Восток дело толстое 2

Борис Васильев 2
                1.ОАЭ: девушки для Принца

Всегда считал себя немного, но знающим арабский мир, все эти восточно-мусульманские заморочки. Вроде и жил в детстве в Азии, и от родителей опытных наслушался, не говоря про книги хорошие и разные, но …

Позвонили из какой-то бывшей «Совзагран чего-то там поставки»: помогите оказать консультацию заместителю Президента ОАЭ по культуре. Все расходы будут оплачены, нужно срочно ехать.
Ну, а мне чего – подпоясался и собрался.

Дали мне телефоны «нашего человека в Абу Даби» под крышей информагентства и второго – из посольства, мол, там на месте помогут.

Приземлились в аэропорту Дубая (удобнее было лететь через этот аэропорт). Вопрос таможенника:
- Везете с собой видеокассеты?
- Да, образцы культурных видеопрограмм.
- Пройдемте в просмотровую комнату.
Смотрели два часа, потом выяснилось: искали порнографию.

В зоне встречи стоял водитель с табличкой: Mr. Vasilyev
Садимся в Chevrolet Caprice Classic, номер автомобиля «President 119».
Водитель пояснил, что машина – из гаража Президента ОАЭ, эмира Абу Даби.
Заходим в отель, встречает представитель заказчика: высокий, симпатичный, с прекрасным английским. Тайзир, генеральный директор одной из фирм Заказчика, Принца, Его Превосходительства, Господина С. Младшего.
Про себя Тайзир рассказал, что он – палестинец по рождению, гражданин Иордании, учился в Англии 5 лет. Имеет пять детей.

Поднимаемся в номер, апартамент метров 60. Получаю я от него первый инструктаж:
- Господин С. – сын второго шейха в эмирате, министра обороны. Сам он – Директор Культурного фонда Абу Даби. Вас он примет, когда сможет. Сначала мы посмотрим Ваши кассеты, подумаем. Вам позвонят утром, назначат. Встреча будет в фонде. Повестка встречи – производство видеоклипов на стихи Господина С. Пока Вы живете здесь, внизу в ресторане для Вас открытый счёт.

Через пару часов, один за другим, приехали два моих «консультанта». По очереди рассказали, как себя вести на Востоке. С «нашим человеком», Володей, по его настоянию, пришлось договориться об его услугах сопровождающего-водителя-переводчика.

День Первый. Завтракаю. Жду звонка, не выходя из отеля (мобильного в 1995 году у меня ещё не было). Обедаю. Читаю местные газеты, смотрю телевизор.  Вечером звоню Тайзиру. Его Превосходительство занят, ждите звонок утром. Иду на пляж, гуляю по магазинам.
День Второй. Копия первого.
День Третий. Тайзир пригласил меня на ознакомление с Культурным фондом – просит консультацию по его продвижению на мировой арене.

Шикарное здание смешанной евро-арабской архитектуры. Показали мне школу для глухих детей. Посмотрел отдел IT. Среди десятка программистов с удивлением узрел единственную девушку, с открытым лицом. Она отчаянно покраснела, увидев меня. Как я понял – к своим она привыкла, но увидев европейца …
Полы везде покрыты розовым бобриком толщиной 5 сантиметров. Даже в туалете, в котором на столешнице сидел в позе лотоса черный сомалиец. Под моим укоризненным взглядом вскочил, выбежал.

Написал Тайзиру отчёт с рекомендациями. Его Превосходительство пока занят.
Володя вечером приехал, пояснил, что это обычная восточная манера – выдерживать «клиента» в выжидательной позиции. Добавил красок: как стоять, сидеть, смотреть, разговаривать с Принцем. В общем, нагнал жути.

День Четвертый. Утром звонок: встреча с Его Превосходительством. Срочно.
Выскакиваю, портье ловит такси, Chevrolet Caprice Classic. Ну, это понятно, как в Нью- Йорке.
Сажусь на заднее сиденье, водитель - здоровенный индус смотрит на меня в зеркало, машина не двигается. Говорит неожиданное:
- У тебя какой рост?
- ???
- Рост какой, спрашиваю?
- 185.
- А у меня – 195. И вот ты мне объясни, - он тронул машину, но смотрит не вперед, а в зеркало, на меня.
- Объясни: филлипинки, ростом метр пятьдесят сантиметров – просят за секс 50 долларов. Вот, как это понять?
- It's horrible!
- Воот! И я говорю.
 Так и доехали. По дороге я много узнал о мелких проблемах местной жизни.

