На-ли-вай-вай-вай

Игорь Щербаков
                НА-ЛИ-ВАЙ-ВАЙ-ВАЙ*.
В своем дневнике тринадцатилетней давности обнаружил рассказ о горьком пьянице.
Сам я являюсь абсолютным трезвенником и считаю, что если наш народ не искоренит  пагубную привычку "культурного" употребления алкоголя, мы обречены на вымирание и быть "пигмеями" в современных технологиях.
Как зародился этот рассказ, что послужило импульсом для его написания, не могу вспомнить.
Это конечно моё упущение. Вероятно, когда  я  писал этот рассказ, то полагал, что могу легко при необходимости вспомнить тот импульс, который явно у меня был. Может встреча с каким-то человеком, наблюдение какой-то сценки.  Ан нет...
Как в горах, снегом замело все тропы…
Привожу этот рассказ почти без исправлений.
               
                *****
-Постой, ты куда идешь?
-Домой.
-У настоящего человека, где он, там и дом. Настоящий человек не бывает вне своего дома. Ты понял? Речь идет конечно же не о материальном доме, как таковом, а состоянии нашего сознания.
В состоянии, когда ты настолько резонируешь с пространством, что начинаешь воспринимать его как свой  "дом". Как, например, дикое животное воспринимает природную среду. Где бы животное не находилось в пределах своего биотопа, оно находится у себя дома
Иди сюда, я помогу тебе стать настоящим человеком!
Наливай!
Когда тебе говорят  "НАЛИВАЙ", ты должен забыть себя...
Вслушайся в это волшебное слово: НА-ЛИ-ВАЙ-ВАЙ...
НА - означает  "Возьми", нахождение, подарок,необычное субъективное переживание;
ЛИ -это китайская верста, широта восприятия, выход за пределы своего обусловленного опыта;
ВАЙ- это непросто хорошее настроение, а наилучшие, это инсайт,эврика,переживание легкости и решения проблем, которые долгие годы казались неразрешимыми вообще!!!
Слышал, как грузины поют от счастья? Они многоголосием множат, куют голосами звонкое "ВАЙ-ВАЙ-ВАЙ! НА-ЛИ-ВАЙ!"
А теперь слушай, как журчит продолжение этого слова.
Это словно бы прибой. Это Небесный, Невидимый Океан дарит нам  несколько выплесков АМРИТЫ - напитка Богов...
Останови свой  тщедушным ум, который всего боится, как заяц. Разве это жизнь?
Посмотри, как ты напряжен. Ты больше похож на статую, чем на живого человека.
Вот ты сейчас уставился на меня и про себя судишь:" вот мол, -называешь моё имя,- сидит тут и пьет."
Но ты видишь только глазами! Перед тобой не дядя Ван, а целый Великий русский народ! Не пьет,а скорбит за мировую НЕУСТРОЕННОСТЬ  и НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ.
НА-ЛИ-ВАЙ-ВАЙ!
А знаешь ,почему  РУССКИЙ НАРОД великий?
Нет, не потому ,что он  имеет самую большую территорию своего государства.
Нет, не потому, что всегда побеждал  внешних агрессоров посягавших на его государство.
Нет, не потому, что первым полетел в Космос...
А потому, что нашему сознанию стало тесно,вообще на Земле.
Для нашей высшего "Я" нет  здесь больше достойной цели.
Нет достойного применения наших сил и способностей!
А потому, нам здесь грустно и печально.
 Мы освобождены от иллюзии более,чем какой либо другой народ найти здесь счастье. 
Мы можем критиковать своё правительство,свою жену, но на самом деле - это завуалированная экзистенциальная неудовлетворенность своим существованием.... Это всё неуклюжие попытки скрыть свою Печаль...
НА-ЛИ-ВАЙ!
Я -  Русский народ - падший ангел.
Но запомни, что даже павший ангел - это несоизмеримая по  житейским понятиям форма существования.
 Ангел скорбит не о себе, не о своем падении. Он скорбит о всех печалях и горестях одновременно  и за всех...
К примеру, в Африке засуха, а у меня сердце болит за тамошних людей и слонов, и о всех формах жизни, кто остро нуждается  в самом насущном для жизни - в воде.
Где-нибудь теракт, землетрясение, цунами, военный конфликт и у меня опять болит сердце...
НА-ЛИ-ВАЙ!
Каждый из нас русских,по крайней мере, каждый второй, при небольшой подготовке мог бы стать президентом любой страны и  от этого государство только бы выиграло.
Потому что у нас... Масштаб в голове и скорбящее сердце.
НА-ЛИ-ВАЙ!
Ты еще внутренне сопротивляешься.
Ты думаешь, что обладаешь волей, а стало быть  имеешь право на выбор тех или иных обстоятельств , право на стремление к свободе.
Ты ошибаешься! Твоя жизнь жестко детерминирована объективными и субъективными факторами.
По сути ты являешься их заложником с детства и  до самой своей смерти будешь следовать их диктату.
Ты так привык к этому, что своё рабство принимаешь как свободу.
Ты всегда являешься собственностью кого-то или чего-то: родителей. жены, работодателя, каких-то обстоятельств.
Только НА-ЛИ-ВАЙ даёт нам щелочку, в которую мы можем проскользнуть, уйти от всего того, что делает нас такими зависимыми.
Потому что сточки зрения ПОРАБОТИТЕЛЕЙ мы становимся никчемными.
НИКЧЕМНЫЙ ничего не может дать, ничего не может сделать.
ПОРАБОТИТЕЛЯМ нужны только те, кто может что-то Им дать,что-то для Них сделать.
НА-ЛИ-ВАЙ!

