Художник, зовущий мыслить

Самая Счастливая Эльфийка
В Королевском историческом музее продлена выставка интереснейшего художника Василия Маслова – продлена до середины марта, и у жителей наукограда сохраняется уникальная возможность познакомиться с его полотнами. Резковатые, широкие мазки. Главенствующие жанры – портрет и пейзаж. Много графики. И невольно, сам собой, возникает в уме вопрос: случайна ли эта резкость линий и тяжеловесность изображений? Попытаемся проникнуть в тайну души человека, создавшего эти картины.

Василий Николаевич Маслов родился в самом начале бурного двадцатого столетия – в 1905 году, 28 февраля. Семья большая: четверо детей, и Василий – старший. По смерти матери отправился бродяжничать, зарабатывая на жизнь рисованием. Дочь художника поделилась информацией из архива отца: сохранилась справка, данная юному Василию в том, что он был студентом Высшей Государственной Художественной Школы Баку. Есть сведения, подтверждающие, что учился он на льготных условиях: талантливые студенты имели право получать образование в этой Школе бесплатно.

Неясно, по каким причинам Маслов покинул это учебное заведение, однако доподлинно известно, что в 1926 году он был зачислен на второй курс Нижегородского художественного техникума. По отзывам однокашников, Маслов работал ‘без всяких правил’, любая его работа становилась предметом жарких дискуссий, а сам он считался сложившимся мастером. Однако неумолимое стремление советской власти привести всё ‘к единому знаменателю’, к простой и ясной пролетарской действительности пригасило этот огонёк культуры – техникум закрылся… но ученики и учителя продолжали творить.

И вот Василий Маслов в Москве, во ВХУТЕМАСе, где учатся бывшие выпускники нижегородского техникума. Судьбоносная встреча с А. М. Горьким приводит художника в Болшевскую трудовую коммуну. Тянущаяся к знаниям душа, он просит направить его во ВХУТЕИН. Однако учёба там не продлилась долго, и Василий Николаевич возвращается в Болшево, где встречает свою будущую жену – девушку по имени Муза. Посаженным отцом на их свадьбе стал организатор Болшевской коммуны Матвей Погребинский.

Настенные росписи для красного уголка болшевских коммунаров вызвали бурное порицание специальной комиссии, прибывшей в Болшево в 1933 году: ‘Его декоративные панно и стенные росписи непродуманны, страдают сумбурностью композиции и неудачными попытками введения декоративных элементов в виде окрашенных в резкие тона кристаллических фигур, а также полным отсутствием общего тона’. Сухо, формально, привычно – одним махом расправилась комиссия с талантливыми работами, признанными спустя 80 лет. Так же сухо, формально и привычно, не вдумываясь в то, что делает, расправилась советская власть и с самим художником.

Однако до расправы состоялась еще не одна выставка. Первая из них – в Москве, в клубе НКВД. Получив благосклонный отклик от Николая Бухарина, в 1936 году Василий Маслов принимает участие в выставках художников-членов Болшевской и Люберецкой трудовых коммун. И получает заказ на серию работ, объединенных темой ‘Жизнь, быт и социалистическое строительство Урала’, с которым справляется безупречно.

Комитет выставки ‘Индустрия социализма’ заказывает Василию Николаевичу работы на тему ‘Горьковский автозавод’ и ‘Сормовская судоверфь’. Выполняя заказ, параллельно Маслов работает над организацией собственной выставки в Горьком. Сегодня в фондах Нижегородского государственного художественного музея хранится  самая большая коллекция работ Маслова – 50 картин и 70 графических листов.

Василий Николаевич возвращается в Болшево. Однако – давайте вспомним: идет 1937 год. Художнику-вольнодуму, не вписывающемуся в принятые рамки и представления об искусстве, в советское время нужно было не жить, а выживать. Быть может, успешные выполнения заказов трудовых коммун – некий компромисс с самим собой, с совестью и – советской властью. Не нам судить художника, нам остается думать над фактами.

Василия Маслова арестовали и обвинили в контрреволюционной деятельности 10 июля 1937 года, после выставки, инициатором которой был он сам. И расхожая фраза ‘Инициатива наказуема’ обрела в жизни Маслова смысл самый трагический: 2 января 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне. ‘Но гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, чтоб не писал – и чтобы меньше думал’.
Жизнь только начиналась… ему было 32 года…

Впоследствии дочь Маслова, Наталья, получила документы, согласно которым художник был полностью реабилитирован. В Королевском историческом музее хранятся копии протоколов допросов, обвинительного заключения, письма жены художника в адрес Берии… Эти уникальные документы, эти росчерки пера, оборвавшие жизнь талантливого человека, открыты для ознакомления и изучения. Наталья Васильевна, разбирая архивы отца, поделилась содержанием документов и подарила его картины Королёвскому историческому музею.

Удивительно уверенные, но кажущиеся грубоватыми мазки, которыми написано большинство портретов. Удивительно богатая цветность. От наполненных мягкими зелёными тонами пейзажей Маслова становится теплее.

Не потому ли и оборвалась его жизнь, что он не вписывался в общепринятые рамки и стереотипы? Не потому ли, что нестандартно мыслил – и своим творчеством звал нестандартно мыслить других? Интересная, не познанная до конца душа предстает посетителю в стенах Королевского исторического музея.
Выставка продлится до 15 марта по адресу ул. Терешковой, д. 1 (ср. – вс. с 10:00 до 18:00) и придется по душе не только тем, кто любит живопись – она придется по душе каждому, кто привык доходить в своих размышлениях ‘до основанья, до корней, до сердцевины’… до самой сути.