О книге С. А. Алексиевич Время секонд- хенд

Петр Лобузнов
После прочтения книги долго думал над тем, что же автор хотел донести до читателя, и, главное, с какой целью была написана эта книга.
 В публицистической манере в ней даны свидетельства очевидцев событий, происшедших на нашей многострадальной Родине, их отношение к ним, которые вместили столько всего, что с лихвою хватило бы на несколько этносов.
 В части первой  "Про Иванушку -дурачка и золотую рыбку" говорится о сплошной "Обломовщине", лености, бездеятельности русских. Дескать, вот в противовес им Штольц из "Вишневого  сада", который срубил березовую рощу, вишневый  садик, он герой,- заводы строит, деньги делает.
 Оставим на совести автора сие противопоставление.Хотелось бы увидеть Штольца и ему подобных  на освоении  новых земель, которые открывались и присоединялись во славу Отечества   русскими первопроходцами, особенно на крайнем Севере, не щадившими ни здоровья, ни самой жизни.

 ...семидесятые  годы - лживая  жизнь...

Начало семидесятых годов совпадает с первым полетом русского человека в космос. Я вспоминаю как двенадцатилетним подростком радовался вместе со всеми:
 -ты слышал!? ты слышал!?- обращался стар и мал друг к другу с такими чудесными, искренними лицами, которые буквально светились гордостью за нашу Родину. И это все - лживо?!
 Или , может быть, лживо то, что наш народ в невероятных условиях "холодной войны" преодолевал все трудности и был мощной державой на планете!?

...Деньги пришли с перестройкой. С Гайдаром. Настоящие деньги. Вместо  "Наше будущее - коммунизм"  всюду висели растяжки  "Покупайте! Покупайте! Хочешь - путешествуй... Деньги  стали синонимом свободы.
 
Свободы от  - чего? От греха? Если бы. Скорее свободы творить грех во имя "золотого  тельца".Вспоминается в связи с именем Гайдара приобретенные мною книги по экономике в восьмидесятых, начале девяностых годов, где выступали экономисты Аганбегян и другие. Там Егор Тимурович говорил о том, что социалистическая экономика еще не исчерпала своих потенциальных возможностей.За дословность не ручаюсь, но смысл таков. Спустя некоторое, непродолжительное время, он стал говорить прямо противоположное, наш " экономический вундеркинд"  быстренько сменил штанишки.И как можно относиться после всего этого к Гайдару, как к человеку? А ему доверили такой пост.

"Где  ты  видел  честного человека в сталинское  время?"

Не знаю  за всех, но  кое-что я помню, как жила моя  семья и многие другие на нашей улице. Хотя с работой было очень трудно, отец постоянно старался найти приработок и не  воровал и не мошенничал. Помню его толстые тетради, куда он заносил номера облигаций трехпроцентного займа, чтобы было легче следить за выигрышем или погашением.

Затем встречаются в изобилии  матерные слова у очевидцев. С какой целью их приводит автор, для вящей убедительности? У меня они кроме горького сожаления и осуждения не вызывают никаких чувств. Вернуть бы времена царя Алексея
Тишайшего, когда матерщинников секли принародно.Кроме этого сквернословие хула на Господа Нашего Иисуса Христа и Богородицу.

Опять  мат.

...выступал Гайдар: учитесь торговать...рынок нас спасет...Купил на одной улице бутылку минеральной воды и продал ее на другой- бизнес..(люди слушали с недоумением)

 Помню какой был у нас в городке в пятидесятых- шестидесятых годах богатейший, а главное, недорогой, рынок. В это непростое время можно было увидеть, как обычные покупатели покупали в зимнее время целого барашка, хотя с деньгами было туговато.Можно было торговаться с продавцом, который сам вырастил этого барашка, не то что сейчас, когда зажиревшие посредники задавили производителя. Батюшка покойный делал посылочные ящики, чтобы как-то выкрутиться, и сделал он их около пятнадцати тысяч. Он покупал в магазине ящичную тару из-под папирос , спичек, я разбирал ящики, выпрямляя и все гвоздики. Далеко за полночь , бывало, засиживался он, а к утру ящичек был готов. Но что это был за ящик,-  загляденье, произведение искусства, за которое можно было выручить 80, 90 копеек, а то и рубль, что было подспорьем.
 Но главное было в том, что он дорожил своим товаром, предлагал своим конкурентам, таким же работягам:
 -Давай ставим мой ящик на землю и становимся на него, ты с одной стороны, я - с другой; сломается мой ящик - я не мастер, и звать меня -никак, а потом твоё  изделие испытаем.
Конкурент отказывался.
Это тебе не бутылку минеральной перепродать.В.Даль приводит пословицу: "Худое ремесло лучше хорошего воровства".

