Цари российские. Иоанн Грозный. Продолжение1

Попкова Людмила
 После смерти матери Иоанн (семилетний отрок) остался один против бояр, которые везде творили свою волю. Так, они отправили князя Ивана Овчины-Телепнёва-
Оболенского в тюрьму и уморили его там голодом, а мать его-мамку маленького великого князя Аграфену Челяднину- оковали цепями и отправили на постриг в монастырь. Всё это происходило по повелению Василия Васильевича Шуйского.
 Чтобы получить больше власти,он, будучи 60-летним, женился на двоюродной сестре Иоанна-Анастасии. Воспользовавшись случаем, он освободил своего родственника -
князя Андрея Шуйского и князя Ивана Бельского. Вскоре, не успев вдоволь насладиться семейной жизнью и властью, Василий Шуйский умер ( ходили слухи, что его тоже отравили).
Власть захватил освобождённый им из тюрьмы Иван Шуйский, он тут же сместил митрополита Дионисия, сослав его в Волоколамский монастырь, и поставив на его место  митрополита Иосафа, бывшего игуменом Троицкой лавры.
  В государстве наступила полная неразбериха:"...великого князя и великой княгини не стало, государь нынешний мал остался, а бояре живут в своей воле, и от них великое насилие; управы в земле нет никакой, меж боярами сама вражда,"- так описывал положение в государстве зодчий Пётр Фрязин.
Митрополит Иосаф выхлопотал у великого князя Иоанна освобождение Ивана Бельского, который и стал править далее. Его правление было благом для Руси.
В это время на Москву пошёл Саип Гирей Крымский с изменником Семёном Бельским.
Митрополит Иосаф предложил " ввиду малых лет великого князя ему оставаться в Москве, надеясь на милость Божью, покровительство Пречистой и московских угодников".
Иоанн остался в Москве и молился в Успенском соборе перед иконой Владимирской Божьей матери. А войску послал грамоту с просьбой постоять за отчизну.
Ответ порадовал Иоанна: "Рады государю служить и за христианство головы положить,
хотим с татарами смертную чашу пить."
Русские воины потеснили Саипа Гирея, и он бежал.
Доброй была власть Ивана Бельского, но большой его ошибкой было освобождение Ивана Шуйского. Последний захватил Бельского и сослал вместе с Иосафом в Кирилло-Белозёрский монастырь, где Иван Бельский был зверски умерщвлён.
А вместо Иосафа митрополитом стал Макарий.
Но недолги были радости Шуйского: он заболел и устранён был от дел, успев лишь заключить мир с Литвой, сроком на 7 лет.
  Чехарда во власти продолжалась: к управлению пришли Иван и Андрей Шуйские и Феодор Скопин-Шуйский. Они срочно стали освобождаться от сторонников великого князя. Так, они сослали Феодора Воронцова, который всегда старался быть при великом князе и старался удерживать его от ошибок, в Кострому, несмотря на заступничество Иоанна.
Получив хорошее образование, начитавшись книг и Священного писания, Иоанн стал задумываться, почему его не воспринимают как государя. Его это раздражало и, однажды во время заседания думы 29 декабря 1543 года четырнадцатилетний великий князь неожиданно произнёс речь, в которой обличил князей Шуйских, а Андрея Шуйского повелел отвести в тюрьму ( по дороге туда Шуйского убили), а Феодора Скопина выслать из Москвы.
"С той поры начали бояре от государя страх иметь и послушание,"- писал летописец.
Но, насмотревшись боярской жестокости, царь и сам стал жесток. Он начал "...бити
и грабити, скачуще и бегающе всюду неблагочинне. И воистину дела разбойнические самые творяше и иные злые исполняше"...-свидетельствовал современник.
А бояре подначивали:"Ах, как славно! Великий князь храбр и смел!"
Иоанн, взрослея, стал ещё более гневлив и несправедлив к своему народу.
Но и врагам он не давал пощады.
В 1545 году он отправил на Казань князя Василия Серебряного и Семёна Пункова.
Поход был удачен, и Иоанн наградил победителей.
Но вот наступил декабрь 1546 года - важный месяц в истории государства: Иоанн решил жениться:-"Уповая на милость Божью и Пречистую его Матерь и святых заступников Петра, Алексия, Ионы и прочих чудотворцев земли русской, имею намерение жениться; ты, отче /Макарий/ благословил меня. Первой моей мыслью было искать невесту в иных царствах, но рассудив основательнее, отлагаю эту мысль.
Во младенчестве лишённый родителей и воспитанный в сиротстве, могу не сойтись нравом с иноземкой и не будет у нас счастья; и вот решил я жениться в своём государстве по воле Божьей и твоему благословению.
Макарий прослезился, услышав дальнейшую речь Иоанна:"-По твоему, митрополита благословению и с вашего боярского совета я хочу перед женитьбой, по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владимира Всеволодовича Мономаха, который был венчан на царство, также исполнить тот чин венчания на царство и сесть на великое княжение..." Что и последовало 16 января 1547 года.
 Венчание Иоанна на царство происходило в Успенском соборе.
 Успенский собор был, по выражению современников, "яко един камень" - цельный и величественный. Здесь у гроба митрополита Петра, перед иконой"Богоматерь Владимирская" происходила эта торжественная церемония. "Бысть же та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью и звонностью, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси."..
  Иоанн, приложившись к иконам, подошёл к амвону и сел на определённое для него место рядом с митрополитом Макарием. Затем оба встали, и Макарий возложил на Иоанна бармы и царский венец, и дал ему животворящий крест, читая при этом молитвы, призывая Господа оберегать царя и помогать ему править государством.
 Певчие пропели царю многолетие. На выходе царя осыпали золотыми монетами.
 Константинопольский патриарх Иосаф прислал Иоанну Васильевичу грамоту, гласившую:
 "Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того собором Духовенства Византийского венчал российского князя Владимира на царство."


                Продолжение следует...