Фронтовая история одной фотокарточки

Таня Киселёва
 
                (Документальная история по письмам с фронта)

    Предо мной на столе –пожелтевшая карта Восточной Пруссии времен Великой Отечественной войны, забрызганная ржавыми пятнами крови, фотография миловидной, симпатичной, девушки и большая стопка фронтовой переписки. (1944-1945г)
Это письма двух молодых людей, познакомившихся во время войны по переписке.
На карте и фотоснимке, заметны одинаковые повреждения (дырки). По письмам с фронта узнаю историю героев переписки и этого продырявленного фотоснимка.
Шел февраль 1944г., молодой человек, командир оперативного отряда «СМЕРШ», получив известие о подлом поступке жены, лишившей его наследника, решил завести подругу по переписке и разослал письма одинакового содержания в несколько городов нашей страны, как говорится, «на деревню дедушке», указав в адресе только город и известное предприятие этого города.

23 февраля 1944г
Действующая армия
    Кратко о себе: Принимаю непосредственное участие в борьбе с немецкими оккупантами с начала Отечественной Войны. Орденоносец, в чине капитан. Подробности опишу в дальнейшем.
    Пишите по адресу: Полевая почта 08984-III, Киселеву Иннокентию Марковичу.
                С приветом.


Получив ответы из Горького, Омска, Иванова, и Москвы и проанализировав, как сам пишет, «профильтровав их в своей мозговой коробке», из всех полученных писем выбрал одно - от некой москвички Антонины. Остальные письма раздал своим товарищам для дальнейшей переписки.


 4 марта 1944г.
г Москва                Здравствуйте уважаемый Иннокентий Маркович!
    Примите привет от девушки с тыла, которая вместе с Вами, своим упорным трудом вносит лепту в наше общее дело. Цели и задачи наши одни – разгромить быстрее врага, после чего мы сможем опять продолжать счастливую, спокойную жизнь, временно прерванную мерзавцами.
    Вы очень кратко и скупо описали себя, даже упустили год рождения, который необходим для того, чтобы иметь ориентировку кому писать (как отцу, брату и т.д.). Кроме того, опишите приметы, имею ввиду существенные.
    О себе сообщу подробно, как только получу от Вас ответ. Только давайте договоримся писать друг другу откровенно, правдиво и искренне, ибо я не мыслю никакую дружбу без таких условий.
    Кратко о себе: Васильева Антонина Ивановна, год рождения 1919 гор Москва.
    Русская. Образование полное среднее.  Кандидат в члены ВКБ (б), в настоящее
    время работаю и вечером учусь.
               На том разрешите закончить.
                Жму Ваши мужественные руки. Смерть врагу!
                С уважением к Вам, Тоня.

    P.S. Пишите по адресу: Москва 68, Восточная ул., кор. 7 кв. 263


11 марта 1944г.
Действующая армия                Здравствуй Тоня!
     Сегодня получил Ваше письмо и бесконечно рад Вашему вниманию ко мне.
Тоня, я также склонен к тому, чтобы писать друг другу правдиво и честно.
 И только так!
Остановиться подробно о себе в первом письме я не мог, да и не имел право потому, что не знал, с кем буду иметь переписку.
     Теперь, получив от тебя также скупую ориентировку, подробнее напишу о себе.
Родился в 1912 году в Сибири, с 16ти летнего возраста работал трактористом, в последствии бригадиром. В 18 лет вступил в партию, был избран на руководящую комсомольскую работу, работал секретарем Новосибирского Горкома ВЛКСМ, оттуда был призван на флот, где приобрел специальность ст. машиниста турбинных установок. После окончания службы работал по этой специальности в энергетическом хозяйстве, но работать пришлось там мало.
 Центральным комитетом партии был утвержден начальником политотдела, партией мобилизован на ШШШШШШ работу, где и работаю сейчас.
А теперь, Тося, об основном. Будучи на флоте, я женился, и несмотря на то, что я страшно люблю детей, у нас их не было.  Подвергнув это медицинскому анализу, понял, что виновной оказалась жена, однако семейных неурядиц нас не было. Но вот, на третьем году Великой отечественной войны моя жена сделала то, что делают многие жены фронтовиков. (Ожидать это во Владивостоке можно!). Это и явилось основной причиной разрыва с ней всяких взаимоотношений.
Что ещё написать Вам о себе?
Я чуть выше среднего роста, круглолицый, черноглазый, со стороны дают мне 25-27 лет, физических недостатков не ощущал и не ощущаю.    Вот и всё. Тоня.
  С вышеперечисленного мною, ты сделаешь вывод кому писать – «(отцу, брату, и т.д.)».  Жду Вашего ответа, надеюсь, что вышлите и фотокарточку.
 
