Александр Пресняков

Юрий Водяницкий
 
Герой Советского Союза Александр Васильевич Пресняков был в Феодосии героем для всех. Почетным гостем на всех городских мероприятиях. Детских, молодежных, а уж на ветеранских – главным человеком. Я часто брал у него событийные интервью. А когда на телевидении стал делать цикл передач «Киммерийские встречи», то желание поговорить, расспросить героя войны и интересного человека, переросло в потребность. Не раз я бывал в его доме и подолгу беседовал с ним.
Беседы нам обоим доставляли удовольствие. Отличная память, помнит все имена и даты спустя столько лет. Богатая поступками и страстями судьба. Мне каждый раз не хватало пленки. Приходилось останавливать камеру на самом интересном месте. В итоге сделал с ним три передачи. И очень этому рад, что встречался с хорошим человеком. Он прекрасный рассказчик. Написал свои мемуары. Часто выступал перед людьми. Поэтому я не буду описывать его биографию в этой статье. Остановлюсь лишь на тех фактах, которые меня тронули.
Не знаю, что меня дернуло, но начал я с вечного вопроса.
– Как вы считаете с высоты прожитых лет, жизнь – это счастье или борьба?
– Жизнь, конечно, счастье, только иногда оно куда-то уходит и снова возвращается. За счастье надо бороться. В 1940 году арестовали моего отца как врага народа. Я в это время был в отпуске. Произошло все на моих глазах. Пытался ходить к Берии, к Калинину. Бесполезно. Вернулся в часть. Мне сразу чистый лист бумаги: «Пиши отречение от отца». Отказался писать. Меня исключили из комсомола и на три месяца отстранили от службы. Спасла меня война. Кстати, узнал я о ее начале за несколько дней. Было это в Риге. Там была моя часть. Еду рано утром на трамвае в часть, в форме. Народу два человека. Мимо меня проходит мужчина (латыш) и тихо бросает: «В воскресенье Гитлер на вас нападет». И выскакивает из вагона. Доложил об этом случае руководству. Посчитали дезинформацией.
– Как летчиком стали?
– Мечтал с детства. Родился я в Рязанской губернии, но в четыре года с родителями переехал в Москву. Отец стал работать в ЦК партии, в сельхозотделе. Учился я неплохо, но был хулиганистым парнем. Из восьмого класса меня отчислили. Пошел в ФЗУ учиться на моториста авиадвигателей. Возникли проблемы. Пришлось из Москвы уезжать. Отец договорился, и меня согласились принять в Николаевское училище полярных летчиков. В день своего рождения, 14 октября 1936 года, я отбыл в Николаев. Мне исполнилось 15 лет. В мае 1937 года я совершил свой первый полет, а в 1939 году нас, четверых ребят, досрочно сдавших госэкзамены, отправили на Балтику, где начиналась Финская кампания.
– Летчики считались привилегированными военными. В чем это выражалось?
– У нас был хороший паек, высокая зарплата. Муштры особой не было, слетал на задание – иди отдыхай.
– Любовь на фронте была?
– В первые годы войны было не до любви… Мы стояли под Ленинградом. Город был в осаде. С 1943 года немножко полегче стало. В нелетную погоду в части устраивали танцы, на которые приходили девушки с окраины города. Некоторые даже женились. У меня тоже девушка была. Но вскоре нас перебросили в другое место. Я встретил свою будущую жену во время войны. Я прилетел по делам в Москву и случайно у матери встретил ее. Мы посмотрели друг на друга и влюбились. Все пятнадцать дней в Москве мы каждый день встречались. Официально поженились после войны. Прожили с ней всю жизнь…
– А знаменитый ликер «шасси» был?
– Был. На фронте многие впервые закурили, выпили стакан водки. Но пьянства не было. В стойки шасси самолетов заливалась смесь из спирта (75 процентов) и глицерина (25 процентов). Сразу выпьешь и закусишь. Но этим больше занимались механики.
– Как с патронами, запчастями. Проблем со снабжением не было?
– С оружием было хорошо. А вот с питанием… Когда под Ленинградом стояли, на день летчику полагалось 400 грамм хлеба и два кусочка сахара, причем один мы сразу отдавали детям Ленинграда. На завтрак две ложки горохового пюре и морковный чай, на обед пустой гороховый суп, гороховое пюре и морковный чай, на ужин пюре и чай. Мы были как доходяги. Как-то медкомиссия увидела нас без наших доспехов и ахнула: « Вас всех комиссовать надо и в постель…»
Отважно воевал Александр Васильевич. На его счету 370 боевых вылетов, потоплено 6 транспортных, несколько сторожевых кораблей и подводных лодок, в воздушных боях он сбил 3 вражеских самолета. Несколько раз был ранен, лежал в госпиталях. Награжден тремя орденами Красного Знамени, а 22 июля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны он еще долго служил в Вооруженных силах в Москве. Командовал на Дальнем Востоке. В 1968 году ему предложили возглавить Крымский филиал Государственного орденов Ленина и Красного Знамени научно-испытательного авиационного института ВВС имени В.П. Чкалова в Феодосии.
Проблем было много. Пришлось многому учиться самому и учить других. Задачи перед центром стояли интересные. Создание и испытание самолетов, кораблей, вооружения, космических аппаратов, различных спасательных средств. Все это надо было испытывать в разных сочетаниях. Космонавты проводили здесь тренировки.
У талантливых, требовательных руководителей всегда есть недоброжелатели. В 1983 году Александр Васильевич вышел в отставку. Развал ССС сказался и на испытательном центре: он прекратил существование. Ветераны Феодосии выбрали его председателем Совета ветеранов. Проблем у ветеранов много. Пользуясь своим авторитетом, он многим реально помогал. Писал мемуары. Он пережил своих детей, умерла жена. Квартира больше напоминала музей, всюду фотографии, модели самолетов, многочисленные подарки. Александр Васильевич устроил мне экскурсию по квартире. Дойдя до гитары, он взял ее в руки и спел пронзительную песню, посвященную памяти своей единственной жене. Кругом все напоминало о счастливой и бурной жизни. На глазах появились слезы.
– Горечь у меня на сердце. Такую Родину потеряли! Народы стравили. Я мечтаю лишь о том, чтобы этот развал прекратился. Россия и Украина опять были вместе. Обязательно. Так и будет! Я уверен!
Александр Васильевич прожил жизнь героя и счастливого человека. Хоронил его весь город.


                (Александр Васильевич Пресняков (1917-2010) летчик-торпедоносец, участник Великой Отечественной войны, Герой  Советского  Союза )