 "как-то  быстро  стало  стыдно  быть бедным.."

 Это  почему же, простите!? Не потому ли, что мадам Хакамада всех усовещивала:
 -если ты умный, то почему тогда бедный!? Работайте на двух, трех, четырех работах.
 А ведь как сами торгаши говорили, что бизнесменов способных всего-то 8- 12 процентов, а остальным-то 88  процентам, что -  варежку жевать!? Да еще при этом стыдиться, что вот не могу я, как они хапать, стыдно, ой, как стыдно!

Бывшая секретарь райкома: Но горы колбасы никак не связаны со счастьем. Со славой.Был великий народ.Сделали из него торгашей и мародеров...лабазников и менеджеров.
 
Золотые слова!

Оценка  горбачевского времени: "Эйфория", "Свобода", очарование его речами; "человеческое  лицо - лицо академика Лихачева, а не генерала Ярузельского.

А чем, простите, не угодил В. Ярузельский, которому отказывают в человечности!? Несмотря на то, что его дед участвовал в восстании 1863 года против России, отец в 1920 году воевал с Красной Армией, и вся семья была депортирована на Алтай, он не озлобился и положил всю свою жизнь на алтарь Отечества. В России  он  "увидел другого  человека",- не врага,  а брата. По поводу введения военного положения в Польше 13  декабря 1981 года, за которое его собирались судить, даже  Старый Свет сказал, что В.Ярузельский выбрал "наименьшее  из всех  зол". Его бывший противник  Лех  Валенса с досадой сказал: "В другие времена  Ярузельского носили  бы на руках, в том числе и потому, что он  очень умный  человек".
 О своей исторической роли  генерал В. Ярузельский говорит так: "История не может быть  только черной или только  белой. Так же я смотрю и на свой след на дороге жизни. Хорошим -горжусь. О  плохом  - жалею. Просто остаюсь собой."
Достойные слова, достойная жизнь, которой можно позавидовать.


...Тогда(во время ГКЧП) все были еще очень искренние. Жаль нас тех... что  мы  уже  не  такие.

С этим, пожалуй, трудно не согласиться. Вспоминаю как в 1991 году к нам с вышестоящей организации, или из компетентных органов, приехали "эмиссары" и устроили проверку "на вшивость" всего коллектива, дескать, как относитесь к ГКЧП, а что говорил ваш начальник по этому поводу или сотрудники. В то время я работал в правоохранительной системе и каждого офицера допрашивали "с пристрастием". Это был тот "оселок", на котором проверялся человек, выявлялись его хорошие или гнилые стороны. Каждое слово, необдуманно или преднамеренно с памятозлобием сказанное, могло повредить всему коллективу.
  К сожалению, не покидает мысль, что читаешь "Архипелаг  Гулаг", или М. Горького, которого я недолюбливаю, за его "чернуху", типа " Орловы" и др.
 А кто , простите, все это затеял? О подлинных организаторах и виновниках, принадлежащих к известному племени, не говорится ни слова.

Мария Тихоновна  Исайчик, пожалуй, единственный светлый человек, по крайней мере, из прочитанного мной. "...Началась война... Сталин церкви открыл, чтобы молитвы правили за победу русского оружия, и обратился к народу: "Братья  и сестры...друзья  мои..." А до этого - кто мы были? Враги народа...кулаки и подкулачники.. А  тут  Сталин  попросил: "Братья и сестры.." Поверили ему.  Простили. И гитлера  победили...
 " Как живем , так и умираем.. Я и в церковь хожу, и крестик ношу, а счастья как не было, так и нет.Не собрала я счастья..Скорей бы умереть... Скорей бы царствие небесное, надоело терпеть.. Мама учила нас молитвам. Без Бога тебя и червяк проглотит."