                Жму Вашу руку, Кеша

20 марта 1944г
 Москва                Здравствуйте Иннокентий!
     Сегодня получила Ваше письмо, искренне благодарна за то внимание, которое Вы мне уделяете. Теперь, хотя и небольшое, но имею представление о Вас, надеюсь, что в дальнейшем мы дополним и расширим описание друг о друге.
     В отношении своей внешности хочу сказать, что представляю настоящий тип девушки нашей Родины. Получив в следующем письме фотокарточку будите иметь представление о моей внешности, а о внутреннем же облике, о моих вкусах и взглядах можно составить мнение по письмам (конечно не в полной мере, так как всего не напишешь).
     Мне важно, чтобы мой будущий друг был правдив, честен и не трус. Уважение и доверие залог хорошей и долгой дружбы. Трудно в жизни, особенно в настоящее время, найти таких друзей. Думаю, что Вы меня поймете.
     Хватит философствовать на эту тему, а то порядком отвлеклась.
Если Вам будет не весело на душе, помните о том, что и у Вас где-то далеко есть незнакомый и неведомый друг. который готов оказать в любое время товарищескую помощь и поддержку.
     Сожалею, что у Вас так неудачно сложились обстоятельства в семейной жизни. Вы не огорчайтесь, так как сейчас у многих так происходит.
Многие думают, что «ВОЙНА ВСЁ СПИШЕТ», возможно немногим, но большинству это обойдется дорого. Ведь война – это испытание для людей во всех отношениях, в том числе в верности, в любви и т.д.
  Теперь, исходя из Вашего письма, я имею о Вас представление. Интересуюсь, какие бы Вы хотели получать письма, как отцу, брату и т.д.?
Не забудьте написать мне об этом. Все вопросы, которые Вас будут интересовать в отношении меня, задавайте, не стесняйтесь. я отвечу.
     Предыдущее письмо не обошлось без помарок военной цензуры.
Мне не понятно, куда Вы сейчас мобилизованы на работу? прошу, сообщите в рамках военной цензуры.
       На этом кончаю.  С приветом, Тоня


27 марта 1944г.
Действующая армия     Здравствуй Тоня!               
     Ваше письмо получил и выношу Вам боевую благодарность за Ваше внимание. По содержанию и по почерку, можно определить, что Вы являетесь человеком, с которым можно будет установить прочную нерушимою дружбу.
 А поэтому, лучше, если Вы будите писать не как отцу или брату, а как мужу. Мы люди взрослые. Дальше философствовать по этому вопросу, считаю достаточно.
     Высылаю свою фотокарточку, фотографировался в 1942г., сфотографироваться сейчас, в условиях фронта, не представляется возможным. Одновременно жду и твое фото. Надеюсь, что Вы напишите, где работаете и кем, где Ваши родные?
     Пишите чаще письма. Скоро придет время полного разгрома врага, то время, когда мы встретимся.   Написал бы больше, но боевые условия не позволяют этого.
      Немного дополню о себе:
От отца я уехал в 1928 году, за 13 лет пришлось увидеть отца только 21 июня 1941года, когда я приехал к нему в отпуск. А уже 22 июня был отозван в связи с вероломным нападением фашисткой Германии на нашу Родину.
     Мать умерла 1927 году, есть сестра, которую я выписал в Владивосток и учил на свои средства, теперь она работает самостоятельно, ей 25 лет.
Брат 1924 г рождения, на фронте. Вот и все мои близкие родственники.
     В отношении моей внешности. Я Вам выслал фотокарточку, лучше было бы фото сегодняшнего дня. Многие заключают, что я выгляжу серьезнее и лучше, нежели в первые годы войны.
     Близкого друга никогда не оскорблю, я не того покроя.
Делать выводы о своем характере не имею права. И так, Тонечка, пока.  Всего самого наилучшего!
                Жду вашего письма и фотокарточку.
                Целую тебя крепко, Кеша


6 апреля 1944г
 Москва                Здравствуйте Иннокентий.               
     Я уважаю и ценю людей решительных, смелых и т.д., но откровенно говоря, была ошеломлена твоей фразой –«Лучше, если Вы будите писать как мужу». Я не ожидала такого оборота, ибо мы друг друга очень, очень мало знаем, а ведь такой шаг можно и нужно принимать только тогда, когда люди друг друга хорошо знают во всех отношениях.
Я ожидала от Вас слов: «писать, как другу». Может быть Вы действительно очень точно определяете характер по содержанию, по почерку? И благодаря этому сделали такой вывод. Я же была в недоумении.
     Так делать нельзя. Кеша, меня Вы совершенно не знаете, даже ещё не видели фотокарточки, а пишите – «крепко целую», забыв о том, что я могу быть страшная и рябая.
                С приветом, Тоня

К середине апреля Иннокентий наконец получил, долгожданную фотокарточку….


