Роман Ассириец Глава седьмая

Сергей Изуграфов
 Глава 7.
          Миссия

Вот уже пятый месяц я интенсивно занимаюсь с Профессором, его помощниками и, по индивидуальной программе, с Сэнсэем. Сказать, что нагрузка велика, – значит, не сказать ничего. Мой график жестко расписан –  даже не по часам, по минутам! На работе я взял отпуска,  накопившиеся за шесть лет, от чего мой шеф был на грани самоубийства. Но я твердо отверг все его притязания, объяснив мой неожиданный поступок серьезными неурядицами в семейных делах. Впрочем, как выяснилось позднее, мое объяснение было недалеко от истины.

Обучение строилось по наиболее эффективной, с точки зрения ученого, схеме. В  семь утра я уже был в лаборатории и после легкого завтрака слушал очередную лекцию. С десяти до двух часов Сэнсэй лично проводил со мной тренировки. К курсу Кендо добавилось и Иайдо – искусство стремительного обнажения меча и нанесения удара по противнику. После занятий боевыми искусствами – обед, приготовленный в соответствии с жесточайшей диетой, разработанной Профессором. Никаких животных жиров.

    После обеда – несколько часов  изучения аккадского и шумерского языков с помощью лучших специалистов и новейших технических средств: меня укладывали в кресло,  на голову цепляли датчики и какие-то приспособления, в уши втыкали микронаушники. Перед глазами помещали экран, по которому постоянно транслировали символы, слова, фразы, целые тексты. Профессор оказался прав, сказалась многолетняя лингвистическая подготовка и ассирийские гены. Ощущение было такое, что я не изучал чужой язык, а словно заново открывал его для себя. Уже через три месяца я мог сносно читать клинопись и арамейское письмо. И с каждым днем прогресс в знании языков был налицо. Около семи вечера - чай и беседа с Профессором, во время которой он непринужденно переходил на аккадский или арамейский. После беседы – изучение материалов по Ассирии и Вавилонии. Я прочел несколько десятков научных трудов, сотни древних надписей на глиняных табличках и многие из них по настоянию Профессора затвердил наизусть, десятки объемных комментариев  специалистов в различных научных областях.
 
     Я ознакомился с работами по фортификации и военному делу, землепользованию и растениеводству, ткачеству и торговле, государственному и судебному устройству, архитектуре и поэзии тех времен. А Профессор неустанно подбрасывал все новые и новые материалы. Часто я оставался ночевать в лаборатории, оборудовав для себя походную постель из раскладушки за раздвижной японской ширмой, и просиживал допоздна за массивным овальным столом.
 
И в этот день все было по плану. Завтракал я в отдельной комнатке, куда из японского ресторана при клубе мне доставляли еду. После завтрака я перешел в лабораторию и в ожидании Профессора начал листать пухлую стопку рисунков,  в сотый раз удивляясь тому, насколько талантливо и живо, словно с натуры, они были сделаны. Здесь были и давно исчезнувшие животные, когда-то существовавшие в океанах и морях, невиданные птицы, какие-то растения, похожие на огромные хвощи и папоротники.

    Пролистав больше половины стопки, я внезапно наткнулся на портрет юной девушки. Раньше он мне не попадался. На вид ей было лет восемнадцать, не больше. Я был поражен тем ощущением, которое вызвал у меня этот рисунок, задев какие-то неведомые мне чувствительные струны моей души. Тонкие черты смуглого лица напряжены, полные губы дрожат, широко раскрытые глаза молят о чем-то…О помощи? На голову девушки наброшена плотная ткань незнакомого орнамента, тяжелая подвеска оттягивает мочку уха. Пальцы тонкой руки, украшенные перстнями, сжимают ткань накидки. Как завороженный, я смотрел на портрет, пытаясь догадаться, кто она…

    Хлопнула входная дверь, и в лабораторию ворвался Профессор. Почему-то  смутившись, я  быстро вернул портрет обратно в кипу рисунков, прикрыв его сверху другими листами.

- Доброе утро, друг мой. Прости старика за опоздание.

    Я взглянул на часы – и, правда, прошло уже около часа после завтрака.
 
