Мгновения счастья

Мариф Кадимов
Мой учитель математики  Атем Магомедович любил повторять: «Когда душа полна радости, человек обретает крылья, ему хочется петь и танцевать. Если ты никогда в жизни не пел и не танцевал, знай, что упустил что-то важное в своей  жизни, лишился каких-то ярких красок».
А еще, известный телеведущий Николай Дроздов любит повторять, что когда человек смеется,  танцует и поет, процессы старения организма останавливаются. 
Мне дороги мнения этих уважаемых людей и осмелюсь добавить от себя, что минуты особой радости - это важнейшие  мгновения нашей жизни, к ним надо относиться со всей серьезностью, они могут  возвысить нашу жизнь и придать ей смысл. А те, кто с чистым сердцем способствуют возникновению  такой радости – для нас бесценны. 
***
Мне было около шести лет, когда наша семья переехала из Азербайджана в родовое селение моих предков - селение Чепер (Джаба) Ахтынского района. К тому моменту, из моих дедушек и бабушек в живых оставался только дедушка с материнской стороны. Он держался всегда подтянуто и ходил в папахе и накинутой на плечи бурке. У меня, у маленького ребенка, несмотря на его внешне суровый образ, к дедушке было какое-то потайное чувство - среднее между любопытством и любовью. Мне очень хотелось встречи с ним,  но какая-то непонятная сила всегда удерживала меня, я ее всегда избегал.
В один из весенних дней, я с другими детьми играл во дворе. Мама с балкона позвала обедать. Я быстро помыл руки,  бегом поднялся по лестнице и вихрем влетел в комнату. И вдруг вижу, что вся наша семья сидит и обедает, а во главе ее, разложив свою бурку, сидит дедушка. Ситуация застала меня врасплох, и я машинально сделал шаг назад. Вдруг слышу дедушкин голос «Внучек, мой дорогой, иди к деду!». Повернувшись, я увидел в глазах его столько гордости и  любви ко мне, что у меня вмиг испарились всякие сомнения. И тогда магнитом потянуло меня к деду. Он обнял меня и посадил  на  край бурки, совсем близко к себе. Сказав еще несколько добрых слов в мой адрес, он отвлекся на разговоры со старшими... Уставший от беготни с соседскими мальчишками, почувствовав дедушкино тепло и уют бурки, я незаметно заснул… Сколько времени прошло не помню, но проснулся  я с какими-то радостными ощущениями. Открыв глаза, заметил, что сплю на том же самом месте,  и кем - то (очевидно,  самим дедушкой!), накрыт  другим краем бурки. Первая мысль была – дедушка ушел без бурки. Хотел представить его без бурки – не получилось. Дома никого не было. Из полуоткрытого окна падал солнечный свет и проникал в комнату чистый и ароматный воздух. Я сладко подтянулся и вышел на балкон. Вдруг глазам представилась неописуемая красота: выше - горы в ярко зеленом цвете, ниже, в пойме Самура, -  белый туман. Вдалеке, от поднимающегося снизу рыхлого тумана то приближалась, то отдалялась радуга. Под действием солнца, с мокрых от недавнего ливня плоских сельских крыш, поднимался пар…  С края крыши еще капали редкие капли. Я подтянулся и собрал руками пригоршню капель и омыл ими лицо… Нет, никакими словами невозможно передать глубину радости этих мгновений! В этот миг мне моим детским умом подумалось, что за этот  праздник в моей душе и вокруг  кто-то просил у бога. Мне казалось, что я, даже, знаю этого человека… А иначе, зачем он оставил бурку и ушел куда-то?
***
По окончании родной сельской школы, решено было, что я поступлю в Московский университет.  Приехал в Москву, сдал экзамены, набрал необходимое для прохождения конкурса количество баллов. До начала учебного года оставалось больше месяца. И за это время нужно было вернуться  в село, сняться с военного учета и уехать обратно. Купил билеты в купейный вагон поезда и отправился в Махачкалу. После Ростова к нам в купе подсел мужчина, примерно сорока лет, чеченец, который ехал до Грозного. Когда он узнал, что я из Дагестана, решил со мной поближе познакомиться, стал задавать вопросы о доме, родителях, селе и спросил, откуда и зачем я еду. Я ответил на все вопросы и закончил тем, что поступил в Московский университет и вот  теперь еду домой. Надо было видеть его реакцию на мои последние слова! Он резко изменился в лице, с каким - то волнением подошел ко мне, обнял  и сказал, что очень, очень рад этому, что он гордится мной. «Сельский парень, кавказец, горец и - МГУ, механико – математический факультет,…» – покачивая головой, повторял он несколько раз. Со словами, что это нельзя так оставлять, он полез в свою сумку, достал бутылку коньяка, лимонад, закуску и разложил на столе и пригласил всех  пассажиров купе присоединиться. Надо признаться, что я коньяк не пил, но внимание, продемонстрированное этим взрослым человеком, подействовало на меня похлеще, чем коньяк. Тосты, произнесенные за наши горы, за наши ценности, та искренность, с которой он радовался за мой успех – все это создавало во мне мощную волну радости и счастья… Вот в такие минуты осознаешь особый вкус земной жизни, в тебе просыпается благодарность к людям, окружающему миру и тебе хочется жить и жить…
Через несколько дней по возвращению в село  я со своим одноклассником,  поступившим в  Дагестанский вуз, поехал в районный центр в военкомат, чтобы нас сняли с учета, а документы отправили по месту учебы. Женщина из окошка на первом этаже взяла наши приписные свидетельства, нашла в архиве наши документы и понесла к начальнику на второй этаж на подпись. Через некоторое время она вернулась и сказала, что вопрос моего одноклассника решен, а мне необходимо подняться на второй этаж к начальнику.  Я поднялся и зашел в кабинет. Начальник встал из-за стола, подошел ко мне и пожал  руку. Затем пригласил из других кабинетов несколько своих сотрудников и при них торжественно поздравил меня, сказав много приятных напутственных слов… Наверное, нет необходимости  объяснять, что обратно в село я ехал уже не на машине, а летел на «крыльях»…
***
В годы учебы, особенно в тяжелые моменты, слова, сказанные моим великолепным попутчиком и начальником военкомата, не раз  придавали мне дополнительную энергию и я, без особых потерь, выходил из ситуаций. И сейчас, когда я вспоминаю этих людей, умеющих искренне радоваться за других, сердце мое начинает биться учащенно… А воспоминания о дедушке зажигают в душе свет и радость, и я превращаюсь в того самого мальчика…  В такие минуты мое сердце заполняется благодарностью к этим людям.

Вот ведь как! Есть минуты, когда внимание, проявленное по отношению к человеку, может не только обрадовать, но и сделать счастливым его на всю жизнь. К сожалению, часто у нас не хватает желания, искренности и терпения на это. Любите друг друга!