Принц оказался низеньким, хрупким человеком, с тихим голосом, с мягкими манерами. Властность проявлялась только в поведении его подчиненных. Они ловили его взгляды,  моментально угадывали требуемое.
Выяснилось, что Принц хочет снять несколько видеоклипов. По арабской культуре, именно автор стихов является основным автором песен, а не композитор. Поэтому, вечером мы едем на одну из квартир Принца, смотреть предыдущие его клипы, критиковать их. Я должен буду высказать свои соображения, предложения. По сценариям, по режиссуре.

В оставшиеся пару часов я позвонил в Москву нескольким режиссерам, объяснил обстановку. Один из них, режиссер известных видеоклипов, заверил, что всё сделает за разумные деньги.

Вечером за мной заехал Тайзир, на своем Chevrolet Caprice Classic. Похоже, тут солидные люди ездят только на этих машинах. Подъехали к неприметному пятиэтажному зданию. Весь его четвертый этаж был отведен под огромную квартиру Принца. Тоже везде розовый бобрик. Но просмотровая комната была крохотной. В ней мы с Тайзиром и с двумя телохранителями дождались Принца.

Войдя, тот легко кивнул, подошёл к видеомагнитофону и нажал Play. Тайзир и телохранители переглянулись. Потом Тазир пояснил мне, что я был первым посторонним в этой квартире. И что он впервые видел, что бы Его Превосходительство сам что-то сделал (нажал кнопку).
На экране телевизора неритмично двигались девушки и верблюды на фоне барханов. Цвет и звук были ужасными, музыка заунывная. На арабском языке пела девушка с невыразительным голосом.

Принц спросил:
- Как Вы думаете, о чем она поет?
Я пожал плечами:
- О чём может петь девушка? О любви, конечно.
Принц довольно кивнул. Моя догадливая дипломатичность ему понравилась. В развитие разговора я высказал несколько сценарных идей: пейзажи Абу Даби, пальмы, самолеты, девушки разных типажей. Дело вроде пошло на лад.
- Господин Boris, я хочу, что бы в моих клипах снимались лучшие русские девушки.
- Так и будет, Your Excellency!

Тайзир провожал меня до машины в белом бурнусе, держа за руку пятилетнего сына.
- Я скоро приеду в Москву, на неделю. На переговоры в Роскосмосе, также и по нашему делу. Всё, что необходимо – сообщу заранее по факсу.

Водитель всю дорогу до Дубайского аэропорта завистливо рассказывал, как недавно неделю возил по эмиратам Тельмана И. (показал визитку), и сколько десятков тысяч долларов тот в день тратил на ожерелья жене и на рестораны.

******************************************

По моему запросу на просмотр в крупнейшее агентство Red Stars было приглашено свыше 100 моделей. Девушки толпились в коридоре, слушали плейеры, сплетничали, красились, чесались в разных местах, матерились. Когда в коридор выходил Тайзир, кокетничали с ним, как с заказчиком. Под присмотром пары менеджеров агентства, Тайзир поочередно фотографировал моделей, обменивался с ними парой слов. Всё заняло часа четыре. Отобрал около 30 девушек.

На следующий день у нас в офисе отсмотрели ещё около 50 девушек, из двух других агентств. Тайзир с наибольшим интересом отнесся к нескольким мусульманкам, поболтал с ними по несколько минут. Всего добавил к списку ещё штук двадцать.
Попросил отвезти его в Роскосмос (три километра от нашего офиса). Объяснил, что уже год ведет с ними переговоры по поводу запуска спутника для ОАЭ. Нужно в эмиратах улучшить качество сотовой связи.

Когда, согласно законов гостеприимства, я провожал его в Шереметьево-2, и ждали задержавшийся рейс, у нас состоялся памятный разговор. Незадолго перед этим произошел взрыв в США в Оклахома-Сити (19 апреля 1995 года, около трех тонн взрывчатки; взрыв вызвал колебания в радиусе 7 километров как от землетрясения силой 3 балла; погибло более 160 человек). Тайзир был возмущен тем, что CNN мгновенно на весь мир многократно объявило главными подозреваемыми арабских террористов. А когда через несколько дней стало ясно, что виновники – чистокровные американцы, извинения в эфире были сдержанными и однократными.