12 апреля 1944г
 Действующая армия.                Здравствуй Тоня!
     Сегодня получил твое письмо и фотокарточку и смогу сказать, что вот эта, лежащая передо мной фотокарточка, производит на меня приятное впечатление.
Вы, Тоня, нравитесь мне!
 Большая тебе от меня за фотокарточку благодарность и большое спасибо.
Я рад найти себе будущего друга, который является коллегой по работе, и с ним можно было бы найти общий язык при крепкой преданной дружбе.
Твоя фотокарточка будет у меня в полной сохранности, а верну тебе только тогда, когда твой образ на фотоснимке пройдет вместе со мной тот славный, впереди стоящий, боевой путь.
     Идя в бой, я буду мысленно представлять себе, что вместе со мною находится Тонюша, дороже которой у меня никого нет и не будет.
     Еще раз уверяю тебя, Тонюша, что фото будут в полной сохранности (не так как истрепал два первых письма). А истрепал их потому, что они всегда со мною, в моем нагрудном кармане, к тому же полевые условия, да ещё военное время.
Кроме вещевого мешка и полевой сумки у нас ничего нет, чемоданов нет.
         Тонюша, ты извини меня, что мало написал.   Пишу в только, что вырытой маленькой траншее, сидя на корточках. Артиллерийский обстрел! Вот только что упали рядом со мной два шрапнельных осколка.
       Тебя, моя дорогая, крепко, крепко целую и остаюсь преданным только тебе, Кеша.

 
.
3 мая 1944
Действующая армия                Здравствуй дорогая Тоня!
     Утром вчера написал и отправил тебе письмо, с 12.00 до 18.00 в этот же день за все майские дни изрядно отдохнул. Встал, навел туалет и после еды пошел на передний край в район той станции, о которой писал тебе раньше.
День 2го мая не уступал 1му мая, на заре соловьи и те пели по-иному, по-праздничному.
     По дороге трижды попадал под артиллерийский налет противника, малость царапнуло в спину, а ординарца пришлось госпитализировать. С переднего края меня прогнали солдаты и офицеры, заявив, что мое присутствие у них всегда нервирует фрицев. Рыжими мы их называем.
     Вернулся к себе в землянку, а там полно гостей, приехало руководство сверху. После разрешения деловых вопросов, один из присутствующих предложил мне показать твою фотокарточку (ранее я ему высказывал свои мысли и показывал её).
     И, как всегда, я достал с моего нагрудного кармана твою фотокарточку, и прежде чем показать им, поцеловал, представляя, что в натуре целую тебя, дорогая.
Павел, которого характеризовал тебе в прошлом письме, выхватил её из моих рук и также поцеловал.
     После просмотра у всех осталось приятное впечатление о тебе, чему я имею право гордиться. В честь твоего здоровья организовал ужин, пришлось выпить изрядно.
Водку я, Тоня, пью, но пьяным не напиваюсь.
По эфиру через радиоприемник, стоящий на столе, закончился звон кремлевских курантов. Гостей проводил, скучать пришлось мало. В землянке собрались штабные офицеры, на столе появился сохранившийся резерв.
     У каждого из сидящих, за исключением Павла, в руках фотокарточки любимых, и так начались поцелуи и тосты за здоровье любимых.
     Недавно встал, полюбовался природой, многие ещё поздравляют с праздником 1го мая.
Работник полевой почты доложил, что писем нет, в таких случаях, он всегда избегает меня, немало достается ему от меня, когда он приходит впустую, за то первым старается увидеть меня, когда в корреспонденции оказывается мне письмо.
               Привет твоим родным, а тебя, милая, крепко целую,



     Далее, мои молодые герои стали строчить письма чуть ли не каждый день. Фронтовая армейская жизнь, фронтовые анекдоты того времени, курьезные случаи на фронте, описание фронтового быта, армейские нравы,срочная служба на Тихоокеанском флоте, военные события на озере Хасан в 1938 г, комсомольская молодость и даже крах семейной жизни, скелеты в шкафу» - обо всем этом писал капитан Киселев своей Тоне.
    Она же описывала жизнь в Москве, салюты в честь очередных побед Красной армии. Регулярно отвечала на письма друга, даже находясь на казарменном положении в школе военных приводчиков

    Летом 1944 г. 102-й Дальневосточная стрелковая дивизия, в рядах которой находился Иннокентий участвовала в разгроме вражеской группы армий «Центр» и ликвидации т.н. «Бобруйского котла».
     Даже во время наступательных боев, Кеша находил минутку написать хотя бы пару строк своей московской подруге.