Простой , верующий человек совершенно по другому воспринимает мир, не " белое и черное", а реально, и , самое главное, умеет  прощать.

Стр 8. Маргарита Погребицкая, врач: "Никто не убедит меня, что жизнь дана только для того, чтобы вкусно есть и спать.А герой тот, кто купил что-то в одном месте, а продал в другом на три копейки  дороже... Не  могу я радоваться этой новой жизни..Я без всего могу обойтись: мне не надо много  денег, дорогой еды и модной одежды.. шикарной машины.. Моя Родина - СССР..
(далее  мат  в  воспоминаниях).

Как в свое время известный режиссер А. Кончаловский  хвастался, что он сумел запрыгнуть в мчащийся поезд и не отстал от этой жизни, в которую многих втащили помимо их  воли. Хотя эти его слова согласуются с изречением Клеанта: "стремящегося  судьба ведет, упирающегося - тащит", лично я уже стар, чтобы что-то коренным образом менять в жизни, стараюсь дожить с достоинством оставшиеся годы. А в судьбу я не верю, чушь это, верю лишь в Промысел Божий. 


Очередное интервью: "Боялись перемен, потому как после всех перемен  мужик в  дураках оставался..(опять мат).

Что верно, то верно.Батюшка мой покойный говаривал: "Эх, сынок, никогда русскому мужику на Руси хорошо не жилось.."

Говорит работник, хорошо знающий маршала  Ахромеева:
"... он пошел на крест ради спасения страны..Был  момент , когда высший генералитет находился в состоянии  почти войны  против политического руководства .. (Горбачев не любил военных, П.Л.)..Даже  канцлер  Коль был удивлен нерасчетливостью Горбачева, нам предлагали  огромные  деньги  за уход из  Европы, он отказался..Интересы  страны сдавались  бездарно и позорно. Армию выводили в лес, в русское поле.. Перестройка.. как  война..это не было похоже на возрождение. После того как в тайне от военных Горбачев лично принял решение об уничтожении " Оки" (СС - 23, которая не подпадала под уничтожение, но американцы хотели  ее уничтожить), именно  тогда Ахромеев сказал свою знаменитую фразу: " Может быть  нам сразу  попросить политическое убежище в нейтральной Швейцарии и не возвращаться домой?"
 Новый министр обороны Шапошников, пока бывший министр Язов сидел в тюрьме с другими "путчистами" был озабочен тем, чтобы поскорее вселиться в его квартиру. Но для этого надо было срочно выгнать жену Язова.
 Я офицер..( светлая личность после Исайчик )..Мировой заговор.. Евреи и америкосы - наши враги.

Стр 43. Еще одна героиня  во время военных действий между Грузией и Абхазией, уехавшая в Россию: "Ухожу в монастырь. Хочу  жить.Молиться за всех буду."

Аня: "Все , что помню  о себе..как умирала и выживала.. умирала.. А  теперь? Человек превратился в желудок.. В  брюхо... Хочу! Хочу! Хочу!.. пусть я обломок " совка" .. но это лучше, чем купи  - продай.."

Её  сын (Ани): " но мы чудовищно  друг с другом связаны. Чудовищно! Все  чувствуют себя  обманутыми.."

Одна из "совков" о 1993 годе: "Я  слишком долго жила при социализме. Сегодня жить стало лучше, но противнее."

Исчерпывающая характеристика. Помнится в те годы, в  Алтайском крае, Сростках, на родине В.М. Шукшина  во время ежегодных чтений, посвященных его творчеству, журналист беседует с одним из приехавших: "Что вы можете сказать про сегодняшние чтения? " Ответ потрясающий: " Вы знаете, несколько лет назад было победнее, а сейчас, смотрите -шесть сортов одних колбас!"

Третий человек, говорящий о вере:
 -У нас один выход- вернуться к социализму, но только к православному социализму.Россия не может жить без Христа. У русского человека счастье никогда не было связано с большими деньгами. Этим и отличается " русская душа" от " американской мечты".

