Фершал 5

Борис Ящук
   Фершал    5

          Добрые  пожелания  Анатолия  никак  не  улеглись  в  действительность В  курятнике   начался   переполох, истошно  орал петух   и   громким   и сердитым   лаем  разбудил всех  Баламут. Пока второпях   накинули     портки  и выскочили  на   шум   - всё  уже  успокоилось, кроме  разволновавшегося  петуха. Толя  включил рубильник  и фонари  высветили  такую  картинку: Баламут  деловито  трепал  какую-то  тряпку.  Когда Толя  позвал   пса, тот прибежал и опустил к  ногам  Фершала  задавленного  лиса.  Я  не  удержался  и    рассмотрел  Баламутову добычу -  молодец  псина, совсем не  испортил  шкуру.
    Толя , конечно, не знал, что  выделка  шкурок  мне хорошо известна  с юности.  Я  попросил  хороший     ножик  и ушёл  в  кустарники. Когда Дуся  вышла  на  этот переполох, я  попросил  у  неё  зайца  из  погреба. Фершал  понял, что теперь никто уже  не  уснёт. Подав  мне  острый, как бритва   ножик, Фершал  с интересом  наблюдал за мною.  А  я споро  вырезал  две  длинные  рогульки  для  шкурок, две  палочки  для  обдирки шкурок.Поглядывая на друга, быстренько  подрезал у лисы  чулочки на лапах, распустил  ошейник  (  подрезал  шкуру  в области  шеи)  и аккуратно  чулком   снял с  тушки  шкуру мехом  внутрь,    расправил её   на  рогульке.   Чтобы  надолго  не  затягивать процесс, попросил  у Дуси  щепотку  соли  и    присолил  шкурку, затем  убрал    в  чуланчик  хозяйственной  пристройки      Чтобы  не  тянуть резину, спросил у Толи:  «Твой  Баламут  мясо любит  сырым  или  варёным?»    На  что Фершал  подал   казанок и посоветовал изрубить тушку  на куски, что я  и сделал.
            Следующим  стал  русак. Им  я  занялся  прилежно, чтобы  не  испортить шкурку.Занятый  этой  работой, я  уже    знал, для  чего  я  бережно снимаю заячью шкурку. В  разговорах   Дуся  ненароком  посетовала  на боли  в пояснице.  Мой  дед ,помню,  свою  поясницу  всегда  оберегал  заячьей  шкурой, привязанной  к  голому  телу  .   Мне  он  тогда рассказывал , что это верный  помощник  старых таёжных  охотников. Вот и решил я  сделать для Дуси лечебный  пояс. Может действительно поможет. Сам я на себе не пробовал, но положительные отзывы  слышал от многих мужиков….

    Заяц  попался   хорошо  упитанный.  Когда  шкурку  распялил  на рогульку, то   зайца  хорошенько  вымыл  , порезал  на  порционные  куски  и сказал Толе, что нужен  уксус, три большие  луковицы и  кастрюля, да ещё   надо   мясо  чем-либо   пригрузить. В общем ,разложив  мясо в  кастрюльке, пересыпав  кольцами лука и побрызгав  уксусом  , зайца  мы  отправили  мариноваться.  Дуся  увидела  моё  шаманство  и хотела  уже готовить, но я  категорически возразил:  «Зайчатину  готовят мужчины,   - это  блюдо  охотников!»    « Ну, как знаешь!» - улыбнулась Дуся.
