Исповедь не юной энтузиастки

Лена Муравьева
Думаете: "В сорок лет жизнь только начинается"? Как бы ни так! Только пенсионное удостоверение позволяет «оттянуться» по-настоящему


Выйдя на пенсию, я уже знала, как буду проводить досуг, и на исходе лета позвонила в Киевский «Университет третьего возраста». 
Для справки:
Первый «Университет третьего возраста» возник в далеком 1973 году во  французском городе Тулуза благодаря инициативе профессора Пьера Велла. Сначала осваивать разнообразные науки и навыки пожилым людям помогали университетские преподаватели. После работа велась уже на волонтерских началах.
С 2002 года «Университеты третьего возраста» появились в Украине и оказались очень востребованы. На то имелись веские причины. Ученые повсеместно отмечают, что процесс старения в мире замедляется. Согласно современным опросам началом старости считается возраст семьдесят четыре года, а не шестьдесят четыре, как десять лет назад и не пятьдесят, как это было на исходе прошлого века. К общему тренду следует добавить и местный «колорит».  Нынешние украинские пенсионеры половину своей трудовой жизни провели в супер-активной борьбе за существование и непреходящих стрессах, потому, в большинстве своем слегка подзабыв, что значит покой, просто не могут вести себя, как старики.

Мои университеты
Я – человек энергичный и уж точно не готова была остаться на обочине жизни, быть ненужной, социально нереализованной, увязнуть в мыльной жвачке сериалов и пустой болтовни. А потому выбрала в Университетской программе пару-тройку курсов и главное – краеведение, чтобы, наконец, реализовать свою давнюю мечту и походить на экскурсии. Однако, как выяснилось: среди желающих потреблять разумное доброе вечное не нашлось ни одного добровольца-сеятеля.
И тут неожиданно для себя я выдала: «Давайте, я буду преподавателем».
Это был импульсивный поступок. Про родной город я тогда знала крайне мало, не очень любила выступать перед публикой. Но страха опозориться или не справиться не было. Если честно, я вообще не думала о трудностях и просто ляпнула первое, что пришло на ум.
В итоге, все получилось отлично. И совсем не так, как это виделось в воображении. Воистину: хочешь рассмешить Бога – придумай план.
Вот уже третий год каждую пятницу я вожу своих краеведов по городу. Да пока багаж знаний не велик. Но – лиха беда начало – энтузиазма и информации хватает. И работать с аудиторией оказалось не так уж сложно. Если не строить из себя эрудитку, не укреплять без меры дисциплину, не бояться признаваться в своей некомпетентности и просто по-дружески делиться информацией, то оказываются довольны и слушатели, и оратор.

Театр начинается с…библиотеки
Но краеведение – это были еще цветочки.
Ягодками стал театр.
«Баржу несло». Моя социальная активность росла не по дням, а по часам. На первом же занятии по краеведению я объявила об открытии  самодеятельного театра и провозгласила себя режиссером.
Само собой за спиной не было ни опыта, ни знаний, ни даже заветного желания. Инициатива была чистой воды авантюрой. А посему ни томлений души, ни сомнений в состоятельности не наблюдалось. Я опять не думала о трудностях. Разве что вспоминала классику: «Не боги горшки обжигают!» и «В бой главное ввязаться…»
Как показала жизнь в реализации столь серьезного проекта, как создание театра с нуля, руководствоваться здравым смыслом категорически нельзя. Гарантия успеха кроется в максимальном легкомыслии и тотальном шапкозакидательстве.
Быстрее всего решились самые сложные вопросы. Я поставила в известность руководство Университета, получила «добро» и карт-бланш, попросила своих краеведов донести информацию до знакомых студентов, договорилась с библиотекой о помещении, обработала текст рассказа Зощенко и с замиранием сердца явилась на первую репетицию.

«Яке йшло, таке й здибало»
Больше всего меня волновало: придут ли актеры. Пришли. Но только актрисы. Труппа получилась женская, возраст за шестьдесят. Настоящий БДТ – большой дамский театр.
Уж не знаю, о чем гадали мои милые дамы, когда я разливалась соловьем. Наверное, удивлялись наглости. Не помню, и о чем думала сама. Наверняка, опять ни о чем. Позже выяснилось, что сработал закон притяжения: подобное притягивает подробное. На мой авантюризм «клюнули» смелые и яркие исполнители, готовые на все. На спектаклях, позабыв о годах и былых регалиях, они творят такое, что и я, и зрители не перестаем удивляться. Надо: ползают по сцене или дерутся скалками…
2015 год мы встретили: эротической версией сказки «Красная шапочка» и отрывком из «Свадьбы в Малиновке». Согласитесь, для бабушек, коими мы, по сути, являемся, это вызов обществу и самим себе.
Дальше цитата из первых уст.
«В первом спектакле мне досталась роль семилетней девочки. Ощущение было удивительное: на каждой репетиции  будто возвращалась в детство…Во втором спектакле я играла собаку, в третьем – Красную Шапочку. Дочка не перестает удивляться, а ее подружки от моих художеств просто в шоке…» (актриса Л. Жук)