По его словам, он позвонил в CNN и высказал им свой гнев и получил в ответ формальные отговорки. Тогда он им сказал:
- У меня пятеро детей. И у большинства арабов много детей. Посмотрим, кто, что и про кого будет говорить через сто лет.
Так я впервые услышал в его пересказе знаменитое выражение Ясира Арафата: «Матка арабской женщины – мое самое сильное оружие».

*******************************************

Началась переписка по поводу отправки моделей в ОАЭ. Вначале мы получили перечень из 19 девушек. Отправили на каждую расширенное портфолио. Каждое агентство потребовало принять сопровождающего менеджера при моделях. Были составлены договоры, учитывающие оплату многочисленных статей расходов: транспорт, отель, питание, медицина, гонорары, макияж, платья.

Потом список сократился до 8 человек, потом – до 3х. Наконец, осталась одна, настоящая семнадцатилетняя красавица. Её родители и агентство категорически заявили, что не выпустят девушку без менеджера, которого утвердят. Тайзир же клялся мамой и пятью детьми, что будет лично отвечать за безопасность девушки. И не согласился даже на её сопровождение «нашим человеком в Абу Даби», Володей. В итоге, из этого проекта так ничего и не вышло.

Через несколько лет Тайзир с наглой гордостью рассказал мне по телефону, что спутник для ОАЭ был запущен «другой страной», а переговоры с Роскосмосом велись только для того, что бы сбить цену.

При моем суточном сидении на пересадке в Абу Даби более чем через 20 лет (см. http://proza.ru/2014/04/15/2130 , http://proza.ru/2014/03/16/980  ) Тайзир рвался на встречу в аэропорт, выпить кофе, вспомнить былое. Встретиться не сложилось, но переписываемся.

                2.Саудовская Аравия и российские фильмы

Мой давний хороший приятель, проректор престижнейшей учебной Академии, пригласил меня на встречу. У него в кабинете я познакомился с атташе по культуре Российского посольства в Саудовской Аравии (СА), В.В. Он сообщил, что Министерство Культуры СА очень заинтересовано в приобретении советских исторических, документальных, учебных фильмов, а также мультфильмов. И им необходим партнер в России для решения всех вопросов по приобретению копий фильмов и прав на показы.

В.В. пригласил меня приехать на переговоры в СА. Я предупредил, что в течение ближайших недель я в очередной раз буду в ОАЭ, и возможно, будет удобнее прибыть в Эр-Рияд из Абу Даби, поскольку там рядышком. Договорились созваниваться.

Чтобы понять суть и детали проблем, я съездил в Госфильмофонд. Оказалось, что бОльшая часть интересных для СА фильмов находится в ужасном состоянии. В частности, самые интересные мультфильмы с правами на их показ проданы иностранным фирмам, в основном, Олегу Видову с его женой. А вообще старые советские фильмы хранятся в коробках, не открывавшихся много лет, в плёнках произошли сложные химические процессы, они почти слиплись, и что бы только перемотать бобины, необходимо купить специальное дорогостоящее оборудование.

И нет оборудования для оцифровки. И многого другого нет. И специалистов нет. И денег нет. И нужно денег – не менее 3 млн. долларов. Я составил список задач и мы с дочерью вылетели в ОАЭ.

Почему с дочерью? Одна из целей поездки была: устроить дочь там на работу. Были предварительные договоренности, а пока шли переговоры насчет неё, мы ездили на вторичные встречи.

Тут раздался звонок от В.В.: приезжайте, я вас встречу в аэропорту Эр-Рияда. Для дочери обязательно купите абаю и хиджаб. Дочь обрадовалась оригинальному наряду, умчалась в магазин, взяв девушку с ресепшн для консультаций. Я купил билеты с вылетом через два дня.

Поздно вечером перед днём вылета позвонил В.В. Извинился, сказал, что наш визит отменяется. Билеты пришлось сдать.
Уже в Москве он мне объяснил, что ему позвонил знакомый полицейский, и предупредил, что у него есть сведения: прямо в аэропорту у меня дочь собираются похитить. В.В. не мог гарантировать нашей защиты.

Мы с ним долго рассуждали о происшедшем. Предполагали интриги: в Министерстве Культуры, или на более высоком уровне. Единственным бонусом осталась абая дочери. И мои личные «грабли».

2015г.

Иллюстрация: фотограф Александр Васильев