  В этом вопросе  я бы  никому  не советовал  со мною  спорить. В  нашем доме, помню, зайчатину всегда готовил мой отец. Поэтому  секреты  хорошего блюда  просты. Но  отступать не рекомендуется. Когда  мясо замаринуется( а это до  двенадцати  часов)  мясо   вынимается  из маринада, подсушивается, затем его  шпигуем   полосками свиного  сала, чесночными  зубчиками   и полосками нарезанной  моркови.. После этого  отец  обжаривал мясо на сковородке, складывал  в  кастрюльку, сверху  выкладывали  маринованный  лук, заливал  кипятком, накрывал  крышкою и тушил  в  духовке пару  часиков.  Вот тогда  и за  уши  не  оттянуть  любого  едока…
         Наступило   утро ,   вновь Фершал  загнал  меня  в  душ, правда  уже  без  всяких  штучек.      А  после  завтрака  Толя  засел  за  рабочим столом  и что-то  начал писать.  Работал  сосредоточенно, не  обращая   на меня  внимания. Я  в это время  разложил свой  планшет  и  авкарелью  набросал Толькин  портрет , который  мне   самому  очень понравился .  А   Фершал отложил в сторону  журнал, на котором я успел  разглядеть «Вестник военно-медицинской  академии».   В  это время Толя, потирая  переносицу,  глянул на моё творение  и сказал:  «Похожий, но лучше Дусин портрет сделай!  Действительно. Она  ведь красивая  женщина, а глаза  небесного цвета  чего стоят!?»
     Воспользовавшись паузой, я  напомнил  о  вчерашнем обещании Толи.  Тот улыбнулся  и сказал:  Ну, слушай, дружище!  Расскажу  тебе  о  своих  поисках. Они  легли  в основу  моего реферата , который я готовлю на кафедру   академии. Называется  реферат « Раневая  терапия  народными  средствами»
        Я  тебе  не рассказывал, что одно время  я  проходил квалификационную  подготовку  в  медицинской  академии в Ленинграде, а практику  пришлось  проходить  в боевой   обстановке  в Анголе.  Потом   меня  прихватила африканская  зараза, которую еле одолел. Спасибо деду Андрону, который  поставил  меня  на ноги. Когда  дед узнал, что я у  него  не просто  пациент, а врач, он  передал мне  свои тайны. Как  тебе сказать,- секрет  не секрет, думается  это сгусток  народного векового опыта.
              Мой  интерес  к   знаниям   деда   усилился  после  того, как к  Андрону  привезли мужика, который погибал от  укуса гадюки.  Тогда  помню , дед  послал пацанов  изловить и принести живых лягушек, желательно  крупных. Вскоре пацаны   принесли ведёрко  лягуш. Чтобы  не удрали, ведро повязали скинутой  майкой. И   что ты  думаешь?   Дед   взял лягушку, приложил к ране  белым пузом,  плотно обвязал  тряпицей.  Прошло время, живую лягушку  раздуло, дед на её место прикрепил другую, Так  в  дело  ушло  шесть  лягушек. Седьмая   уже  не  раздувалась и когда  дед  вынул её, она  недовольно ускакала  через порог. Вот такая хохма…. Ты   не поверишь -  на  месте распухшей  ноги  и ранки  была видна ровная  , чистая  кожа и совсем незаметные  следы  от гадючьих  зубов.  В   тот же день   болезный  отправился  домой  своим ходом.   
           Моё  лечение дед Андрон проводил неведомыми  снадобьями  и какими-то компрессами.  Оказалось, что    очень   действенным  средством  от многих болезней   было  народное  средство. Что это за   средство?   Это оказалась   лягушачья икра. Оказывается  дед  много лет собирал весною икру  по болотам, наносил её  на  марлю, на любое  полотно, раздавливал  её и высушивал на ткани. Бережно укладывал их в березовые   туески , где они прекрасно сохранялись и не теряли своих  замечательных целебных свойств долгое время.  Ты   знаешь,   думаю  сказка о царевне-лягушке  родилась не случайно…

             Жаль ,что дед  рановато умер, не успел я  его опыт унаследовать сполна. Поэтому последние   годы  изучаю и  систематизирую,  а  результаты  своей  работы  хочу опубликовать, чтобы  это  послужило   людям. Невольно меня  эта  работа так увлекла, что стал даже изучать свойства разных видов  земноводных. Вот ты и заметил,  как я осматривал  болотца, где  обитают мои  «доноры».  Высматривал я  их   в ту пору, когда  они отправляются  для зимовки на дно болот. Помимо   целебных свойств  икры, меня  весьма  заинтересовала  и кожа  лягушек, преимущественно  с  животов.  Оказывается   и кожа  обладает  свойствами  регенерации повреждённых участков  человеческого  тела, повышает  иммунитет организма и стимулирует обменные  процессы в организме человека.  Я  как раз готовлю свои  труды  для  одной из кафедр военной  академии в  Питер.       