  27 июня 1944г
   Действующая армия
                Здравствуй Тонюша!
    Вот уже двое суток нахожусь в боевых рядах на танках и самоходных пушках, преследуем врага и уничтожаем. За прошедшие сутки выбили его из ряда опорных пунктов. Много освободили населенных пунктов и т.д.  Тонечка, если выберется свободная минутка, напишу о многом
     Тонюша, твою фотокарточку возвращать я не буду, пусть твое фото пройдет вместе со мной тот, впереди стоящий боевой путь. Где бы я не находился, даже в минуту тяжелого боя, всегда помню о тебе, Тонюша, и считаю, что мы вместе, и что ты от меня ни на шагу.
      Тоня, последние дни я пишу тебе ежедневно, а от тебя писем мало поступает, но я уверен в том, что мои письма ты получаешь, и я взаимно получу ответы.
Война, а на войне всякое бывает!   
      Мы движемся на Запад и все делается на ходу. Вот это маленькое письмо, Тонюша, пишу тебе на том месте, где ровно 15 минут назад сидел немец и строчил с пулемета. Теперь его нет, убит он той рукой, которая пишет тебе это письмо.
Сейчас, хорошо видно, как наши соколы штурмуют отступающего немца, утюжат траками наши славные танкисты, гонят врага и уничтожают пехотинцы.
Ну, Тонечка, прости, что мало написал, спешу.
                А тебя, моя дорогая, крепко, крепко целую, Кеша


  27 июня 1944г.
  г. Москва                Здравствуй Кеша!
     Вчера опять Москва салютовала в честь освобождения Витебска и Жлобина, и так каждый день мы смотрим салюты, которые будут продолжаться и продолжаться до полного освобождения нашей территории, так как данные наступления носят решающий этап в военных действиях по очищению нашей земли от немцев.
До чего красивы салюты! Описать очень трудно. Тот восторг, который всех охватывает, очень трудно передать на бумаге.
     Сегодня получила твое письмо. Молодец, что часто пишешь и не даешь мне скучать.
Я очень довольна за тебя, за твое здоровье, состояние.
Ходи почаще на пункт сбора донесений, так как я пишу тебе письма почти через день.
     Спасибо, что не забываешь Тонюшу. Придется целоваться при встрече.
   Настроение сейчас у меня хорошее, но вот только сегодня, пока ехала до дому, настроение испортилось. Почему? Тебя заинтересуют причины, почему у Тони быстро меняется настроение?
     Как же не расстраиваться и оставаться спокойной и равнодушной, ко всему сердце не выдерживает! В трамвае я увидела двух молодых фронтовиков, потерявших зрение, сопровождала их благородная девушка. Мне стало так больно, больно, до глубины души, за их молодые жизни.
     Кеша, будь осторожен, прошу тебя. Здоровье это все. Всегда и везде помни совет Тони!     На том кончаю.  Будь здоров. Привет боевым друзьям.
                С приветом, Тоня


 30 июня 1944г.
 Действующая армия.                Тонюша, дорогая, здравствуй!
     Пишу тебе, милая, письмо во время большого пожара войны, пишу на ходу.  Дорогая не обижайся.
Сейчас время 20 часов, день, должно быть солнце, но его нет (оно есть, но его мы не видим). Дым пыль и т.д. Идет жаркий бой. Заканчиваем разгром группировки врага. Третий день идем по трупам врага. Вчера штурмом овладели вторым городом. Сильный укрепленный пункт врага. Захватили все запасы нем. фронта.
Ел шоколад и за тебя, дорогая, награбленный немцами в странах Европы и т.д.
Мешаем врага с землей.   Встретимся о многом расскажу.
      Привет родным.
                Крепко, крепко целую, дорогая, Кеша


