, друзья мои, более яркого и убедительного доказательства нашей глупой бесчувственности к религиозной истине, чем равнодушие, с которым мы от природы смотрим  на Евангелие Христа. Среди всех замечательных вещей, которыми Бог одарил Свои творения, ничто не заслуживает в такой степени нашей глубочайшей заинтересованности и внимания, как те, что являет это Евангелие. Мы видим, как Бог, Который мудр в Своем совете и дивен в делах Своих, на протяжении 4000 лет непрерывно вел подготовку к появлению Христа на земле. Мы видим множество святых и  Боговдохновенных пророков, поднятых в разные времена, чтобы предвещать Его Воплощение. Мы видим человека, родившегося отличным от общего порядка природы, чтобы подготовить Ему путь. Мы видели ангела, посланного с небес, чтобы объявить Его девственной Матери о приближении родов. Мы видим множество небесного воинства, посланного возвестить исполнение этого события, и восклицавшего: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Мы видим чудесную звезду, появившуюся на Востоке, чтобы сообщить об этом событии далеким мудрецам и направить их к ногам Божественного Младенца. Наконец, мы видим небо, открывшееся над Его головой, когда Дух Божий сходил, как голубь, чтобы опочить на Нем, и в то же время был слышен голос Всемогущего, Вечного Отца Вселенной, восклицавший: это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Сравнивая предсказания Его рождения с другими частями откровения, мы видим, что Ребенок, Который таким образом родился, Сын, Который открыт и дан нашему миру, на самом деле Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира, Бог, что явился во плоти, Бог благословенный во веки, Тот, Кем и для Кого созданы все вещи и Кем все стоит.
И какова же цель и замысел всех этих чудес? Для чего все это совершилось? Почему мы видим, что Бог оставил небо и его жителей и стал Богом во плоти, приняв страдания и смерть как человек? На эти вопросы наш текст дает единственный удовлетворительный ответ. Он учит нас, что все это было сделано для нашего спасения. Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Размышляя об этом отрывке, мы должны узнать следующее.
1. О ком здесь говорится как о погибших или потерянных? Едва ли нужно будет что-то уточнять, чтобы сказать, что это вся человеческая раса. Человечество неизменно представлено Боговдохновенными писателями как морально развращенное, разрушенное и погибшее; обо всех людях это говорится в равной мере, потому что они все одинаковы в этом потерянном состоянии, в результате их происхождения от тех же родителей. В Адаме все умирают; как его потомки, мы все потеряны, и в первую очередь мы потеряны для Бога. Он наш Творец, наш Пастырь; и мы, как выражается псалмопевец, народ Его и овцы паствы Его. Но, говоря языком пророка, все мы заблудились, как потерянные овцы, совратились каждый на свою дорогу. Как блудный сын в притче нашего Спасителя, мы оставили дом нашего Отца и ушли от Него в далекую страну. Эти и другие отрывки, которые представляют нас как удалившихся от Бога, нужно понимать, однако, не в естественном, но в моральном смысле; ибо    в естественном смысле невозможно ни для какой твари отойти от Бога, так как в Нем мы живем, движемся и существуем, и не можем уйти от Духа Святого или выйти из Его присутствия. Но в то время как мы, таким образом, постоянно окружены Богом, мы далеки от Него в моральном смысле. Используя выразительный язык Священного Писания, скажем, что Его нет в наших мыслях; мы живем без Него в мире; мы потеряли Его моральный образ, и Он стал для нас отсутствующим, неведомым Богом, так что необходимо, как выражается апостол, что сыны человеческие должны - и все же не могут стремиться к Господу, если Он рядом, и найти Его, хотя Он и не далеко от каждого из нас. Если человек по каким-либо причинам лишен зрения, можно сказать, что солнце потеряно для него, хотя светило и светит вокруг него, согревает его своими лучами, и производит плоды, которые сохраняют его жизнь. Но он потерял при этом всякое видение его яркости и тех предметов, которые оно открывает для других; его свет больше не ведет человека, и не дает ему возможность разглядеть опасности, которые могли бы быть на его пути. Аналогичным образом люди потеряны по отношению к Богу. Хотя Его слава сияет вокруг них, и Его власть сохраняет их жизнь и дает им все благословения, которыми они пользуются, но они не воспринимают Его присутствие; они слепы к Его совершенствам; они не видят Его славу в Его делах; они не слышат Его голос в Слове; они не руководствуются Его светом, и они не различают предметы, которые Он в нем показывает. Одним словом, Отец светов, великое Солнце вселенной, ничего не значит для них. И когда они смотрят на небо, для них там все темно и вечный престол кажется пустым. Когда они созерцают видимое творение, они видят лишь безжизненное тело; Бог, оживляющий и направляющий, заподняющий, сохраняющий и направляющий каждую часть мира, для них как бы не существует. Даже когда они раскрывают книгу Его слова, для них это не более чем мертвая буква,  и они не находят там ничего о Боге, хотя Он живет и говорит в каждой строке. Поскольку они, таким образом, утратили знание об истинном Боге, они обращаются к какому-то вымышленному идолу, и уделяют ему ту привязанность, доверие и зависимость, которые могут принадлежать только истинному Богу. Оставив источник воды живой, они высекли из себя водоемы разбитые, которые не могут держать воды. Таким образом, они будут потеряны для Бога, как этот земной мир, оторвавшись от солнца, улетит безвозвратно в пространства вечного холода и тьмы.