- Я даже не заметил, как прошло время. Мне было чем заняться.

- Безусловно, безусловно. Сегодня у меня для тебя важная новость. Присядь.

Мы устроились за массивным столом в центре зала. Профессор, потирая руки, в своем любимом кресле, я – напротив.

- Мои расчеты показали, что наилучшая дата для твоего выхода – через три недели, во вторник. Честно говоря, я считал, что у нас больше времени. Ты почти готов, и в оставшиеся дни мы еще раз повторим все, что тебе необходимо знать.

- Но я так и не понимаю, что мне надо будет сделать?

- Сегодня мы этим и займемся. Итак, для начала определимся с временным периодом. Это 615 год до Рождества Христова. Самый расцвет Ассирийского государства, пик его военного и политического могущества. Все народы покорены, Империя простирается от Урарту на севере,  до Персидского залива на юге, от Египта и Сирийской пустыни на западе, до горного хребта Загрос на востоке…На троне - великий царь Ашшурбанапал. Умный,  образованнейший человек своего времени. Владеет несколькими языками,  литератор, математик,  астроном, архитектор, поэт. Расчетливый и коварный политик,  блестящий стратег, жестокий завоеватель. Вот таков портрет твоего предка.

    По иронии судьбы, его отец, царь Ассаргаддон готовил его к другому будущему, он должен был стать жрецом – отсюда и столь блестящее образование. Но жизнь рассудила иначе. Предчувствуя свою близкую смерть, отец, под давлением окружения из знати и жрецов, изменил завещание в его пользу, отписав ему престол в Ниневии, а его младшему брату Шамашшумукину - в Вавилоне. С тех пор между братьями поселилась злоба и ненависть.

- Но почему Ассаргаддон передумал?

- Ашшурбанапал был сыном от ассирийки. А его брат – от вавилонянки. Все очень просто. Столичная знать не хотела видеть на древнем престоле полукровку, вот и вынудила уже смертельно больного царя изменить завещание. Да и отношения с Вавилоном в тот момент были не самые безоблачные. Так что на трон Ашшурбанапал взошел еще совсем молодым юношей. Он прошел отличную подготовку, прекрасно ездил верхом, стрелял из лука, был сильным и бесстрашным воином. Но нам с тобой он интересен другой стороной своего характера.
 
- Какой? - поинтересовался я.

- Он был Великий Библиотекарь! – торжественно произнес Профессор, – Этот последний великий властитель Ассирии собрал в Ниневии колоссальную библиотеку древних и современных знаний, обширнейшее собрание уникальных текстов. По моим данным, библиотека насчитывала более полумиллиона записей. Десятки тысяч глиняных табличек и папирусных свитков.  Она почти вся погибла при штурме в 612 году, когда город в течение месяца грабили орды степняков и вавилонские солдаты. То, что дошло до нашего времени – жалкие остатки. Три десятка тысяч записей, в основном, хозяйственного характера. Есть, конечно, и литературные произведения. Самое знаменитое из них – «Песнь о Гильгамеше». И многие из них хранились в Иракском Национальном Музее в Багдаде, который разграбили сразу же после того, как в город вошли американцы. Варварство, какое варварство! Все утрачено, разошлось по частным коллекциям, просто разбито и уничтожено. Но главное, то, ради чего собиралась библиотека – знания древних цивилизаций – очевидно, утеряно еще раньше.

    А ведь еще шесть тысяч лет назад древние шумеры уже обладали подробнейшей информацией о Вселенной, галактиках, звездах и планетах. Они владели астрономией, математикой, медициной, металлургией. Они знали уже тогда, что Земля имеет форму шара и обращается вокруг Солнца. Более того, они знали все планеты Солнечной системы и историю их возникновения. И именно шумерские астрономы разделили небо на двенадцать знаков Зодиака! И все это было собрано Ашшурбанапалом в его Ниневийской библиотеке – матери всех библиотек.

- Почему Вы решили, что там были эти древнейшие знания?
 
