Нелегалка-2015. Глава 32. Партизаны на Реджо

Наташа Лазарева
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/11/05/1835

07.11.15

         Хозяева обещали, что ровно через год мне дадут отпуск на неделю. Я лазала в сети, выбирая, куда поехать. Но девочки напугали: можно уйти в отпуск на неделю, и остаться без места. С работами засада. Служанки бессовестно подсиживают друг друга. Нередко бывает, что женщина, согласившаяся выйти на подмену, так настраивает хозяев против бывшей баданты, что той по возвращении указывают на дверь. Поэтому, подумав, я решила, что скажу синьорам, что мне не нужна неделя, а вот взять пару раз по два дня не откажусь. Тогда съезжу в Палермо и в Агридженто. Но Нино болел, этот период затянулся, и никто не вспоминал об обещанном отпуске. Я повздыхала и подумала, что могу поездить по Сицилии, когда уволюсь. А пока – остаётся, как раньше, рассматривать возможность однодневных поездок.

          Мы с Надей давно собирались смотаться в Реджо Калабриа. Однако, летом кораблики туда не ходили. Надо было ехать до Виллы Сан Джиованни и брать билет на поезд. Но то дожди, то ещё что-то нам мешало осуществить задуманную поездку.
          Перед первой субботой ноября я собралась на Реджо. Надя ехать отказалась, сославшись на экономию. Она купила билет в Россию, готовилась к отлёту и не хотела тратить деньги. Ну, ей проще. Она живёт на Сицилии постоянно, ездит много. А мне такое не светит. Надя позвала меня на выходной к себе. Я отказалась. Со мной поехала Тамара. Были ещё варианты, вплоть до предложения отметить Красный день календаря, но я их игнорировала.

          В Мессине купили билеты до Виллы и уже пошли на посадку, когда я обратила внимание на то, что открыта вторая касса. Я вернулась и узнала, что есть прямой транспорт до Реджо, кораблик отходит через 15 минут. Я забрала билеты у Тамары, сдала их в кассу и купила новые.
          Погода была отличной, +28. Тамара спросила: «Что мы будем смотреть в Реджо?» - «Не знаю. Ко мне на фейсбуке клеился какой-то итальяшка из этого города. Я ему написала, что встречаться с ним не хочу, но хочу знать, как добраться в Реджо, и что там посмотреть. Он обиделся, но написал, что есть катера, а в городе: памятники, крепость, кафедральный собор, музей. Увидим. Не понравится, вернёмся в Мессину в два часа».
          В порту подошли к полицейскому и спросили, где находится исторический центр. Парень задал направление, и мы потопали.

          По сведениям из Википедии, Ре;джо-ди-Кала;брия (итал. Reggio di Calabria, кал. Riggiu Calabbria) — город в Италии, в регионе Калабрия, административный центр одноимённой провинции. Расположен на самом «кончике» итальянского «сапога», напротив города Мессина на Сицилии (между ними курсирует паром). Население — 186,8 тыс. жителей (2006).
            
           А это с другого сайта: «Город был основан греками из Халкиды в 720 году до н. э. как колония и первоначально назывался Регий (Регион, др.-греч. ;;;;;; — Rhegion). Ок. 550 г. до н. э. известен тиран Ивик. В кон V в. до н. э. правили тираны Анаксилай и его сын Леофром. В 386 году до н. э. был захвачен войсками сиракузского тирана Дионисия и вошёл в состав его державы. В годы Пунических войн (280 год до н. э.) занят легионами римского консула Валерия. Отошел к Риму в 270 году до н. э., позднее был переименован в лат. Regium Julium («царство Юлия»). В Регии родились дочь Юлия Цезаря - Юлия Цезарис Старшая и писатель и философ Теаген.
          После римлян городом владели вестготы и византийские греки, которые управляли отсюда прибрежными территориями. Впоследствии его не раз разоряли сарацины, а в 1060 году им овладел Роберт Гвискар. В Средние века Реджо периодически служил столицей герцогства Калабрия».
          После землетрясения 1908 года многие исторические памятники были полностью разрушены, и Реджо отстроили заново как современный город с малоэтажной бетонной застройкой и широкими приморскими бульварами. В настоящее время здесь находится резиденция Калабрийского епископата, порт города считается одним из самых крупных на юге Италии.

