Моцарт и Сальери

Сафари
   Порою в спорах, о вредности искусственно созданных конструкций, о бессмысленности препарирования чувств, попыток объяснить их некими химическими реакциями или игрой гормонов,  я привожу слова Сальери «Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию» из «Маленьких Трагедий». Я считаю, что творить надо легко, красиво и не принужденно! Иное тяжкий и безрадостный труд, лишенный  животворящего полета души. «Талант-это10% дар и 90% добывается потом и кровью»  вот, основной аргумент тех, кто считает иначе.
  «Моцарт и Сальери» яркий пример, этих двух, точек зрения! Двух подходов, к творчеству и любви. Да, любви, ведь любовь тоже искусство! Они очень схожи - творчество и любовь! Те же вдохновение и эйфория, порой одно, невозможно без другого!
  Ведь, по замыслу автора, Моцарт и Сальери одинаково талантливы.  Вся разница между ними, во взгляде на жизнь, степени открытости и восприимчивости. Один открыт и тянется ко всему, а другой замкнут и ничего кроме себя и своих переживаний  не замечает. Один может открыть для себя что – то, даже в уличном музыканте, творя легко и непринужденно. А другой высокомерный сноб, считающий себя одним из избранных, пытающийся доказать в первую очередь себе, что он может обойтись без чужих эмоций, только своим разумом, своим талантом, что может все просчитать.
  Несмотря на свое признание, не завидует Сальери Моцарту, он считает себя намного полезнее и достойнее его «О небо! Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений - не в награду Любви горящей, самоотверженья. Трудов, усердия, молений послан А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?» Сальери добросовестно, кропотливо создает свои творения, полируя их, доводя до совершенства. Он придает им блеск и яркость, подчищая шероховатости, где – то покрывая лаком, одним словом, придает им товарный вид!  А тут появляется Моцарт и непринужденно вытягивает, откуда - то из эфира, мелодию, до которой ему не дотянуться, где справедливость, где вознаграждение за преданность и усердие? Дар Моцарта высвечивает истинную суть творений Сальери, «Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп», нечто неживое, хоть и идеально выверенное и блистательное. Этакий, улучшенный вариант, творения дедушки Франкенштейна!
  Способность Моцарта, легко и красиво творить, без пота и крови и  без видимых усилий! Одно его существование!  Разрушает его, Сальери, мир. Мир логики и расчета, созданный многолетним трудом и усердием. Его даже раздражает не сам дар Моцарта, а то, что он достался ему не заслуженно, по его мнению! Он считает, что восстанавливает справедливость, высшую справедливость! Он считает это не убийством, а чем - то естественным и необходимым…
  Мне вспомнился, разговор двух старушек, двух божьих одуванчиков, подслушанный на автобусной остановке. Одна из них рассказывала другой,  о своих кошках. Причем с такой любовью и теплотой, что мне стало грустно: «Не умею я так…». Тем временем божий одуванчик, не меняя  ни голоса, ни интонации, так же благостно и буднично стала рассказывать, как она топила котят, оказавшихся ненужными. Сальери так же любил Моцарта, по своему…
  Часто приводят цитату из «Моцарта и Сальери»,  «Он же гений, Как ты, да я. А гений и злодейство, Две вещи несовместные. Не правда ль?», приписывая ее Пушкину. Особо стараются те, у кого нелады с совестью и есть зачатки таланта, потрясая ее как индульгенцией! Но она принадлежит Моцарту, наивному идеалисту, на себе испытавшем, как, они совместимы! Одно его высказывание, чего стоит: « Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! но нет; тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов. Не правда ль?» Таинство гениальности, покрыто таким мраком, что  гениальность,  не может гарантировать лучшие человеческие качества. Не стоит отождествлять, бумагу и истину на ней написанную…
  Однажды, в  пылу полемики, мне привели зубодробительный аргумент: « А Плисецкая, может, скажешь, что она тоже без тяжких ежедневных занятий, добилась такого мастерства?». Что тут возразить, невозможно в балете, где требуется четкость и выверенность движений, обойтись без каждодневных занятий. А тут на днях, был юбилей Плисецкой. Захожу в комнату и с экрана телевизора, ее интервью. Крупным планом она, глядя прямо на меня, говорит «Я терпеть не могу, что - то преодолевать. Я мечтаю, просто выйти на сцену и танцевать». Даже если ты в силу специфики, вынужден мириться с рутиной, душа все равно тянется вверх, к легкости и непринужденности и дает тебе возможность взлететь. Так что дело не в том, что мы делаем, а к чему стремиться душа, в ее выборе!
  Я не буду толерантным, не буду говорить, что все точки зрения имеют право на существование, что, таких как Сальери, большинство, отказавшихся от полета, ради гарантированного благополучия и успеха. Да, они имеют право на существование, но не право учить других жить, учить летать! Им же одного благополучия мало, им признание нужно, признание их избранности!