Жажда ппознания

Мира Папкова
-Хочу все знать! -
это хорошо или плохо?

  В  народе  стремление  к  знанию
осуждается и считается  опасным:

  Много  будешь  знать,  скоро  состаришься.
  Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
  Меньше  знаешь,  крепче  спишь.
  Меньше знаешь, дольше живешь...

  Адама и Еву изгнали из рая за то, что они узнали  разницу  между  добром  и  злом.

  Любопытство можно также считать
проявлением   желания   все  знать.

  В греческом мифе Пандора нарушила запрет богов  - как  и  Адам  с  Евой -  открыла прочно  запечатанный  сосуд  и  выпустила  в  мир все
беды  и  несчастья - стихийные  катастрофы,
войны, болезни...

  Опять же - библейский мудрый царь
Шломо  (Соломон)  высказался:

-...познание умножает скорбь...

  Что  лежит  в  основе  этого чувства - желания знать?  Самое простое объяснение - стремление улучшить и облегчить жизнь. Это так, конечно, но  не  совсем, не всегда. Часто великие ученые происходили  из  вполне  обеспеченных  слоев общества и занимались своими исследованиями и изысканиями  просто  из бескорыстной жажды познания.  Из  интереса.  У  них  пытливый  ум.

  Проникнуть в область неведомого стремятся
не только люди.

  Ученые поставили эксперимент. Крыс поселили
в  крысином  раю.  Обширный  вольер,  обильная пища,  чтобы  не  было  перенаселения,  крысят забирали.
 
  В углу вольера поместили маленькую
черную  дверцу, протиснутся через нее
удавалось  с  трудом,  да  еще  при этом
на  крысу - первопроходца  действовал
слабый  электрический  разряд.

  Крысы,  не имея никакой практической надобности, пищали, писались от страха,
но  упорно  лезли,  желая узнать, что там
за этой дверцей.

  Возможно,   желание   все  знать
не приветствуется еще и потому, что
уровень  нравственного  развития
человечества настолько низок,что
все достижения научно-технического
прогресса  служат  в  первую  очередь
для уничтожения себе подобных.
 
  Большинству людей для жизни знать надо
не  слишком  много: обрести социализацию, усвоив  алгоритмы стандартного поведения
в стандартных  условиях,  научиться читать-писать-считать, основам безопасной жизни, получить  навыки  чаще  всего  не  слишком сложной   профессиональной   деятельности...

  Это происходит в молодости, а дальше
живут,  не  испытывая  потребности
узнавать что-то новое. Почему-то среди
взрослых почемучек нет.

  Педагоги знают, что в классе из двадцати пяти человек хотят учиться и учатся с удовольствием всего три-четыре школьника, остальные просто "тянут лямку".

 Гениальный Норберт Винер говорил, что если он ничему  не  учится и не узнает  ничего нового, то у  него  возникает  ощущение, будто он перестает дышать. Таких очень немного.
 
  И  общество  относится  к  ученым,  как
к смешным чудакам, одетым в носки от разных пар, как к сумасшедшим, и при их жизни редко дарит им признание и уважение. Типаж такого ученого  "не от мира сего"  проник в литературу. Например, Жак Паганель у Жюль Верна.

  Так  что  же такое жажда познания - божья благодать, снизошедшая на избранных, или дьявольское искушение?