1988 год. Абхазия и Грузия, Армения и Азербайджан." Тогда многие умирали, умирали хорошие люди. Не могли все это перенести! Резня армян в Баку, а в Ходжалу- армяне убивали азербайджанцев - выбрасывали  женщин из окон.. отрезали головы.. мочились на  мертвых...

Верно сказано: где попрана  вера, там кровь польется рекою. Вспоминаются нашумевшие телевизионные кадры, где Хиллари Клинтон издевательски смеется, глумится над убитым руководителем Ливии Муамаром Каддафи, за которого проголосовали свыше семидесяти процентов жителей.
 Как сказал Солженицын о Западе: "Для того богатого душевного развития, которое уже выстрадано нашею страною в этом веке,-западная система в ее нынешнем духовно-истощенном виде не представляется заманчивой".

Стр. 68 (опять мат).

Дочь Людмилы Маликовой: "Русская жизнь должна быть злая, ничтожная, тогда душа поднимается, она осознает, что не принадлежит этому миру.. Чем грязнее и кровавее, тем больше для нее простора..."

Далее: мат.

Стр.82 Терракты в Москве: 2000, 2001, 2002,2003, 2004, 2006, 2010, 20011 годах.

Подведем  итоги. Из всех свидетельств очевидцев  событий, приведенных автором, на мой взгляд, заслуживают внимания несколько человек, людей искренне  верующих, которые понимают: почему это происходит, кто в этом виноват и что надо сделать, чтобы это не повторилось.
 Учитывая вышеизложенное опять задаюсь вопросом, с какой целью была автором написана эта книга?  Если для того, чтобы лишний раз окунуть нас в корыто и сказать, что мы свиньи, то тут нет ничего нового.
 Еще Ф. М. Достоевский говорил: "Русский без православия - дрянь, а не человек"
 И  далее: " Но когда нет стержня и основы этой возвышающей Веры, то огромная свобода и амплитуда колебаний русского духа, вместо высочайшего взлета  ввергает русского человека в самые глубинные  бездны, а необычайная  широта души  вмещает не Божью  благодать, а все низменное, дурное, лживое, что есть в этом падшем мире.
 У  русского человека практически нет западноевропейской  теплохладности, толерантности,  рассудочности, половинчатости, поэтому существование.  подчиненное идолам  богатства,  власти и ненасытного  потребления, не может  стать  его  целью  жизни..."
 Как говорили классики, что если нас хвалит Запад, значит, где-то мы дали слабинку, прокололись. Учитывая, что данная книга выдвинута на соискание Нобелевской премии по литературе, боюсь, как бы это не оказался именно тот случай.
 Наши уважаемые  историки Т. Воланский, Е. Классен показали эту славянскую "самость", которая коренным образом отличает нас от остальных народов. Их предшественником можно считать Мавро Орбини, книга которого " Историография
початия имене славы и разширения народа  славянского и их  царей и  владетелей  под многими  именами и со многими  Царствиями, Королевствами и Провинциями", была издана с Санкт- Петербурге в 1722 году ( переиздано в 2010г. Издательством " Белые  альвы").
 М. Орбини пишет:
 "Славянский  народ озлоблял оружием  своим чуть ли не  все  народы во  Вселенной; разорил  Персиду; владел Азиею и Африкою, бился  с египтянами и с великим Александром, покорил  себе  Грецию, Македонию, Иллирическую  землю; завладел Маравиею, Шеленскою землею, Чешскою, Польскою и берегами  моря  Балтийского,  прошел  во  Италию, где  многое  время  воевал против  римлян.
 Иногда побежден бывал, иногда биючися в сражении, великим смертопобитием  римлянам  отмщевал,  иногда же  биючися  в  сражении,  равен  был.
 Наконец, покорив под себя  державство Римское, завладел многими  их провинциями, разорил  Рим,  учиняя  данниками  цесарей  римских,  чего во  всяком  свете  иной народ  не  чинивал...
 Но  разве  официальные " историки"  смогут признать такую  мощь за  славянским  народом? А ведь эту  книгу  писал не славянин. Орбини  был  Архимандритом Рагужским в  Сицилийском городе Рагузе. Его книга  попала в список  запрещенных  Ватиканом.(Благодарность за информацию: Олегу Гусеву, Роману Перину и др. "Всероссийской общественно-политической газеты " За  русское дело")