На следующий день учитель Ван собрал своих учеников в зале для игры в вейци. Он сел за гобан* и начал последовательно ставить камни, как бы играя сам с собой: то за чёрных, то за белых. И так, не торопясь, иногда надолго задумываясь, сделал около двадцати ходов чёрными, и столько же белыми камнями.
Здесь он неожиданно прервал партию и внимательно посмотрел на учеников. На доске к тому времени сложилась позиция, при которой камнями оказался заставлен один край доски, а две трети игрового поля были свободными. При этом следующим был ход чёрных.
Это был совершенно понятный ход: окружённый с трёх сторон белыми, чёрный камень находился под угрозой пленения. Своим ходом чёрные должны были спасти его от гибели.
Однако Ван не торопился его делать. Вместо этого он заговорил:
– Сегодня ночью был сильный ветер, и мне не спалось. И я пришёл сюда, чтобы немного поиграть. Я иногда так делаю…
– Учитель играет в вейци сам с собою? – удивился один из учеников.
– Да, иногда, – отвечал Ван.
И, улыбнувшись, добавил:
– Всё-таки, интересного соперника встретишь не часто!
Ван снова помолчал, и спросил:
– Какой ход, по-вашему, должны были бы сейчас сделать чёрные?
– Следует, конечно, спасать вот этот камень! – дружно ответили ученики.
– Да, конечно, – согласился Ван. – Это очевидный и правильный ход. Но ведь никто не мешает иногда и подумать, прежде чем сделать что-нибудь очевидное и правильное. Не так ли?..
* Гобан - специальный столик для вейцм, с нанесённой на его поверхности игровой сеткой.