Время собирать камни
У всякого приличного режиссера должна быть творческая концепция. Моя – не столько театральная, сколько психологическая. В реальности люди зажаты массой условностей, в театре же получают возможность прожить «понарошку» то, что не удается в жизни. Побыть, к примеру, принцессой или клоуном, выплеснуть гнев или подурачиться, и, таким образом, реализовать свои сокровенные желания. И само собой – таланты. Юность, молодость, зрелые годы – время социальных обязательств и долгов. Поэтому часто только выйдя на заслуженный отдых, человек обретает шанс пожить более-менее свободно, для себя и сделать то, на что прежде не хватало времени и сил.
При этом масштабы дарований не имеют значения. Талант – очень хитрая структура. Даже самый маленький жестоко мстит, когда его «закапывают в землю» и дарит  много радости и света, когда получает возможность раскрыться.
Если судить по тому, сколько мы смеемся на репетициях с радостью и светом в нашем театре в порядке. И снова реплики с мест:
«В мечтах я всегда была актрисой. А в жизни играть не хотела, хотя свекровь говорила: «Хочешь сберечь семью – играй». Зато сейчас в театре я  раскрываюсь полностью и получаю удовольствие…» (актриса Н. Бернацкая)
«Я со школьных лет хотела быть актрисой. Но не могла открыться и совладать с комплексами. Боялась осуждения, старалась быть «как все». В театре я становлюсь другой, реализую себя, освобождаюсь от внутренних проблем и зажимов…» (актриса Н. Козлова)

Любите ли вы театр?
Театр часто называют «терарриумом единомышленников». Наша аматорская студия за два года существования еще не доросла/не докатилась до интриг, чему я с одной стороны рада – хорошо, когда все хорошо. Плохо, что отсутствие конкуренции расслабляет коллектив. Когда режиссер не может сказать: не выучите слова – выставлю второй состав или не будете стараться – простимся – он теряет рычаги управления. И тогда проект погибает.
Благодаря чему жив наш театр, я не знаю.
Может быть, сказывается возраст. Все-таки мы реализуем свои предпоследние шансы на чудо. Ну, когда, скажите на милость, еще удастся побыть застенчивым Серым Волком, дерзкой Красной Шапочкой или эротичной Бабушкой?
А может, играют амбиции. Приятно «скромно» уронить: «У меня есть театрик…» и понаблюдать за изумлением собеседника. Актрисули мои, несомненно, тоже   снимают сливки со своего статуса и, что греха таить, славы. В узких кругах мы уже достаточно широко известны.
Своих корреспонденток я просила написать впечатления о театре без пафоса. Однако, получилось не у всех. Так что не взыщите. Некоторая напыщенность слога – исключительно от избытка чувств.
 «…это отвлекает от тягостных однообразных мыслей. Дарит внутреннее осознание света, солнца и продолжения пути, жизни…» (актриса Л. Поворознюк) «Для меня наша студия – это все. В любую непогоду, отложив дела, бегу на репетицию, где получаю большой заряд любви» (актриса Л. Балицкая).
«Когда в нашей библиотеке обосновалась театральная студия, многие сотрудники отнеслись к ее существованию скептически. Мол, это ненадолго, позабавятся и бросят. Однако мы ошиблись. Театр работает и что самое удивительное – развивается. Прошли уже четыре премьеры. На последнем спектакле не было свободных мест…» (коллективная цитата от сотрудников библиотеки им. М.Ю. Лермонтова)

В жизни всегда есть место
Каждые полгода мы выпускаем по спектаклю. Три пьесы были легкими светлыми юмористическими (не хочется отягощать ни себя, ни зрителей страстями, да и актерского мастерства для трагедий маловато), но «плоскими», без особой глубины. Мы брали костюмами, контрастом, эпатажем.
В четвертый сезон вы взялись за материал более серьезный, о нашей современной жизни, об одиночестве и поисках любви. Но отказаться от карнавальной яркости оказалось выше женских сил, оттого пьеса обрела какой-то неожиданный комизм.
Нынешняя постановка заслуживает отдельного рассказа. Но скажу лишь одно: в этот раз свезло, так свезло. Такие костюмы есть не в каждом настоящем театре.
Обычно вопрос с реквизитом решается довольно просто. Секонд-хенд, собственные и мобилизованные у друзей-знакомых запасы барахла, «золотые» ручки – и костюмерная трещит от запасов. С декорациями сложнее. Не хватает ресурсов и для звукового оформления спектаклей. А все потому, что мало людей.
Ведь театр подразумевает активную позицию. В театре нельзя «потреблять» чужое, здесь надо делать свое, отвечать за свою работу и не испортить чужую. Мало того, надо выставить на всеобщее обозрение и оценку что-то очень интимное, задушевное. А это не каждому по плечу. И это очень грустно. Потому что, страх, стеснительность и излишний перфекционизм мешают людям пустить в свою жизнь праздник, которого сейчас так мало. Особенно для тех, кому за…
Кстати, наш театр так и называется «Кому за...», сокращенно «КоЗа».
«Театр для меня  – проявление интереса к жизни, радость, веселье, возможность подарить это другим людям…» (актриса Л. Геря)

Социальный эксперимент
Мы часто жалуемся, что живем не в легкое время.
Но разве бывают легкие времена? Каждому поколению достается своя порция проблем и задач. Но если про первые трудно забыть, то про вторые мы вспоминаем редко. И напрасно. Мир меняется. Прежние подходы ко многим вещам и понятиям устаревают. В том числе иначе воспринимается и старость. Согласно современным опросам 93% респондентов подтвердили, что их представления о возрасте радикально отличаются от родительских стереотипов. В Великобритании, к примеру,  самое счастливое время в жизни человека наступает после пятидесяти пяти лет.
Но счастье редко само сваливается на голову. Куда чаще его надо ковать своими руками. Везет тем, кто везет. Кто, если речь идет о  пенсионном возрасте, невзирая на годы и наличие в городах и селах Университетов или других социальных институций, не сидит, сложа руки, не ждет милости от природы и Родины, а сам наполняет свою жизнь смыслом, занимается любимым делом и интересной работой. И не только в любительском театре! Дел много!