17 июля 1944г
Действующая армия.                Здравствуй, Сероглазая!
     Тонюша, сегодня я чувствую себя так, как кажется ещё не приходилось чувствовать за все время Отечественной войны. Сложилось это в следующем.
     Утром, выбив немцем из населенного пункта, где пришлось увидеть зверски замученных немцами мирных жителей, среди которых молодежь и дети. Немецкое зверье выхватывало из рук матерей младенцев и бросало в пламя горящих хат.
В другом населенном пункте увидел труп летчика-героя, также зверски растерзанного немцами.
     Кроме того, у меня несчастье: Петр ехал на нашем любимом коне, которого по выносливости не найдешь во всем соединении, и нанес этому славному коню два пулевых ранения.
Все это привело к тому, что предложил Петру взять вещевой мешок и идти в отдел.
     Остановившись на небольшой отдых в большом лесу, сделал кой какую работу, даже успел выстирать обмундирование. Сейчас собирается дождик, Алексей утюжит обмундирование, а я расстегнул плащ-палатку от дождя, достал твою, моя дорогая, фотокарточку и долго смотрел.
     Вот она и сейчас лежит передо мной, а я думаю: «Неужели не встречусь с тобой, дорогая?  Нет, не может быть, должны встретится и встретимся!»
 И так, Тонечка кончаю. Здоровье отлично, настроение вполне нормально.
           Привет родным, а тебя, моя Тонюша, крепко, крепко, целую, Кеша



С 14 января 1945 года началась стратегическая Восточно-Прусская операция.
Восточно-Прусская наступательная операция 1945 года.


14 января 1945г.
Действующая армия.                Привет родная!
Прости, что мало пишу. Когда дойдет до тебя вот эта маленькая писулька, поймешь почему. Настали дни золотые! Дела и здоровье отличные, настроение тоже не плохое.
Эх, Тонюша, если бы ты знала, как я жажду от тебя писем. Как надо бы получить от тебя письмо вчера, сегодня, вот сейчас!
                Будь здорова. Привет родным.

                Целую тебя, дорогая, Кеша

15 января 1945г.
Действующая армия                Родная!
     Сегодня получил от тебя, дорогая, два письма от 31-12-44г. и 1-1- 45г.
Долгожданные письма от родимой так необходимы в такое жаркое время!
День только начался и начали проходить через руки вшивые немцы.
Создавшаяся обстановка говорить за то, что скоро, скоро наступит долгожданная встреча!
     Прости, Тонюша, что мало написал, «Бо не маю часу». Боевое время!
Пишу на ходу. Большой буран. Думаю, что ты, родненькая, обижаться не будешь.
                Привет родным.  Крепко, крепко тебя целую, родная, твой Кеша.

Письмо написано размашистым почерком на обратной стороне немецкого бланка. Видно, что письмо написано на ходу.



17 января 1945г
Подмосковье                Здравствуй дорогой Кеша!
      Родной, поздравляю тебя с большими боевыми успехами и желаю ещё больших! Скорей бы кончалась война!
Какой сегодня чудный день! Вчера было передано важное сообщение, что 14 января 1945г войска 1го Белорусского фронта пошли в наступление и т.д. Позднее было ещё одно сообщение, а сегодня мы узнаем, что 1ый Белорусский фронт овладел столицей Польши - Варшавой.
Мы от радости подняли такой шум, прямо ужас!
Быстренько оделись и побежали смотреть салют, хотя за городом видно, но плоховато.
      Позднее были еще два сообщения в честь 2го Белорусского и 1го Украинского. Радуюсь вместе с тобой успехам, которые приближают желанный день победы. От всего своего сердца поздравляю тебя с успехами. Как мне хочется нежно поцеловать тебя за это, но увы!
Диктор (Левитан) только успевает передавать важные сообщения, а по радио один концерт лучше другого.
Погодка сегодня стоит замечательная. Посыпало снежку. Морозик крепчает. Мы, когда ходим на обед, то балуемся снежками. Здоровье мое хорошее. Настроение сейчас у меня замечательное. На этом разреши кончить.   Привет боевым друзьям. Будь здоров.
                С приветом, Тоня.               

Это письмо Антонина написала из Подмосковья, где находилась в школе военных переводчиков.


