Во власти зеркала

Александр Хотомлянский
 
Не приходилось ли вам, дорогой читатель, обращать внимание на то, как меняется выражение лица человека перед фотообъективом? Иногда у него появляется какая-то застывшая напряженность в лицевых мышцах, отдаленно напоминающая благостную улыбку, а иногда объект одаривает окружающих томным прищуром глаз, призванный подтвердить эротичность особы или ее вселенский ум, сконцентрированный в одном человеке. Практически всегда люди перед объективом демонстрируют свое добросердечное отношение к окружающим. Мне ни разу не приходилось видеть, чтобы перед фотообъективом человек выглядел бы зловредным, насупившимся или блеклым как осенний лист. Он весь преображается и светится какой-то внутренней энергией. Аналогично ведет себя человек и перед зеркалом – весь приосанивается, на бровки напустит локон, что-то подправит, подмажет, подкрутит. Ясное дело – уж больно хочется нравиться окружающим, быть добрым, мягким и пушистым.

Не скажу, что это какие-то там оригинальные наблюдения. На эту поведенческую особенность человека давно обратили внимание сертифицированные психологи. Тут важно как  использовать эту особенность в интересах дела.

Пришлось как-то  руководить преимущественно женским коллективом. Представляете насколько это вредная и изнурительная работа? Женские существа крайне эмоциональные, а иногда и взрывоопасные. Причем у каждой свои биоритмы, в значительной мере определяющие способность к компромиссам и  готовность к корпоративной деятельности на благо организации.

Никак не мог подобрать ключи к отдельным особо взрывоопасным особам, пока не водрузил сзади себя огромное зеркало, в котором  отражался не только мой потерявший волосяной покров затылок, но самое важное - лица моих визави. Как только их начинают захлестывать эмоции, я корпусом несколько смещаюсь вдоль фронта зеркала с тем, чтобы освободить всю его площадь для обозрения сидящей передо мной сотрудницы. И произошло странное дело. Смотрит она на себя в зеркало, и рука ее непроизвольно тянется к прическе поправить непослушный локон, избыточная эмоциональность уступает место рассудительности, а общение становится мягким и вежливым, лицо улыбчивым и добрым. И действительно, кому хочется видеть себя в неприглядном свете.
 
Таким незатейливым способом удалось обеспечить приемлемый морально-психологический климат в коллектив. Было бы неплохо использовать этот прием и в домашних условиях, хотя места дислокации эмоциональных всплесков заранее весьма трудно определить.