Потеряв, таким образом, Бога, человечество, конечно же, потеряло и святость. Оставив Его, люди оставили и путь долга и стали грешниками. Они оставили Автора всей святости в сердцах творений.  Отверните зеркало от солнца, и оно сразу перестанет отражать свет; поместите его в темноту, и от него не будет исходить ни единого проблеска. Поэтому, когда тварь отвращается от Бога, она сразу утрачивает Его святой образ. Оставив Источник добра, она полностью лишается доброты. Если самый совершенный сотворенный дух на небесах оставит Бога, он сразу перестанет быть святым и полностью развратится, то есть станет бесом. Писание неизменно представляет человечество, как по своей природе совершенно лишенное святости, отчужденное от жизни Божией, по неведению и слепоте своего сердца, духовно мертвое по преступлениям и грехам, лишенное святости.
Потеряв, таким образом, Бога и святость, человечество, следовательно, потеряло и счастье. Бог - это единственный Источник истинного счастья для разумных творений. Только в Его присутствии полнота радости, и блаженство в деснице Его вовек. Его жизнь благоволение, и Его любящая доброта гораздо лучше, чем жизнь. Он часть нашей души, как океан - часть тела его обитателей, и сколь жители океана могут быть счастливы в горячих песках Аравии, столь человек может быть счастлив в состоянии отсутствия Бога.  Как блудный сын, ушедший из дома отца, вскоре начал страдать от голода, и обнаружил, что свиными помоями он не наестся, так человечество, утратив Бога, алчет и жаждет счастья; оно постоянно пытается удовлетворить свою жажду и добыть удовольствия, но не находит ничего, что по своему характеру способно на это. Люди часто представляют себе, что они действительно нашли счастье, но болезненный опыт вскоре отрезвляет их, и, таким образом, страдания непрестанного разочарования добавляются к постоянной жажде и голоду. Их положение, говоря языком пророка, как у голодного человека, которому снится, что он ест, но он просыпается, и его желудок пуст, как у жаждущего, которому снится, что он пьет, но он просыпается и мучается. Таким образом, люди часто мечтают,  что они нашли некоторые реальные блага, то, что будет удовлетворять душу, и, как часто они просыпаются от боли разочарования и неудовлетворенных желаний! В дополнение к этому несчастью, грешные чувства, страсти и занятия людей наводят на них множество страданий. Вместо того чтобы жить вместе в любви, как братья, что и было бы, если бы они не уклонились от Бога и святости, они почти постоянно вовлечены в войны, ссоры, раздоры, которые не только разрушают личное и общее счастье, но и распространяют запустение, убожество и смерть на целые страны и государства. Грех заставил почти каждого человека поднять руку на своего брата, и даже в хорошо устроенных обществах ссоры семей и групп, столкновение противоположных интересов, свары различных политических партий, клевета, наговоры и инсинуации в печати, которые распространяются публично или в частном порядке, в значительной степени нарушают покой людей и разрушают их доброе имя.
Однако всё это только естественные последствия греха. Если в дополнение к этому мы оценим его наказуемость, мы будем иметь полную уверенность, что люди потеряли свое счастье. Под наказанием мы имеем в виду нынешние и будущие страдания, которые справедливый и святой Бог налагает за грех. Среди этих страданий несомненно могут быть упомянуты вина, страх и упреки совести, которые в большей или меньшей степени испытывают все грешники. Если вы заглянете в сердца свои и своих друзей, и подумаете, сколько вы страдаете от страха смерти, опасения мучений и гнева Божьего, если вы задумаетесь, как часто эти вещи могут преследовать вас в тайне, и как часто они делают вас несчастными перед всеми, так что даже за вашей улыбкой может быть скрыта боль сердца - то вы, скорее всего, почувствуете себя гораздо более несчастными, чем вы готовы признать. И, друзья мои, другие грешные, как и вы, люди,  чьи сердца сжимают страдания, верно покажут вам, что вы на самом деле испытываете; и эти страдания не прекратятся до тех пор, пока грешник не станет святым или его совесть не будет сожжена настолько, что он перестанет чувствовать, что отказался от Бога.   