4 февраля 1945г
Действующая армия.         Родненькая!  Здравствуй дорогая!
        Милая, теперь буду жить!
13 дней был оторван, не только писем не получал, но и не знал, что делается в нашем коллективе.
На войне всякое бывает. Есть приказ Рокоссовского, за это время была объявлена благодарность.
В части нас давно похоронили, многие говорят, что видели наши трупы, а мы ЖИВЫ и ЖИТЬ будем!
    Вот сутки как прибыл в свой коллектив, а там уже сообщили по дистанции выше о моей гибели, но я жив. А как встретили в части! Все целуют, радости сколько!
    Эх, Тоня, если бы ты знала, сколько за эти 13 дней побили мы немцев! 
   Почему так получилось:
С небольшой группой наших богатырей проскочили боевые порядки немцев, ворвались в город. В городе была ещё жизнь, работали телефоны, электричество, ходили троллейбусы и поезда.
Обстоятельства заставили на одной из дорог остановиться.
     А сколько мы на этой дороге перебили немцев и подбили машин! Если кончались боеприпасы, вооружались немецкими, и немцев били из их же оружия.
     Тонюша, теперь и меня называют партизаном. Ах, погоревал я в эти 13 дней о тебе, дорогая! Не раз вспоминал тебя, каждую минуту. Было время думал умру, но врагу не сдамся! Если буду стрелять себя, то вместе с твоей фото. На войне и так бывает.
    Сегодня получил от тебя пачку писем. Рад этому, родная!  Эх, Тоня, 13 дней не имел связи с внешним миром. Теперь ещё продолжают встречаться боевые друзья с радостью на глазах.
За эти дни Володям попало за то, что они убежали от меня. Многие говорили, что видели мой труп.
      Тонюша, пока все в порядке.  За эти 13 дней курить здорово стал и чистый спирт пью!
     Наверное, не скоро получу от тебя весточки, ты меня потеряла за эти дни. А как необходимо получить от тебя сейчас хотя бы небольшую весточку! Наладится, не так ли?
     Дела, Тонечка идут хорошо. Здоровье тоже не плохое. Теперь мы давно в Германии,
а поэтому, сама знаешь, работы не мало.
     Скоро, Тонечка, годовщина нашей письменной встречи, а как хочется настоящей!
Тонюша, первым делом хочу тебе сказать, дорогая, что от всей души доволен и рад тому, что представляется мне возможность каждый день, хотя бы немножечко написать тебе, любимая.
              Чувствую себя прекрасно, здоровье отлично, дела также хорошие.
                Крепко, крепко тебя, дорогая целую, твой друг Кеша.


8 марта 1945г
Действующая армия.              Здравствуй Любимая Тонюша!
        В первую очередь поздравляю тебя, родная, с наступающим женским днем 8- е марта. Вот, после госпиталя, Тонечка, я уже дома, то есть в части. Скажу, что добрался в часть благополучно. По прибытию, разыскал Володю и получили 7 писем от любимой Тонюши.
      От всей души доволен, что тебя разбудил будильник, значит посылки доходят. После нашей встречи, Тонечка, через энский промежуток времени мы с тобой, дорогая, заимеем НАСТОЯЩИЙ будильник, который люди называют ЦВЕТАМИ ЖИЗНИ.
      Здоровье мое, Тонечка, отличное. Поправляюсь. В части намного лучше, чем в госпитале. Все обошлось благополучно, только исхудал малость. Воздух свежий, а с питанием мы вообще не горюем.
      Теперь заметно должны поправляться дела и в тылу, нам теперь от вас не нужно продовольствия, мы кроме того, что колошматим врага, ещё сами сдаем государству зерно, скот и т.д., и т.п.
А немок, которые в свое время писали Гансу в Россию, выслать хорошие туфли и меховое пальто, приучают к физическому труду, пусть восстановят, то, что их Гансы разрушили.
      От вас нужно только одно, побольше нам боеприпасов и техники, Возможность у вас там в тылу имеется. Судя по всему, дела идут не плохо, от одного слова «ЖУКОВ» или «РОКОССОВСКИЙ» у немцев делается бледный вид.
      Встреча наша, Тонечка, уже не за горами, хочется дождаться этого.
             И так, Тонечка, самого наилучшего. Привет родным.
                Крепко, крепко тебя, дорогая целую, твой друг Кеша.

P.S. Скорей бы дождаться того времени, чтобы в действительности ПОЦЕЛОВАТЬ!


17 марта 1945г
Москва                Здравствуй, дорогой Кеша!
      Когда только кончится задержка писем? Это здорово на мне отражается. Пойми нет шесть дней писем от родного друга. Сколько нужно нервов чтобы выдержать такое испытание. Отсутствие твоих весточек здорово на мне отражается. Хотя ты у меня аккуратен в этом, а виновата гадкая почтовая связь.
      Сегодня второй день работаю после недельного отдыха и надо сказать, вчера было «боевое крещение», давно не работала по 10 часов. После работы так рвалась домой, думала, мне есть письмо, но приехав его не оказалось. Какая досада! Я абсолютно не могла ничего делать, решила быстро лечь спать и долго не могла заснуть.
      Ночью мне снится сон: подхожу к калитке одного сада. Откуда ни возьмись за изгородью огромная, черная, собака, после выхожу - решето яиц. Собака- это к другу, а яйца- явиться. Рассказала этот сон маме утром, она говорит: «Возможно, Кеша приедет.» Уезжаю на работу с тоской на сердце. Думала, что работа поглотит. Вечером сегодня тащили играть в волейбол, отказалась, ибо в таком настроении не игра.
                На этом разреши кончить.
                С приветом, твой друг Тоня.