    После    познавательной  лекции, Фершал    посоветовал  мне, пока он поработает над текстом, пойти  чем-нибудь помочь Дусе. Уходя, я  увидел, как Фершал засел за  ноутбук  резво застучал по клавиатуре      
             Дусю   я  застал за  занятием, которое  мне  очень знакомо – она   шинковала  капусту  для квашения.   Хорошо, что стол был просторный   и я включился  в  эту  работу  с большой охотой, мне всегда  нравилось квасить капусту  у  себя дома.  Привычно и споро мы  за  пару  часов  искрошили всю  капусту  и морковь. Весёлая  работа не мешала нам  оживлённо беседовать. Дуся   успела мне  рассказать многое о жизни  на кордоне, о том, как  в ипостаси  лесника  Толя  успевает ,как  Юлий  Цезарь, всюду  успевать. Такой уж он человек,- совестливый и неугомонный.  Гоняет браконьеров, бережёт лес, , а когда надо, - бросается помочь людям:  кому аппендикс удалить, кому рану  зашить, у кого роды  принять..  Самое странное, что живя здесь в глухомани, он на   все предложения  работать в клиниках, всегда отказывается. Многие его коллеги и однокурсники   махнули на     него  рукой, назвав   неисправимым  чудаком.
  Наши   кухонные заботы     прервал Анатолий, он  пришёл довольный, напевая  какую-то  мелодию.        « Ребята!  Что-то  жрать захотелось, с чего бы это?»    Дуся  глянула  на часы и молча указала рукою на циферблат. Стрелка  указала  на  четыре. Со   двора   донеслись  звуки, которые ни  с чем не попутаешь. Баламут извещал, что живность прибыла с  «пастбища».   Тётка  засобиралась во двор и сказала : « Толя, с обедом  сообразите сами, я  пошла доить Зорьку!»
              И   мы начали соображать.   Порыскав  по «сусекам», мы нашли  куриные  потрошки, овощи и  главный  компонент –вчерашний  покос  грибов. И закипела работа. Я заставил Фершала   приготовить тесто – тот , на удивление, довольно успешно вымесил тесто  для намеченной  лапши и  вареников.  Не   теряя времени, мне удалось  поджарить  целую сковороду  белых грибов.  Часть из  них пошла на   суп с лапшой и потрошками. Сдобренный грибами, - он источал волшебный  запах и доходил на слабом огне под крышкой. Другая часть пошла  на начинку для вареников.  Их мы с Толей  лепили вместе. Потом варили и выкладывали в миску. Сверху полили подливкой с жареным лучком. Ну   и просто   жареных грибков   мы в сковороде оставили.  Толя  довольно оглядывал всё нами сотворённое, когда   вернулась Дуся.  Она   нашими  блюдами осталась довольна.  Добавила, что  на дессерт она тоже кое-что приготовила.  Пока  наша компания   вела все приготовления  к  обеду, я успел вынуть и обработать зайчатину. Когда Дуся   пригласила всех за стол, я уже   зайчатину успел отправить  в духовку   тушиться.  Выставив на духовке  двести градусов и время на таймере, я занял место за столом. А Толька  уже  разливал в стопки  привезенный мною самогон, который Дуся успела сдобрить желе из красной смородины. От этого  розовые блики на белоснежной скатерти очень украсили стол.
