Инцидент привнес в гостиную нотку неловкости.
- Зачем кипятиться? Давайте порассуждаем, - предложила сестра.
-Фу, как безграмотно: «порассуждаем», - отозвалась другая сестра.
- Я лишь процитировала выражение нашего бывшего лидера, - с улыбкой пояснила первая.
- Цитируй грамотные выражения, а не исковерканную русскую речь. У того лидера были проблемы с грамматикой. Изобретенная им языковая форма «порассуждаем» пошла в народ как насмешка над ним, как шутка. Но некоторые об этом не знают и употребляют это слово как правильное.
- Но мы-то с тобой шутку знаем …
- А кто-то не знает. Потому не надо сознательно засорять язык безграмотными ляпами, пусть и шутливыми. Глагол «рассуждать» в русском языке может быть только несовершенного вида. Нельзя сказать (что сделаем?) «порассуждаем». Правильно говорить (что делать?) «рассуждать», в значении «последовательно излагать свои суждения о чем-нибудь, обсуждать что-нибудь, вести беседу».
А в повелительном наклонении правильно сказать «давайте рассуждать». Или, используя глагол совершенного вида (что сделать?) «рассудить» в значении «разобрав обстоятельства, вынести решение по поводу чего-нибудь» в повелительном наклонении правильно сказать «давайте рассудим».
- Дамы! – воскликнула нетерпеливая сестра. – Не уходите от темы. Мы смотрим фильм «Людмила Гурченко», говорим о природе таланта. Так (что сделаем?) «рассудим» или (что будет делать?) «будем рассуждать?»
- Пусть рассудят люди. Мы только рассуждаем, - вступила в дебаты третья сестра, - о природе таланта, как ты сказала.
Вот, кстати, моя мысль о «природе». Тебе талант представляется в виде младенца, требующего пищи, а мне – в виде растения-лианы. Чтобы лиана могла расти, ей нужна опора. Без опоры растение гибнет. Так и талантливые люди без опоры гибнут, чаще, спиваются.
- Лиана – растение-паразит. По твоему получается, что человек и его талант – это две разные сущности, и талант живет за счет человека, питается человеком?
- Ах, как глубоко ты копнула! Вьюнок тоже разновидность вьющегося растения, которому необходима опора. Не думаю, что он паразит. Я хочу сделать акцент на слове «опора». В отношении человека под опорой я имею в виду материальный достаток. Вот Люся приехала в Москву, хотела покорить всю страну. А поди-ка покори хотя бы Москву, когда денег нет, прописки нет, связей нет, друзей нет, а каждый день хочется кушать, хочется красиво одеться, красиво подстричься, куда-то пойти (а за что билеты купить?).
А иначе, как обратить на себя внимание? как выйти в люди? Поэтому она не перебирала. Она всегда использовала первый представившийся шанс как ступеньку для последующего роста. И к Ордынскому на первом курсе пошла, потому что он предложил ей реальную материальную опору. У Люси не было другого выбора. Поступи она тогда иначе – не было бы артистки Гурченко.
- Надеюсь, мы не станем копаться в чужом белье? – спросила сестра.
- Конечно, нет. Мы используем данные нам самой актрисой факты для рассуждений общего порядка. О таланте, об искусстве.
- А вот мне талант представляется как неотъемлемое КАЧЕСТВО самого человека. В этом смысле талант как раз и есть у каждого.
Приведу пример. Где-то в классе пятом, пожалуй, весной во время субботника мы вскапывали газоны на улице перед школой. Мне дали грабли. Я первый раз в жизни держала грабли в руках. Ребята резво копали землю, и ушли далеко вперед. А я волочилась за ними с граблями, в поту разбивая твердые комья земли. «Ох, нелегкая это работа - из болота тащить бегемота!».
Вдруг один прохожий сказал: «Давай я тебе помогу!». Он взял у меня грабли и быстро, легко и красиво сделал мою работу, словно песню спел задушевную. Тогда я и поняла, что искусство - это не только то, что на сцене. Искусство есть и в быту, когда человек умело, с любовью делает свою работу. Талант – это умение работать с любовью, умение жить с любовью.
- Согласна, талант – это умение жить со вкусом, - поддержала ее сестра.
- Талант – это умение жить с любовью, - поправила ее другая сестра.
- Талант – это умение любить жизнь, девочки! – подвела итог третья сестра.
продолжение следует