20 марта 1945г                Здравствуй родная!
    10 марта написал тебе письмо. 17 го в бою получил 8 ранений. Володя -  7 ранений. Все ранения с положительным исходом. Много ушло крови. Теперь выправляюсь. Самочувствие прекрасно.
    Пишу, Тонечка, левой рукой. Скоро буду писать правой. Привет родным.
                Крепко-крепко тебя целую, Кеша.

 Письмо написано корявым почерком, чувствуется, что левой рукой!
 
Мистика какая-то!  Неприятный сон с черной собакой оставил тяжелый осадок на сердце Антонины 17-го марта, и в это же день был ранен Иннокентий.



3 апреля 1945г
г. Москва                Здравствуй Тонюша!
     Вот я и в Москве, наш санпоезд двигается дальше, буду в Иванове, рядом с Москвой.
Дела идут хорошо. Вот видишь, пишу уже правой рукой, но рана на ней ещё большая.
     Вчера стоял на ногах только 5 минут. Скоро буду ходить.
Левая нога имеет три раны, чувствует себя прекрасно.
Правая – четыре раны, тоже чувствует хорошо. Повреждены только мягкие ткани.
Как говорят, «заживет, как на собаке!».
              Приеду в госпиталь, напишу.
                А пока, крепко, крепко целую тебя, твой Кеша


9 апреля 1945 г
Москва                Здравствуй родной Кеша!
     С утра у меня было очень плохое настроение, прямо жуть! Приезжаю домой, и мне от тебя письмо от 4 апреля.
     Родной Кеша, какая это для меня радость! Но какая досада, что ты мне в письме из Москвы не написал, где находится ваш санитарный поезд, я бы постаралась приехать, навестить тебя. Но ничего, осталось встречи ждать не так долго.
О, как я хочу дождаться того дня, когда мы увидим друг друга, поговорим!
   Довольна, что маршрут твой изменился, если бы тебя увезли в Иваново, я бы смогла, возможно, приехать, но в Казани с питанием дело обстоит лучше, а для поправки это основное. В Иванове с этим делом не благополучно, об этом мне сообщили знакомые.
    Родной, говоришь, и я пострадала (фото прострелено), вот видишь, я всегда и везде с тобою, даже в тяжелых боях. При настоящей дружбе мы друг друга всегда и везде должны сопровождать.
Дома все в порядке. Погода у нас налаживается. Тебе большой привет от родных.
                С приветом, Тоня.


24 апреля 1945г
г. Казань                Здравствуй родная!
Прибыл вчера. С помощью других на собственных ногах вышел из вагона.
Теперь на новом месте чувствую себя хорошо. Скоро буду снова такой, как был.
Тонюша, пиши, родная, ведь через два дня будет ровно месяц, как читал от тебя дорогие для меня листочки. Как тяжело прошел этот месяц!
   Родная, если Володя сообщил тебе свой адрес, то напиши мне. Он ранен тяжелее. Хороший он парень! Перед ранением он дал мне большие часы, которые положил я в карман. Они меня и спасли. Родненькая, карточка твоя простреляна, храню ее, и все письма храню.
Пиши по адресу: Казань 24
                Ул. Тухачевского д.113
                Эвак.госпиталь,3651, 2 отд.,8 палата Киселёву И.М.
                Привет родным.
                Крепко, тебя целую, твой друг, Кеша

P.S.  Плохо написал, не могу ещё из-за раны положить руку на стол как следует.


24 апреля 1945г
Москва                Здравствуй родной!
     Волнуюсь, хотя и знаю, что ты в тылу. Писем нет и нет, так не пойдет дальше.
 Дома первый вопрос- «есть ли мне что-нибудь?»  А ответ – «НЕТ»! Как это вам нравится Антонина Ивановна?  Учитываю, что тебе трудновато писать, но несколько слов о здоровье это легко написать.
Может быть мешает какая-нибудь «блондинка» (Кешенька, шучу)
Пиши дорогой, о своем здоровье.
     Кеша посылаю тебе 5 листов и 4 конверта, не удивляйся, что они с обратным адресом, в таком виде они гарантированы от пропажи. Кончаю. Привет от родных
Поправляйся и быстрей приезжай. До скорой встречи.
                С приветом, Тоня


