Отставка любовнику

Олег Самсонов 3
               
                К о р с а к о в  входит.

К о р с а к о в. Как быстро все переменились ко мне. Еще вчера обер-щенк Нарышкин при виде меня раскланивался знатно и не знал, чем мне угодить. А сегодня даже экипажа не предоставил! А Безбородко? Тот вовсе при встрече со мной сделал вид, что меня не видит. Важно прошествовал мимо, не удостоив меня даже взглядом. Все дворы одинаковы: пока ты в почете, все с тобою любезничают, а случись что с тобой, все от тебя отворачиваются… Теперь главное матушку ублажить. Главное, чтобы она захотела меня выслушать. А я уж найду, что ей сказать. Я ей прямо скажу: «Ваше величество, я люблю Строганову! Разве же это преступление? А меня хотят посадить в долговую яму. Из-за долгов, какие я наделал… в имя любви!»
Е к а т е р и н а (входит). Для кого сей монолог приготовлен, сударь?
К о р с а к о в (падает на колени). Ваше величество, не разлучайте меня с любимой! Христом Богом прошу!
Е к а т е р и н а. Ваши дела с графиней разбирайте сами. Мне же скажите, что означает брошенное вами слово «общий враг»? Ежели бы в вас справедливость и благодарность превосходили себялюбие и эгоизм, вам бы давно было ясно, что никто никогда другим не делал столько добра, как Светлейший. Вы поносите князя Потемкина, а того не ведаете, что он первый ходатай за вас.
К о р с а к о в. Я готов у князя просить прощение.
Е к а т е р и н а. И того он не желает.
К о р с а к о в. А вы? Вы, матушка, вы простили меня?
Е к а т е р и н а. Вы вольны любить, кого вам угодно. Но вместо того, чтобы обманывать меня, вам следовало бы сказать мне правду. Тем самым избавили бы меня и себя от многих огорчений и неприятностей. Несмотря на это, я не держу на вас зла. И по своему обычаю на зло отвечать добром, отдала распоряжения о выдаче вам двухсот тысяч рублей и пожаловании вам дома со всем убранством.
К о р с а к о в (снова падает на колени). Вы уничтожили меня!
Е к а т е р и н а (холодно). Тем лучше… Значит, вы не откажитесь уехать со своею графиней на постоянное место жительство в Москву. С тем чтобы никуда из оной без нашего на то позволения не выезжать! Такова воля наша. (Уходит.)
К о р с а к о в. Уф! Гора с плеч свалилась. Вместо наказания и тюрьмы, к какой я приготовился – долгов не стало!   И дом и деньги пожалованы! С долгами расплачусь – и еще останется!.. Но проиграюсь! Чувствую, что опять проиграюсь…  Жаль, что мало дала. Другим доставалось больше… Хотя какой там мало. Рабочие на рудниках по семь копеек в день получают. А тут двести тысяч! (Убегает радостный.)

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а