Следующим карающим последствием греха является смерть со всей предшествующей ей болью и страданием, и мучительной тоской, которая преследует нас всякий раз, когда из жизни уходят наши родные и друзья. Грехом смерть вошла в мир, и она переходит на всех людей, ибо все согрешили. Если бы не было ничего, чтобы сделать грешников недовольными, уверенности в смерти было бы достаточно для этого; какими бы счастливыми они ни были в других отношениях, этого было бы более чем достаточно, чтобы их счастье разрушалось страхом перед этим ужасным часом, который должен положить ему конец, и если их счастье зависит от блага близких и друзей, неопределенность их жизни должна будет предоставить новый повод для беспокойства и тревоги.
Но хотя всего этого вполне достаточно, чтобы лишить  людей счастья и сделать их неспособными к нему, это еще не все последствия греха. Напротив, это только  начало скорбей, ибо возмездие за грех есть смерть, в том числе не только смерть тела, но и вечная погибель души. За нарушение закона Божия все грешники обречены быть брошенными в озеро огненное, которое, как говорит Боговдохновенный писатель, есть смерть вторая, и всю вечность погружаться все глубже в пропасть убожества и отчаяния, будучи навсегда потерянными для Бога и святости, для счастья и надежды.
Подытожим теперь кратко все, что мы сказали о положении грешного человека. Изначально он был сначала создан по образу своего Творца, совершенно святым, незнакомым с болью, печалью, болезнью и смертью, наслаждающимся идеальным миром совести и жизнью с Богом, не зная ничего, кроме любви к Нему и к Его творению,  будучи постоянно с радостью занят служением Ему и вкушая чистейшее юдаженство в общении с Ним, и постоянно приближаясь все ближе и ближе к небу, которое должно было стать его вечным домом. Посмотрите же теперь на творение, которое ныне лишено образа и расположения Бога, полностью греховно и развращено, стало рабом  неуправляемых страстей и ненасытных аппетитов и желаний,  добычей виновного страха и угрызений совести, подвержено воздействию печали, болезни и смерти в тысячах разных форм, живет какое-то время без Бога и без надежды в мире, полностью пренебрегая великой целью, для которой человек был создан, блуждая дальше и дальше от пути долга и счастья, и не имея ничего, но лишь страшное ожидание суда, который обречет его отойти проклятым в вечный огонь. Рассмотрим все это, и убедимся: разве не является такое существо потерянным? Тем не менее, такова естественная ситуация человечества; это было бы его неизбежной и необратимой участью, если бы Сын Божий не посетил наш мир. Чтобы взыскать и спасти это существо, был создан тот замысел, о котором пойдет речь дальше.
II. Здесь я перехожу к самому главному.
1. Сын Божий пришел, таким образом, чтобы взыскать и спасти потерянных существ. В этом отрывке, наш Спаситель, вероятно, намекает на Свой характер образом пастуха, ибо в притче, произнесенной незадолго до этого, Он сравнивает Себя с человеком, уходящим в пустыню в поисках потерянной овцы. Вам не надо объяснять, что это животное, если оно потеряется, само никогда не вернется назад, но будет уходить все дальше и дальше, и даже мешать тем, кто захочет найти и вернуть его домой, считая их за врагов. Так происходит и с потерянным человеком. Раз оставив Бога, он не будет иметь ни желания вернуться, ни возможности открыть для себя путь, который ведет к Нему. Естественная тенденция греха, под влияние которого попал человек - уводить его все дальше и дальше от Бога, забирать всякое расположение к тому, чтобы искать Его, и лишать знания того, каким образом Он может быть найден. Это приводит грешников к тому, что по сути они говорят Богу: отойди от нас, мы не хотим знать путей Твоих! Поэтому очевидно, что если эти потерянные существа будут когда-либо возвращены к Богу, это никак не произойдет их собственными усилиями. Бог будет искать их, или они никогда не будут искать Его, и, следовательно, никогда не смогут Его найти. Поэтому необходимо, чтобы было небесное руководство, которое будет искать их и укажет путь их возвращения. Если этот мир, планета, которая в настоящее время вращается вокруг Солнца, сойдет с орбиты и отойдет от него так далеко, что