          Не знаю, как насчёт Италии, пока я здесь была только всё на той же Калабрии, но от Сичилийских городов планировка улиц отличается кардинально. Улицы Реджо прямые, ровные, площади огромные, а Лунгомаре Маттеотти великолепна.
          Если в обе стороны от Мессины Лунгомаре тянется вдоль самого моря, близко к кромке воды (и каждый год в сезон аквадзонов волны частично разрушают набережные почти во всех городах и поэзах), то в Реджо набережная – это, скорее всего, широкая и длинная смотровая площадка, засаженная фруктовыми и экзотическими деревьями и цветами, с её высоты видны море, пляжи, дороги, дома и сады и, конечно же, Сицилия.

          Мы двигались вперёд хаотично. Сначала фотографировались возле огромных скульптур на набережной, потом увидели крытые эскалаторы, везущие людей в гору, и встали на бегущие дорожки. Разглядывали церкви, улицы, магазины, людей, цветы. Радовались погоде и природе. Куда идти – не знаем. Но, главное, знаем, как вернуться в порт. В какой-то момент нам надоело подниматься, и мы пошли направо. Да, вот так, не как обычно я хожу – налево, а направо. Тамара предложила спуститься назад, но меня потянуло в сторону, параллельно морю. И моё «потянуло» не ошиблось, мы вышли к Арагонскому замку - одной из главных достопримечательностей Реджо.
          Стены замка начали возводить византийцы, в VIII веке до н.э., а полностью строительство завершилось к 1027 году, т.е. в норманнский период. Название Арагонский закрепилось после кардинального обновления замка, которое предпринял Фердинандо I Арагонский.
          На протяжении разных времён, помимо защитного сооружения, крепость выполняла функцию тюрьмы. Во время революции на него нападали гарибальдийцы.
          Но, какие бы катаклизмы не происходили вокруг, никто и ничто, включая многочисленные землетрясения, не смогли разрушить эти стены.

          Замок выглядел внушительно. Мы пошли вокруг: вдруг можно войти внутрь? На верхней площадке копошились люди, за углом оказалась распахнутая дверь. Мы вошли в коридор, и сразу же к нам бросился охранник: «Сюда нельзя!» - «Почему?» - «Закрыто!» - «А мы хотим посмотреть» - «Завтра» - «Мы не можем завтра! У нас только один день в Реджо! Ну, пожалуйста!» Мы уговаривали мужика, и он сдался, закрыл ладонями глаза и сказал: «Я вас не видел. Лифт в конце коридора».
          На четвёртом этаже мы вышли и направились в залы. Но тут нас перехватила деловая тётка: «Сюда нельзя! Уходите!» Она была непреклонна, и Тамара повернулась к лифту. Я дёрнула её за рукав: «Идём по лестницам вдоль стен! Смотри, там какие-то скульптуры. Если и оттуда выгонят, тогда сядем в лифт».
          Мы достали фотоаппараты, с лестниц вошли в залы на втором этаже. Минут через пятнадцать я заметила, что группа занятых делом людей, во главе с деловой тёткой, покинула здание. Я потащила Тамару наверх. Через залы мы вышли к лестнице на крышу и начали фотографировать панорамы.
          Ещё через десять минут к нам поднялся весьма недовольный мужчина: «Прошу вас покинуть территорию!» Я не стала его раздражать, убрала фотоаппарат и сказала: «Извините. Мы хотели посмотреть замок» - «Сегодня закрыто» - «А мы можем посмотреть его только сегодня. И что делать?» Мужчина, теснивший нас к лестнице, возмутился: «Мне не нравятся эти слова «Что делать»! Приходите завтра! Вы нарушаете порядок!» Я улыбнулась: «Да, я знаю. Мы поступили плохо. Мы – плохие девочки. Мы – очень плохие девочки!» Он остановился, уставился на нас и захохотал: «Плохие девочки, как вы сюда попали?» - «Вошли в дверь!» - «Это невозможно, дверь была закрыта!» Я сделала чрезвычайно умное лицо и сообщила ему страшную тайну: «Мы вошли по-партизански, как красные рубашки!» Это заявление развеселило его окончательно. На улице он махал нам и желал удачи всегда и во всём, мы желали ему того же.
          Тамара, отсмеявшись, спросила: «Как ты не боишься?» - «Чего? Что нас арестуют? За что? Ну, не разобрались с расписанием, дверь была открыта, охранник нас не видел, сам сказал, а запрещающих знаков не было!» - «Их, точно, не было?» - «Не знаю, я не смотрела» - «Куда теперь?» - «Налево» - «Давай, спустимся к морю» - «Давай, но сначала – налево» - «А что там?» - «Понятия не имею. Но, видишь, какая-то площадь впереди между домов. Посмотрим, что это, и пойдём к морю».