          За   трапезой   мы  больше  говорили, чем ели. Толя  радовался, что отправил свой  труд в академию.  Дуся  заботилась об   обработке  грибов – надо их   загрузить в сушилку. Хвалила  наше варево. Из кухни   властно врывались ароматы  тушёной  зайчатины.  Сами  того не желая, день мы устроили  праздный, бражничали, бродили по  окрестностям, беседовали, вспоминали друзей и знакомых. Толя  сводил меня к  затерянному  в лесной гуще  озерцу и рассказал, что здесь и рыба водится разная. Хвастался, что таскал здесь сомов. «Да брось  ты!  Никогда не поверю!»-  возразил я. Фершал улыбался и уверял, что он не такой успешный как я , наши друзья Генка Лёгенький и Саша Бунука, но  кое-чему   научился. В завершение пообещал  угостить меня  копчёной сомятиной собственного приготовления.  Упомянутые друзья юности действительно были  успешными рыбаками , можно так сказать – росли в рыбацких дубках. Так назывались рыбацкие большие лодки, на которых николаевские рыбаки выходили на путину в Чёрное море.
         Вечером  мы   доконали   самогонку, побаловались зайчатиной  и копчёной сомятиной. Дуся и Толя   оказывается   никогда не пробовали зайчатины, а мне была неведома копчёная сомятина. Все остались довольны  спокойным  днём ,  добрыми воспоминаниями и беседами.
            Недельное  гостевание   так  затянулось  потому, что я интенсивно  взялся   за  выделку  шкурок.  Форсируя  все  процедуры, я  смог  выделку  сделать качественно  благодаря  опыту, переданного моим отцом. Толя с интересом наблюдал, как я принёс целый мешок дубовой коры и долго крушил её  на наковальне, превращая в  муку.  Потом  догадался, что мука из коры  пойдёт на дубление шкурок.  В  дело пошли припасённые Дусей  мучные отруби. В конце концов   в  один  прекрасный  вечер я  подал  Дусе  добротную лисью шкуру, которая впору к зимнему  пальто.  Но большее  удивление у неё вызвал   лечебный пояс из заячьей  шкурки, который я  соорудил  удобным и  с широким    резиновым    поясом, который я отпорол от своей  спортивной  сумки.  Когда я  рассказал Дусе, как поясом пользоваться, она  обхватила меня своими горячими руками и расцеловала.   В  тот же вечер, я  сказал друзьям: «Так, ребята!  Я  уже порядком намозолил Вам глаза ! Пора и честь знать! Короче завтра   мы с  Вами  попрощаемся!»
         Не  взирая   на возражения   хозяев, я  твёрдо убедил их, что дома  меня заждались, а ещё дрова надо заготовить на зиму…   Собирая   свои  скудные манатки, я  оставил друзьям  несколько  акварелей   с видами  их хозяйства, в том числе  изображения неразлучных друзей  - алабая и лосихи.    Незаметно   в  Дусиной спаленке  повесил её  портрет  с распущенными  как в её молодости волосами.  Думал – пусть будет сюрприз. Но ошибся, опять Дуся со слезами облобызала меня, обнаружив этот портрет.  Толя   отложил все свои дела, снарядил  своего коня  и вопреки моим протестам, «подбросил»  меня на Брест-Литовское    шоссе.  Усадив  меня в проходящий автобус, не забыл  всучить самодельный кошик, сплетённый из камыша. Туда он   кроме Дусиных гостинцев поместил берёзовый туесок  с  «целебными салфетками» и какой-то  плоский  пакет. Долгие проводы  не для нас, крепко обнявшись, мы распрощались.  Утоляя  своё любопытство, заглянул в пакет. Там была подробная инструкция пользования  салфетками,  принтерная копия Толиного реферата    и  давняя  цветная  фотография, на которой  майор Бабий Анатолий  Ильич был запечатлен в парадном мундире.  На обороте  свежая надпись : «На память другу юности»
       Такую   историю мне  захотелось  поведать  миру, потому что минуют дни прекрасной нашей  жизни  и одолевают думы  о будущем  на просторах  замечательной  украинской земли….