Я ушел от дяди Вани на четвереньках. Я был совершенно никчемным. Но при этом я впервые испытывал свободу, я чувствовал себя русским, скорбящим за весь мир...
Если бы не утреннее  похмелье, я бы посчитал дядю Ваню русским пророком.
Боль в голове и острая боль в печени подсказывали мне, что это ложный путь.
Нам следует найти новый, чтобы расширить в себе масштаб восприятия и мышления и сделать своё сердце чутким к чужой боли...И при этом оставаться физически и психологически здоровой нацией...

                *****
Сейчас только,закончив набирать текст на клавиатуре ноутбука, глядя в вагонное окно на проплывающие зимние пейзажи,вспомнил своего соседа по коммуналке в городе N.
Каждый вечер, после одиннадцати часов вечера у моих соседей, словно по таймеру начинался скандал с использованием не только ядреных слов, но и физической силы.
ОКОЛО МОЕЙ КРОВАТИ СОТРЯСАЛАСЬ СТЕНА, СЛОВНО КОГО-ТО БИЛИ О НЕЙ ГОЛОВОЙ.ВСЁ ПРОСТРАНСТВО СЛОВНО БУТЕРБРОД  БЫЛ ЗАЛИТ ЩЕДРО КЕТЧУПОМ ОТЧАЯННЫХ КРИКОВ БОЛИ И ЗЛОБЫ...
Я пытался по началу как-то вмешиваться,но тщетно.
Там был такой запутанный клубок отношений между мужем и  женой,что разобраться, кто там был виноват,а кто нет, не представляло никакой возможности.
Кончилось тем, что подросшая дочь  однажды воткнула в грудь своего  отца  длинный кухонный  нож...
Между прочем в детстве, в школьные годы и отрочестве этот человек подавал большие надежды своим родителям и учителям...
Я сам видел сохранившейся этюд, написанный этим человеком масляными красками в тринадцать лет. 
На этюде была написана колонна двигающихся грузовых автомобилей по зимнику в темное время суток. Это было написано очень убедительно.
 Мне показалось, глядя на эту картину, что я стою  в поле зимой один .
 Я не успел добежать до дороги, чтобы махнуть проходящим машинам рукой.
У меня не хватило сил, из-за глубокого снега, сделать последний рывок. И все машины прошли мимо...
Этот человек лучше всех в школе знал математику и физику. У него была мечта стать  военным летчиком. Но по состоянию здоровья он не прошел комиссию.
Тогда он решил стать моряком. Но и туда его не взяли....
У него как бы не хватило сил достичь своей мечты...
Вероятно, после этого, он всегда чувствовал себя одиноким, бредущим в зимнем поле...
 Даже голос людей, из ближайшего его окружения,  превращались для его слуха в завывание вьюги...
23 ноября 2015 г. Москва-Байкальск.



* Произведение написано от моего имени писателем, который гостил у меня на Байкале. Оказавшись без возможности публиковать под своим именем, опубликовал этот рассказ под моим именем.