оно утратит для нее свет лучей и превратится в звезду, то очевидно, что она никогда не сможет снова найти свой путь обратно к солнцу. Потеряв из виду свет солнечных лучей, она будет потеряна в вечной тьме и холоде, и ничто не вернет ее назад. Только само Солнце могло бы указать своим светом и притяжением путь потерянной планете, оторвавшейся от него. Такова ситуация человечества по отношению к Богу, Солнцу вселенной. Оно ушло от Него так далеко, что потеряло из виду свет Его лучей, все знания о Его характере и пути, чтобы иметь возможность найти Его. Но Христос как Сын Человеческий - это луч света от этого солнца, посланный, чтобы найти нас и вести к Богу. Он есть, как сказано, сияние славы Отца, истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. Чтобы найти потерянного человека, Он предпринял длительный, утомительный путь с небес на землю, и, возвращаясь на Небо, Он указал путь, пригласил и призвал нас и повелел следовать за Ним. И Он указал путь к Богу, небесам и счастью не только  людям, которые тогда жили на земле. Нет, Он оставил безошибочные указания, записанные в Его слове; Он послал Своего благословенного Духа вместо Своего присутствия на земле как Утешителя и Руководителя, и поставил Своих пастырей  искать и находить погибших грешников и сопровождать их к Его ногам. Через Своего Духа, Своих служителей и Свое слово Он все еще ищет их, и часто обращается к тем, кто не искал Его, и  является тем, кто не обращался к Нему;  и всякий раз, когда вы читаете слово Божие, всякий раз, когда вы слышите, как оно проповедуется, и, прежде всего, когда вы чувствуете, как что-то внутри, тихо призывает вас соблюдать его, то вы слышите голос Христа, и имеете свежие доказательства, что Он по-прежнему ищет тех, кто потерян; и когда любая из этих вещей убеждает вас в вашей греховности, вине и опасном положении, и в вашей отчаянной нужде в таком Спасителе, как Христос, это доказательство того, что Он нашел вас, и призывает следовать Его путем, который ведет в рай.
2. Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Он стремится спасти, и будь это не так, для нас было бы напрасно искать спасения; ибо, как мы уже отмечали, люди не только не знают пути к Богу, но и не желают этим путем следовать, когда он указан им. В дополнение к этому, они в плену у князя тьмы, который не отдаст их просто так; они осквернены бесчисленными грехами, которые делают их непригодными для неба и присутствия Бога; своим отступничеством они нарушили Его святой закон, требования которого они должны удовлетворять, и проклятие которого как пылающий меч обрушивается на них и преграждает доступ к вечной жизни. Поэтому люди должны быть избавлены от всех этих последствий греха, или они никогда не смогут вернуться к Богу; и  спасти их от этого было великой целью, ради которой Христос пришел в мир. Истинно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в этот мир, чтобы спасти грешников, и именно поэтому Он назван Спасителем.
В соответствии с этими и другими подобными декларациями Писания, Христос совершил полное спасение для всех, кто смиренно и благодарно принимает его, и ради Него Бог обещал, что весь Его избранный народ будет готов, таким образом, принять Его в день Его власти. Путь в небесное святилище теперь открыт; все преграды, отделявшие нас от него, удалены;  поток света сияет вокруг нас, чтобы открыть наш взор этому пути. Кровь Христа удалила горы вины, ставшие преградой между нами и Богом, и очищает раскаявшихся верующих от всякого греха; Его Дух освящает нашу загрязненную природу и избавляет нас от рабства мира, плоти и диавола; Он готовит нас к приходу на небеса и утешает нас в нашем путешествии туда, через эту долину слез. Одним словом, империя сатаны покорена, сила греха разрушается, жало смерти забрано, власть могилы разбита, и явлены жизнь и бессмертие; Бог примирен и пламенный меч угашен,  вечные двери небес распахнулись, то, что было потеряно, искуплено, мир избавлен, а человек счастлив и свободен; и если он знает, в чем состоит его собственное счастье, он принимает Спасителя и спасение; но в противном случае он потерян более страшно, более безнадежно, чем когда-либо.
Я должен закончить некоторыми выводами.
