Награда. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
  КНИГА:               
«История – газетной строкой. Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг.»

                Глава 2. ТРУДОВЫЕ БУДНИ.

               
                НАГРАДА

В соседней комнате раздавались детские голоса. Это младшая дочь Леночка  играла с соседской девочкой. Валентина Павловна не прислушивалась к их разговору, было приятно после трудового дня сидеть в уютном уголке и читать книгу.

Читать любят к ее семье все. Даже пятилетний Тимур, только недавно познавший сладость самостоятельного чтения, забывает все свои пистолеты и машины,  если ему купят новую книжку.

Разговор в соседней  комнате стал громким. Похоже, назревала  ссора. Валентина Павловна встала и приоткрыла дверь — у детей шел извечный спор:

— А про моего папу в газете  напечатали! — упрямо тряхнула головкой соседка.
— Ну и что. Про мою маму вон сколько раз писали, — и Леночка достала «мамину» папку, куда она складывала газетные вырезки, почетные грамоты и всё, что касалось ее, Валентины Павловны, работы.

Скрипнула дверь, девочки обернулась.
— Мама, — подбежала  к ней дочка, — расскажи о малярах.
— Да что же еще рассказать? Ведь ты всё знаешь. Недавно писала школьное сочинение об этом.
— Ну и что. Я еще хочу. И подружка моя послушает. Пожалуйста, мамочка!

— Маляр на судне — важный человек. Когда он приходит на судно, одно гулкое железо вокруг, а уходит — остается после него красивая комната. Мы прокладываем изолировку, клеим пластик, линолеум, красим  стены и потолки. Работа, конечно, не из легких. Но как хорошо на душе становится, когда уходишь из каюты, оглянешься  — а она так и сверкает  свежей краской. Входи, живи и радуйся. А потом моё судно уходит в море... Оно действительно - моё, потому что много труда и души в него вложено.

На завод я пришла совсем юной. До этого жили мы в селе. Бабушка твоя работала в колхозе. После школы и я ей помогала, ходила с ней на огороды.  А потом  уехала в город, сюда, в Николаев.
 
Работала сначала на каком-то заводике. Уже и названия его не помню. Велосипеды собирали. Не понравилось мне. А как исполнилось мне 18 лет, устроилась на наш завод, в столярно-малярный цех.  Как сейчас помню тот день. Было это 18 мая 1955 года.

Не так велика, казалось хитрость  кистью  махать да распылителем водить, изоляцию укладывать да линолеум резать. А начнешь учиться — мастерство великое, не сразу и постигнешь. Я у хороших маляров училась. Спасибо им за науку. А сейчас сама учу. И с гордостью могу сказать, что сейчас работаю лучше своих бывших наставниц. Я люблю чисто работать, или как у нас говорят, качественно. Пусть не так быстро, как другие, но  чтобы без единого замечания.

— А ты что же совсем медленно работаешь?
— Нет. Не каждая мастерица за иной угонится. Ежедневно план на 150 процентов выполняю. Но другие могут и больше дать. Но зато когда надо исправить чей-то брак  (всякое ведь бывает), то просят не их, а меня. Знают, что лучше меня никто не сделает.
— Мама, а почему тебе до сих пор ордена не дали?
Валентина Павловна засмеялась и обняла дочку:
— Ну зачем мне ордена-медали? Работаю хорошо, люди меня уважают, ценят, дело свое люблю, завод мне давно родным стал. А самая главная моя награда — это вы, детки мои: ты, Люся, Тимурчик. Что еще человеку надо? Я в одном журнале прочитала: счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером — домой. Это, наверно, про меня сказано. Без своей работы я себя не представляю. А дома — вы, наш замечательный папка, милая, добрая бабушка...

Но мы, кажется, заболтались. Поздно. Спать пора.

Возвратившись к книге, Валентина Павловна читать уже не смогла, Налетели воспоминания и как пестрая стая птиц расселись вокруг. И каждая из птиц запела свою песню.

Своя песня!..  Это так важно — найти свою песню и спеть её не сбиваясь, ровным голосом.

Жизнь Валентины Павловны Яншиной, маляра столярно-малярного цеха видится мне такой песней, где каждый звук — чист и ясен, а  все вместе они сливаются в гармонию, дополняя и выделяя друг друга.

— У нашей Вали, — говорит мастер В.В. Зорина, — золотые руки, к работе относится исключительно добросовестно. Любое задание выполнит и проверять не надо.
Многочисленные победы в социалистическом соревновании, почетные грамоты и ценные подарки, всё это было у бригадира Яншиной.

Семья у Валентины Павловны хорошая. Муж — слесарь на заводе. Старшая дочка в этом же цехе работает, готовится поступать в судостроительный техникум. Леночка — отличница, староста класса, спортом увлекается. Ну а Тимур — любимец всей семьи. В пять лет уже читает и знает некоторые английские слова - Леночка научила.

Они всегда интересуются маминой работой, её успехами. А когда послезавтра Валентина Павловна вернётся из Дворца культуры и техники со слёта передовиков, то дети непременно заставят ее рассказать, как там всё было.

А Леночка, наверно, вырежет эту статью и спрячет в свою заветную папку.
 
«Буду как мама» — сказала она однажды. И в этих словах звучала такая гордость, что большей награды за свой труд Валентине Павловне и не надо.

2.2.80г.
                Л. ХАСХАЧИХ