- Потому, что осколки этих знаний дошли до нас, в зашифрованном  виде. Старый язык смутен и неясен, сложно разобрать нюансы, но основной смысл написанного потрясает.  Например,  одна из шумерских табличек, что чудом сохранилась, рассказывает о событиях, которые произошли на Земле четыре миллиарда лет назад.

- Не может быть, тогда и Земля-то только образовалась!

- Верно. Именно об этом и идет речь.  Я закончил перевод вчера вечером. Вот, послушай! Здесь говорится о том, что небесный странник Нибиру  вторгся в пределы нашей Солнечной системы более четырех миллиардов лет назад. В то время, сообщает табличка, вокруг Апсу (Солнца) обращались следующие планеты: Мумму (Меркурий), Лахаму (Венера), Лахму (Марс), планета Тиамат, Кишар (Юпитер), Аншар (Сатурн), Ану (Уран), Эа (Нептун) и Гага (Плутон). Отметь, это написано шесть тысяч лет назад! А ведь тот же Уран был открыт в 1781 году, а Плутон – только в 1930!

    Все перечисленные планеты двигались по околосолнечным орбитам против часовой стрелки. Итак, космический пришелец двигался со скоростью… - профессор зашевелил пальцами, видимо, производя в уме какие-то сложные подсчеты – да, именно! Более семидесяти тысяч километров в час. Войдя в гравитационное поле Солнца, он был им захвачен и вышел на неустойчивую орбиту, двигаясь, в свою очередь, по часовой стрелке. Под воздействием его гравитационного поля на планетах, близких к нему начались катаклизмы. Особенно пострадала Тиамат, ее буквально разорвало на две части! Одна из них сменила орбиту и стала Землей, другая же часть разрушилась окончательно и образовала пояс астероидов между Марсом и Юпитером.

- А что случилось с Нибиру?

- Вследствие катастрофы с Тиамат, его тоже выбросило на другую орбиту – самую дальнюю. Он стал десятой планетой нашей Солнечной системы.
 
- И вы верите в это? Я что-то не слышал про десятую планету…

- В 1996 году, мой недоверчивый друг,  астрофизиками из Кембриджа была открыта планета под номером 1996ТЛ66. Еще она известна под именем Трансплутон. Она имеет в поперечнике почти пять тысяч километров и вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите, то приближаясь к нему на расстояние в тридцать пять астрономических единиц, то удаляясь на сто тридцать. Грандиозный, вытянутый эллипс. Вот так, мой мальчик. – Профессор шумно вздохнул и устало откинулся на спинку кресла.

- Откуда же взялась эта планета Нибиру? – поинтересовался я. – Об этом в табличке не сказано?

- В этой – нет. Но я уверен, что и на этот вопрос у древних астрономов тоже был ответ, – раздумчиво произнес мой собеседник, - и наверняка эта  подробная информация хранилась в библиотеке Ашшурбанапала. Вот твоя задача. Обнаружить таблички, объясняющие происхождение космического пришельца. Сделать копии и оставить, оригиналы принести сюда.
 
- Почему не копии?

- При копировании неизбежны неточности. Предпочитаю работать с оригинальным текстом. И все равно, через три года вся библиотека погибнет…- Профессор яростно скрипнул зубами, кулак его огромной руки сжался, крепко обхватив суковатую трость. -  Варвары! Во все времена они были одинаковы. И две тысячи с половиной лет назад, и сейчас!
 
     Я смотрел на разгневанного гиганта и не завидовал даже десятку этих самых варваров, попадись они ему сейчас под руку.

- Но продолжим. Я постараюсь переместить тебя максимально близко к Ниневии, но в то же время в безлюдном и пустынном месте, рядом с караванными путями.  Надо же тебе как-то добраться до столицы. Твоя легенда: ты – жрец одного из храмов Иштар-Инанны в дальней провинции, разрушенных во время мятежа. Ты работал писцом, владеешь шумерским и арамейским. Ну, и аккадским, разумеется. Переписывал старые шумерские тексты. Пожар почти уничтожил храм, но ты спас все, что смог и несешь это Великому библиотекарю. Это не вызовет подозрений. Тогда действовал указ царя, по которому в случае уничтожения храма все книги передавались в центральное хранилище. Вопросы есть?