          Площадь оказалась главной в городе, перед ней возвышался Кафедральный собор – Мария-Сантиссима-Ассунта-ин-Чело (Maria Santissima Assunta in Cielo). Это – самое большое религиозное сооружение в городе, длиной почти в сто метров. Собор отстраивался трижды, в XI, XVIII и ХХ веках. Последняя постройка была вынужденной, так как землетрясение 1908 года разрушило его практически до основания.
          Внутри храма проходило прощание с покойным, вероятно, важной персоной, потому что народу было полно. Сначала мы решили обождать конца мероприятия и уселись в кафе напротив. Но служба длилась бесконечно, время поджимало, и мы снова вошли под освещённые витражами своды.
          Конечно, от прежних построек мало что осталось, но тем не менее, сохранилось деревянное распятие двухсотлетней давности и саркофаги местных епископов V-VI в. Для искусствоведов посещение собора стало бы значительной удачей, но и мы, мало разбирающиеся в архитектуре и искусстве, прониклись торжественностью момента. Мне лично больше всего понравилась Capella del SS. Sacramento. Внутри капеллы сиял голубой свет, нежно подкрашивая статуи и иконы, и так хотелось сесть и помолиться или подумать о бренности бытия… Но кораблик в Мессину не стал бы ждать, и я вышла, продолжая фотографировать всё подряд.
          Сначала я немного смущалась, и старалась прятаться за колоннами, чтобы не нарушать настроения отпевания. Но потом увидела священника, отпускающего грехи какой-то женщине. Картинка была необыкновенной. Во-первых, и падре, и опустившаяся на колени грешница не прятались в кабинке, а общались на всеобщем обозрении. Во-вторых, святой отец так хохотал и строил такие довольные рожи, словно ему не в грехах каялись, а рассказывали серию занимательных анекдотов. Я сфотографировала парочку издали, постеснявшись сделать это с более близкого расстояния, но всё равно, было видно, что ситуэшен неординарная.

          Из собора мы стали спускаться к морю. Нашли городской парк с утками и гусями, которых почему-то до нашего появления никто не додумался покормить, чтобы доставить удовольствие детворе. Обнаружили руины римских терм и какие-то греческие развалины.
          Домой возвращались уставшие и довольные, договорившись, что обязательно съездим в Реджо ещё разочек.

          Пина ждала моего фотоотчёта. Она уже не удивляется тем расстояниям, которые я умудряюсь преодолевать в свой выходной. Реджо был ей знаком, она когда-то давно тоже была там.
          Вечером позвонила Люда: «Наташа, я улетаю домой 5 декабря. Мы втроём летим. Ты когда собираешься домой?» - «Не знаю».
          У нас начался какой-то массовый исход бадант. На днях улетела Марина. Через неделю – три сиделки из наших краёв оставляют места и отправляются в аэропорт. Ещё через две недели – две знакомых женщины тоже улетают. Второго декабря – Надя и Таня. И это – только мои знакомые. Некоторые появились на Сицилии недавно, но уже бегут прочь. Почему? Или боятся всё более напряжённой международной обстановки, или разочаровались в надежде получить документы. Закона о пермессо в этом году так и не вышло. Уже три года подряд нет этого закона.
          Мы договаривались с Тамарой лететь весной. Через Стамбул, чтобы и там погулять. Говорят, что на паспортном контроле в Питере погранцы не цепляются к прилетевшим из Турции, потому что для посещения Блистательной Порты виза не нужна, и её отсутствие может не насторожить блюстителей порядков на границе. Мы мечтаем взять билеты с таким расчётом, чтобы в запасе был день, и посетить Собор Святой Софии и Голубую мечеть.


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/20/2365