4 мая 1945г
 г. Казань                Дорогая Тонюша!
   Живу по-прежнему, чувствую прекрасно, вчера сделал перевязку. Сегодня думаю сходить
раза три на физкультуру.
   Вечером вчера получил от тебя, родная, письмо. Ты, что-то напрасно ругаешь, ведь я тоже пишу тебе ежедневно с тех пор, как установил с тобой полный контакт. Теперь и тебе, по-моему, письма должны поступать регулярно и кажется, что должно понравиться Антонине Ивановне.
   Теперь мне трудностей не представляет, рука становиться такой какой была и раньше.
Что касается каких-нибудь "блондинок", тут ты не права, я нахожусь в столице Татарской
Республике, а татарки в подавляющем большинстве черные, а на самом деле хватает всяких
А в общем,  чтобы вспоминать свою дорогую Тонюшу ежеминутно, я твое фото и открытки, полученные от тебя, выставил перед своей койкой на тумбочке, многим бросается в глаза, отвечая, на вопросы, я рассказываю правду, как у нас с тобой завязалась дружба, кроме этого виду себя серьезно.
     Видя это, многие начинают заигрывать, но ничего не выйдет, мои толки о этой братии
ты знаешь из прошлых писем.
   Еще раз подтверждаю, что жду и надеюсь только на любимою Тонюшу. Хочется встретится в мае, надеюсь на твой вызов.
       На этом разреши закончить. Большой привет родным.
                Крепко, крепко целую тебя, родная, твой Кеша


9 мая 1945г.
госпиталь, г.Казань            Тонюша, родная!
       Сегодняшний день записан в историю!
Нас разбудили в 3 часа ночи. Весь госпиталь на ногах, пели песни до 7 часов утра.
Вспоминали боевые дела прошедших дней, боевых друзей, отдавших жизнь
 за Родину родную. Теперь принесли водки, отметим.
               Родная, пока. Привет родным.
 
                Крепко, крепко тебя целую, твой Кеша.

9 мая 1945 г.
г. Москва                Здравствуй любимый!
    Пришел желанный день Победы, весть о котором вихрем ворвалась к нам в три часа ночи. Пришел тот день, которого все народы так ждали! Ведь почти четыре года. Родной мой, Кеша, я не нахожу слов выразить эту радость, которой охвачено все мое существо, но ты поймешь меня, родной!
    Если бы ты был около меня, не знаю, что бы с тобой сделала, и, конечно, крепко-крепко поцеловала! Мы все спали и как только услышали позывные, то сразу же проснулись и что же мы услышали, родной: «Подписано соглашение о безоговорочной капитуляции», война окончена и теперь все человечество свободно вздохнет, и будет продолжать свою спокойную и счастливую жизнь.
    Дело за твоей поправкой, после чего наши мечты будут осуществлены. Если бы ты знал, как я жду дня нашей встречи. Кешенька, погодка сегодня замечательная. День солнечный, небо чистое, а ведь вчера был такой мерзкий день – пасмурный с дождем. Вот, видишь, Бог с нами, с большевиками (шучу).
    В общем, природа соответствует нашим делам. Дома все в порядке, прости, что мало пишу, от такой радости мысли никак не вяжутся. Знай, что я жду тебя. Только тебя одного. Скорей поправляйся и приезжай.
    С искренним приветом, любящая тебя, Тоня.
    P.S. посылаю 5 конвертов и бумаги.


17 мая 1945 г.
г. Казань                Привет Родная!
     Вчера, Тонечка, получил два твоих письма. В одно из них фото любимой Тонюши. чему я очень доволен. Все время ты, родненькая передо мною. нет такой минуты. чтобы я не взглянул на твое фото и не подумал о тебе. Родная.
Второе письмо было с адресом и письмом Владимира. ему ответил.
     Тонечка. ты напрасно меня ругаешь, что я всем рассказываю про нашу дружбу.
Я считаю, что делаю правильно. Ведь прихлебателей. особенно теперь много. А когда скажешь, что у меня есть любимая, которую я жду, и к тому же, сделаешь серьезный взгляд, то отчаливают
немедля.
Родная, жду встречи и мне кажется, что она скоро состоится.
     Вызов нач. госпиталя на твое имя послал авиапочтой. Телеграфом я перевел 1000 руб., хорошо бы если бы ты приехала с вызовом меня в Московский госпиталь. Уехали бы вместе. В госпиталь в Москве я бы не пошел, перевязку сделают в любом медпункте. Я бы достал путевку в Управлении и поехали бы с тобой туда, куда договаривались в первых днях нашего знакомства.
Ну пока, родная. Привет родителям.
                Крепко, крепко, родненькая, целую тебя, твой Кеша.


22 мая 1945г за Иннокентием с вызовом в Москву приехала Антонина.


   #Победа70    #Письмасфронта    #Роднойгерой   #ВОВ