- Пока нет, – пожав плечами, ответил я.

- Отлично, пойдем дальше. Само происхождение и принадлежность к жреческой касте тебя защитит от многих передряг. Думаю, что до царя ты тоже доберешься без приключений. Сам старайся ни во что не встревать и, как можно быстрее, добраться до дворца. Ты должен сделать все, чтобы попасть в число жрецов, работающих в библиотеке.  Ну, а там сориентируешься по обстановке.

    Имей в виду, обстановка во дворце сложная, чтобы не сказать – скверная. Существует несколько партий, ведущих отчаянную борьбу за власть и влияние на царя. Во-первых, это военные. Пожалуй, самая влиятельная партия. Иначе и быть не может в военной Империи, ведущей непрерывные захватнические войны вот уже семьсот лет. У них масса привилегий и практически неограниченные права по отношению к простому населению собственной страны. Про население захваченных городов вообще молчу.  Эти права защищает регулярная стотысячная армия. Во главе касты – военная элита, состоящая из старейших военачальников, военных губернаторов и наместников. Их цель – дальнейшая экспансия, завоевание новых территорий. Воевать и грабить они горазды, а вот удержать завоеванное…Среди военачальников есть откровенные маньяки, - будь начеку. Хлебом не корми – дай содрать кожу живьем с населения  очередного города и натянуть ее на городские стены. Но есть и талантливые полководцы, искренне преданные царю.

    Царскую гвардию называют «неустрашимые», их капитан обладает сильным влиянием при дворе. Хорошо бы тебе найти с ним общий язык.

    Вторая партия – жрецы,  обладающие  секретным знанием и тайной властью. Хранители религиозных традиций и обычаев. Оплот культа Ашшура и Иштар. Большие специалисты манипулировать толпой, отличные психологи. За много лет до Рима они уже эксплуатировали лозунг «Хлеба и зрелищ!»,  в нужный для себя момент подбрасывая народу и то, и другое. Как следует из описания религиозных мистерий, жрицы богини Иштар во время традиционных празднеств весной и осенью организовывали массовые оргии, вовлекая простое население, объясняя это требованиями религиозных обрядов.

    Они внушали жителям, что каждая ассирийка должна хоть раз отдаться незнакомцу перед алтарем богини Иштар, принеся свою добродетель в жертву распутной богине. Высшее духовенство официально не одобряет мистерий, но смотрит на них сквозь пальцы, преследуя собственные интересы. Влияние храмов на массы – огромно, имей это в виду. Народ – мягкий воск в руках образованных жрецов. После царского дворца – самая богатая каста. Сотни гектаров садов, полей и пастбищ. Любят выступать в роли благодетелей, сдавая в аренду участки храмовых земель, способны легко возбуждать и подавлять недовольство в народе. Цели жрецов – туманны. Царь Ассирии одновременно и верховный жрец…Не уверен, что всех это устраивает.

    Еще одна партия – богатые торговцы и ремесленники. Ну эти, как обычно… Меньше налогов, свободу торговле, стабильные военные заказы и так далее. Верхушка этой партии патологически продажна. Готовы перейти за барыши на любую сторону, предав интересы ремесленных кварталов. Во всех группировках существуют еще различные течения: за независимость Вавилонии и против, за союз с фараоном и против, за дальнейшую экспансию и против, за развитие международной торговли и против… Винегрет! В общем, - наша Дума третьего созыва. 

   Постарайся не примкнуть ни к какой из партий, умело лавируй. Борьба с политическими оппонентами в Ассирии незамысловата. Расположение царя – твоя единственная надежда. Если за твоей спиной не будет реальной поддержки – голова слетит с плеч, не успеешь произнести слово «плюрализм». – Профессор невесело усмехнулся и поскреб подбородок.
 
- М-да-а, картинка, - я поежился, по спине побежал холодок.

- Вот именно.  Ну ладно, хватит разговоров. Скоро придет Сэнсэй. У него для тебя сюрприз.

- Положительно, у меня сегодня день сюрпризов, - пробормотал я.