1. Мы знаем, что Слово Божие для нас важнее всех других книг, даже если мы не озабочены его содержанием. Все остальные книги, даже самые лучшие, описывают лишь человеческие предприятия, войны и завоевания, борьбу угнетенных за свободу, смелые подвиги или опасные достижения. Но Библия, независимо от многих других в высшей степени интересных предметов, говорит нам о войне между добром и злом, между Богом и силами тьмы; об избавлении разрушенного, потерянного, порабощенного мира, задуманном на небесах от вечности и успешно совершенном вечным Сыном Божиим. В этой войне мы видим, как грех и сатана,  смерть и ад со всей силой земли воюют на одной стороне; а с другой Семя жены, Сын человеческий, выходит без оружия на верную смерть, и к победе, которая может быть достигнута только Его смертью, и которая была завершена Его триумфальным Воскресением и Вознесением на небеса.  Награда в этой войне - миллионы бессмертных душ, самая малая из которых является гораздо более ценной, чем этот и все миры, и эти души Сын Человеческий поднял к небу, хотя Его противники желали лишь увлечь их в глубины ада. Такова война, которую описывает Слово Божие, таковы ее участники и трофеи победы. Насколько все это глубже и интереснее обычной человеческой истории! Насколько важно это для нас, когда мы вспоминаем, что мы были причиной этой войны, и награду, которую получат ее стойкие бойцы! Почему же тогда мы просматриваем Писание лишь с малым интересом? Почему мы так мало верим ему?
2. Как же славен и прекрасен Вождь нашего спасения в свете этой темы! Разве не стали бы вы созерцать с жадным интересом и восхищением монарха, который правил в мире и процветании обширной страной и на поле боя ставил под угрозу свою жизнь, чтобы избавить порабощенный народ от угнетения? Разве вы сами не стали бы   следовать за ним на поле боя, переживать за его жизнь, когда он в опасности, сочувствовать ему, если он ранен, радоваться всякому его успеху, с удовольствием рассказывать о его победах и восхвалять его триумфальное возвращение? Все это и многое другое имело место с ныне царствующим монархом в Европе, который снискал восхищение и похвалу многих тысяч*. Почему же мы тогда так мало восхищаемся Сыном Божиим, так мало хвалим и любим Его? Он велик и славен, и был счастлив на небесах, но Он оставил все, чтобы найти и спасти потерянный мир, мир, который был разрушен потерянными людьми, неблагодарно и подло восставшими против Него. Хотя Он был богат, ради нас Он стал бедным. Хотя Он был равен Богу, но ради нас Он уничижил Себя Самого, принял образ раба, страдал и был презираем, оплеван, избит и, наконец, распят своими созданиями, когда с бесконечной легкостью Он мог бы избежать всего этого. Одним словом, чтобы искупить нас от клятвы закона, который мы нарушили, Он согласился стать за нас клятвою. Мочему же, спросим еще раз, мы тогда так мало восхищаемся Им, так мало хвалим и любим Того, Кто умер, чтобы спасти нас? Почему мы так мало чтим Его умирающую любовь? Почему не воспеваем Его превыше всех остальных освободителей? Неужели потому, что мы не верим Ему? Верить, что Он на самом деле сделал это, и не любить Его, не восхищаться Им и не превозносить Его над всем творением невозможно. Апостол поверил Ему, и мы знаем, к каким усилиям и жертвам это побудило его. Что же скажем, мои исповедующие друзья, мы, кто исповедует верить, что Он на самом деле сделал это, что мы можем сказать, или, вернее,  что будет сказано о нас, если мы не будем любить Его, не будем восхищаться и славить Спасителя? Если это так, то разве не о нас сказано, что наша вера тщетна, поскольку она не производит любовь, и что, несмотря на наше исповедание, мы все еще в наших грехах?
Христос пришел в наш мир, чтобы взыскать и спасти погибших грешников. Если так, то нашей главной обязанностью становится убедиться в том, что Он нашел и спас нас. То, что Он нашел нас, очевидно из Его Евангелия, в котором голос этого великого Пастыря даже сейчас звучит в наших ушах. Спас ли Он нас? Чувствуем ли мы себя не в силах противиться Его призыву? Конечно, если Он спас нас, если мы были сделаны новыми творениями, если мы перешли из смерти в жизнь, мы не можем не стремиться узнать Его больше и больше. Скажите тогда: вы нашли Христа? Нашли ли вы Драгоценную жемчужину? И если вы ответите на эти вопросы, помните, как много они значат и сколь достаточно для вашего избавления то, что  Сын Человеческий пришел взыскать и спасти вас.

*Король Великобритании Георг III (1738-1820); внес заметный вклад в борьбу с Наполеоном, с 1811 г. из-за неизлечимой болезни отстранен от власти с передачей ее регенту, что вскоре вызвало осложнение ситуации в США и Англо-американскую войну 1812-15 гг.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn