Сорок дней и ночей. глава 8

Владимир Галин
          СОРОК ДНЕЙ И СОРОК НОЧЕЙ.

                Глава 8


      После собрания по итогам проверки анонимки работать легче не стало. Июнь был перегружен заботами по завершению учебного года в общеобразовательной школе и организации летнего отдыха учителей и учеников.

     К завершению шло строительство нового комплекса училища. Это два трёх этажных здания,в одном учебные классы, в другом спальные комнаты, соединённые между собой двух этажным переходом. На первом этаже кухня со столовой, на втором - клуб с киноустановкой, и примыкающий к ним спортивный зал, медицинский  кабинет и стационар.

      Мне приходилось крутиться как белки в колесе. 30 июня меня слушали на комиссии при Совете Министров республики. В общем моё выступление с отчётом о состоянии учебно воспитательной работы в специальном училище прошло гладко. На комиссии присутствовал Зам министра МВД Кутманалиев, который назначал меня начальником Вознесеновской ТКН , а Министр Смарыга уволил меня из органов по служебному несоответствию. Он не задал мне ни одного вопроса.

       Основные вопросы и наставления делала Зам премьер министра  Бегматова. Она подчеркнула, что члены комиссии собрались не от нечего делать, а с целью улучшить положение дел в спец училище. Оно и понятно. Ясно одно , что всё улучшение положение дел в училище в конечном итоге зависит в данный момент от меня лично.

     Собранием и отчётом на Совете Министров мне были развязаны руки к самодеятельности и творчеству. Терять мне было нечего, надо было активно действовать, или грудь в крестах, или голова в кустах.

     Наступило жаркое каникулярное лето. Я принял решение не держать воспитанников летом в зоне, а организовать для них своего рода Артек в форме трудового  оздоровительного лагеря за пределами зоны училища.

     За время весенних полевых работ коллектив училища распоряжением райкома партии привлекался к прорывке и прополке сахарной свеклы на плантациях колхоза Красный Октябрь, на землях которого располагалось наше училища.

   В силу этой производственной необходимости я познакомился и установил деловые взаимоотношения с председателем колхоза Красный Октябрь Василием Кузьмичём Скрыник, который после возвращения с фронта ВОВ, в 1946 году возглавил колхоз и вывел его в передовое хозяйство республики, за что сам был награждён  орденом Ленина и коллектив колхоза тоже был награждён этим орденом.

       Василий Кузьмич шел навстречу всем моим  предложениям и поддерживал мои инициативы. Так я добился , чтобы для наших учащихся во время полевых работ в качестве дополнительного питания на плантации привозили молоко и белый хлеб из колхозной пекарни.Белые,воздушно пышные, двухкилограммовые булки колхозного хлеба привозили на поле прямо из пекарни, их разрезал я на четыре части и раздавал их мальчишка вместе с пол литровой кружкой молока каждому. То-то у пацанов был кайф!
Особенно у тех, у кого на ногах была наколка: «Не спешите на работу, торопитесь на обед.»

 
 А за выполненные работы, согласно закрытых нарядов, деньги перечисляли в училище на общий счёт учащихся. За эти заработанные деньги я организовал через районный Быт комбинат индивидуальный пошив летних костюмов для каждого учащегося. В этих костюмах мы принимали участие в первомайских демонстрациях трудящихся района.

      Летом накал весенне полевых работ по уходу за посевами сахарной свеклы снижается. Растения укоренились и пошли в рост, набирая вес и сахаристость. Главной работой становился полив растений и поддержание полей от сорняков. В это время в колхозе разворачивались  строительные работы, на которых тоже не хватало рабочих рук.

     Я договорился с председателем колхоза о строительстве  жилого дома в колхозном саду под горами в непосредственной близости от села Беловодское. И  строительстве конюшни  и жилого дома для табунщика на отгонных пастбищах колхоза в Суусамырской долине в 150 километрах от села через горный перевал Тоо-Ашуу на высоте 3200 метров, на которой лежат не тающие снега Тянь-Шаня.

       Чтобы осуществить задуманное, я обратился за разрешением к самому  председателю Госкомитета по профтехобразованию Тойгомбаеву, но он мне официального согласия не дал, но и категорически возражать не стал. Я обратился за помощью к Наговицыну , но он не пошёл к Тойгомбаеву, чтобы получить официальное разрешение.


     Тогда я решил действовать самостоятельно, не представляя с какими трудностями и возможными трагическими последствиями  мне предстояло встретиться и пережить. Даже Сейчас, когда я пишу эти строки, у меня проходит мороз по коже. И я благодарю проведение, которое благоволила мне: «…судьба Евгения хранила»,-не один раз в жизни повторял я слова Пушкина.

        30 июня мы вывезли в колхозный сад под горами 13 учащихся из группы мастера Шабанова-«дяди Миши», как его звали все пацаны,на которого возлагалась забота и ответственность за быт и питание учащихся, и мастера Николая Пастухова в качестве прораба строительства.

        1 июля  я повез  31 учащихся на Суусамыр. В колхозе Ордена Ленина «Красный Октябрь» в тот год автобусов не было. Колхозниц-свекловичниц развозили по полям в открытых кузовах полуторок, оборудованных скамьями лавками. Такие газона прислали и нам для поездки на Суусамыр. Погрузились мы с палатками, вещами, матрасами, походной кухней, взятой на прокат у шефов из воинской части, и покатили в неизведанные места,как говорится, вперёд и выше.

      Дорога на Суусамыр  проложена издавно по ущелью , где течёт  речка « Кара балта»(чёрный топор).Дорога много кратно переходя с берега на берег серпантинами вьётся по склонам высоких каменных гор и более чем за 100 км. Поднимается на 2000 метров к перевалу ТОО-АШУУ , на котором лежат не тающие снега.

    Чужая душа потёмки, а душа подростка-пацана и того загадочней. Я их вёз на свободу, но им нужна была воля. Самой актуальной проблемой оставалась не допущения самовольных отлучек, т.е.  побегов. Во избежание дорожных эксцессов мастера и воспитатели были рассажены у задних бортов кузовов и обеспечивали порядок. Доехали мы благополучно, но как потом уже стало известно, что при одной остановке у магазина на краю села Сосновка для оправки, чтобы не останавливаться в ущелье на серпантинах, пацаны спёрли (украли)банку варенья,но кто это сделал, выяснить не удалось.

       После спуска после тоннеля на перевале в долину дорога была более безопасна, чем на подъёме, мы не заезжая в сам посёлок Суусамыр, взяли влево и через час были на заимки колхоза на участке его отгонных пастбищ.

      Разбили мы свой лагерь на берегу безымянного ручья-речушки, которые замысловато сбегаю с заснеженных вершин окружающих гор, удалённых на километры, по замысловатым направлениям.Вправо то лагеря за возвышенном плато по другую его сторону, после полукилометрового спуска   бурлила река Западный Каракол, которая сливаясь с рекой Суусамыр, образуют реку Кекемерен и все её воды впадают в главную реку республики Нарын.

        Надо было видеть , что уже при установлении палаток раскрывались характеры ребят,точно все они из басни Крылова «Лебедь, рак и щука». После ужина,утомлённые дорогой, горячим ужином и необыкновенно свежим воздухом, все заснули крепким сном. Я ещё долго сидел  у потухшего костра и любовался тёмным бархотом удивительно бездонного неба, в алмазном мерцании мириадов звёзд, перепоясанных серебряным поясом Млечного Пути.

      В лагере был объявлен обычный распорядок дня. После подъёма общая зарядка, туалет и завтрак. Работа по изготовлению самана и на строительстве каркасно щитовых домиков.После обеда  отдых и развлечение по ловле рыбы в ручьях.

     Оставив всех на попечение старшего воспитателя Зайцева, я вернулся в Беловодск для решения всех текущих задач и главное завершение комплекса  и переселение в него всего училища. А в освобождающих зданиях старого училища организовать переоборудования их под жильё для всех сотрудников.

       Разрешив ряд проблем, связанных с окончанием строительства нового корпуса училища, и побывав на строительстве дома в колхозном саду, я через неделю вернулся на Суусамыр.

     К стати мои неприятности , связанные с организацией летнего отдыха учащихся, только начинались.   Так в группе Шабанова воспитанник Чумейка умудрился отлучиться из сада, завел трактор и катался по свекловичному полю, помял посевы и в добавок попортил капроновый  шланг для бороздкового полива сахарной свеклы. Стоимость шланга отнесли в начёт при рассчете по окончанию строительства дома в саду.

       Вторая поездка на Суусамыр для инспекции дел была осложнена тем, что при подъёме по первой серпантине у нашего восьми местного Газика, полетел хвостовик, и шофёр Саганалы умудрился преодолеть этот крутой подъём задним ходом. 8 лет я ездил с этим не спешным и надежным шофёром. Даже тогда, когда надо было быстро прибыть по вызову на совещание, он никогда не превышал свою крейсерскую скорость в 40-45 километров в час. Мать его жила одна в селе Мураке. Я сдружился с Саганалы и навещал его мать, которая просила меня беречь её сына. Я как мог, так и берёг его от излишнего употребления спиртных напитков, из=за которых у него были и семейные неприятности с женой Сарой, которая работала тут же в училище воспитательницей.

        Когда мы благополучно добрались до своего лагеря на заимке колхоза, меня и здесь ждали свои сюрпризы. Мастера и воспитатели увлеклись рыбной ловлей речной форели и османов, как золотой лихорадкой, и мне пришлось всем им сказать: «Тпру!»-как останавливают лошадь.В лагере не чётко выполняется распорядок дня, нет просвещения. Кончил дело и гуляй смело. Все разбрелись по ручьям в поисках рыбы.

      Прошло 15 дней или всего две недели, которые мне показались вечностью. За это время совершенно два побега. Один самый тревожный на Суусамыре . Уму не постижимо, как Сураков умудрился из этой заоблачной долины добраться домой. Слава Богу, мать его сама приехала в училища и сообщила, что он жив и здоров и попросила, оставить его дома до конца лета.

    А из сада бежал цыган Меллемеров, которого вовремя разыскал и вернул в училище Анатолий Кандоуров со своей командой. И одну ночь в саду отсутствовали сразу пять учащихся : Зверев, Баландин, Воробьёв, Бурковский и Абдыкаримов.

      Прошедшие дни показали , что вся наша контора как рассохшаяся бочка, которая течёт по всем швам.У многих сотрудников безразличное и равнодушное  отношение,куда шло, туда и ехало. У работников не было борьбы за высокую сознательную дисциплину, не было настоящего уважения и настоящей требовательности к воспитанникам.

      Что же касается самих учащихся, то , очевидно, по отношению к их большинству-сколько волка не корми,он всё равно в лес смотрит. Иначе ничем другим объяснить  не могу, почему они не ценят то хорошее, что им организовал на свой риск и страх.И всё же прежде винил себя, значит не досмотрели, не досказали, не убедили.

       И конечно опыт учит: за двумя зайцами не гонись,не поймаешь и одного. А я устроил летние лагеря в двух взаимоисключающих местах и мне пришлось разрываться на две части.В этом была моя большая промашка, которую я осознал быстро,но ,как говориться , поезд тронулся и на переправе лошадей не меняют.Надо было идти до конца.


    Благодаря деловым отношением с трестом «Чуйпромстрой», само собой разрешился вопрос с жильём. Мне наряду с его непосредственными работниками был выдан Ордер на получение 3-х комнатной квартиры в новом жилом доме по улицы Ленина 73, куда мы переехали от  бабушки Нюры в конце июня.

     Дома у нас мир и покой. Живём мы весело, скучать нам некогда. Нам всегда хорошо, когда мы все вместе. Галя заметно посвежела.Все дрязги связанные с моим служебным положением  остались позади. Дети растут хорошо. Постоянно заняты играми, дружны между собой. Саша  сын верховодит , а девочки Галя и Леся спокойно принимают его командирство.

    Несколько дней назад у нас появились новые соседи по лестничной площадке. Их семейная жизнь совершенно отлична от нашей.

    В связи с окончанием стройки нового комплекса училища приходится част бывать в городе Фрунзе и не всегда результативно. Вот и на этот раз поездка оказалась впустую. Как мне показалось в тресте мало кого, кроме меня, волнуют сроки окончания стройки к началу нового учебного ода, который уже не за горами.

  Из города, не заезжая домой, я прямо поехал под горы в сад, проверить , как идут дела на строительстве дома. Большая половина мальчишек была на уборке сена высоко в горах, где работали конные сенокосилки.  Оставшиеся в лагере заливали фундамент под дом. Настроение у всех было хорошее. Чумейка, который катался по свекловичному полю на тракторе просто не представлял всего абсурда своего поступка.

    Летним трудовым лагерем замотался вконец. Четыре дня подряд был на Суусамыре. Сама долина на 1500 метров выше нашего Беловодского. С утра всегда на чистом голубом небе ослепляющее и жгучее солнце, от которого некуда скрыться. К обеду из-за заснеженных вершин , окружающих долину ,гор выползают белые облака , чернеют и уже из чёрных туч начинает идти дожди с грозами,освежая и без того свежий и кристально чистый,как хрусталь,воздух. Божественно!

     Строительство домов в основе своей закончены.Остались штукатурные и отделочные работы. Большую часть работы сделали мастера,мальчишки только помогают,как подмастерья. Но важно, что до толи пустом месте на их глазах и с их участием появились жилые дома, где будут жить табунщики.

      В свое время А.С. Макаренко отметил, что сам по себе труд, без идущего рядом политического просвещения , оказывается нейтральным процессом. А у нас как раз ине хватает политического воспитания. Но я надеюсь, что всё хорошее, что могут пережить мальчишки за время пребывания у нас в училище, когда-нибудь им сослужат добрую службу в их роковой судьбе.

      По принципу, что КЛИН КЛИНОМ  ВЫШИБАЮТ и идея летних трудовых лагерей была напрвлена на выработку сознания долга свободы обучения в училище, когда тебя не окружают высокие заборы с колючей проволокой и дядьками –надзирателями. Вот ты и вокруг раздолье, но ты должен и обязан быть сейчас здесь из чувства долга, так как на тебя положились и надеяться, что ты не подведёшь.

   Но не тут-то было. Вот и из сада бежало сразу трое, правда их тут же задержали. Спрашиваю, чего ты бежишь, ты же и так на свободе, тебя ни кто не охраняет. А ответ прост: «Хочу домой!»Прямо по поговорке: «В гостях хорошо,а дома лучше».

      Лето перевалило через свой экватор. Получается не так ,как думалось и хотелось. Но главное-мы получили самое ценное –личный опыт.

    Дети вообще и  испорченные в особенности не могут быть оловянными солдатиками и марионетками., управлять которыми можно дёргая за ниточки.Они рабы собственных чувств и желаний. У них своё понятие о правде и справедливости. Находясь в нездоровых коллективах, они подвержены стадному чувству овец, куда козёл, туда вся отара.Большинство пацанов пляшут под дудку одного амбала, пасуя перед его физической силой и наглостью характера. Только поэтому Паша Мануйлов, по клички « ломовой», на Суусамыре вдруг стал «БУГРОМ»

      За несколько часов до моего очередного приезда в лагерь все мальчишки устроили саботаж и разбрелись по всей окрестности. С моим приездом мастерам и воспитателям пришлось побегать и собрать их, но 8 человек ушли рыбачить на реку Караколку. Что характерно, что «амбалы» Мануйлов, Таров, Купров, Дюкарев и Шабаев остались на месте.

        После моего разноса с громом и молнией, не цензурных выражений я не употреблял , но по «фени ботал», Шабаев и Мануйлов «слетали» на Караколку  и привели всех восьмерых рыбаков. При разборе их поведения выяснил, что воспитатель Зайцев обещал сделать выходной, а мастера требовали продолжение работы.Такая несогласованность действий, о чём ещё наставлял Крылов своей басне «Лебедь , рак и Щука» ещё принесёт ни одну неприятность.

    Я приехал в пятницу. В субботу отработали полный день, а в воскресенье всем коллективом ездили рыбачить. Вернулись не с плохим уловом, из которого получилась хорошая уха.Казалось , чего ещё надо? Но вечером перед отбоем в обеих палатках пацаны запели блатные песни, типа  «Мурка, ты зашухарила всю нашу малину…», и  «Парень в кепке и зуб золотой»…

        На замечание,что их репертуар «помойный», запели : «Взвейтесь кострами  летние ночи, мы пионеры,дети рабочих…», а потом запели  «СПТУ»:

         Я песню грустную про удаль русскую
        Про наших мальчиков спою я вам.
        Прощайте мамочки, сестрёнки, дамочки,
        Вы ведь не видели в бушлатах нас.
             17 летних нас под сто седьмой Указ
             Остригли наголо в кондее нас.
             Мальчишек молодых из городов блатных
             Загнали наглухо в СПТУ,
        Мы жили весело, мы веселилися,
        Курили план, пивали водочку,
        А тут загнали нас на край земли.
        Где даже лошади жить не смогли.
              А утром в 7 часов уже кричат подъём
              Под злобный окрик всех вассаров.
              Потом в столовую на дрянь перловую,
              Бурду солёную нас жрать ведут.
         И так два года мы, два лета, две зимы,
         Мы топчим молодость,как сапоги,
         Ох, как устали мы, ох,как состарились,
         Уж нету юности у нас в груди.
              А сейчас двадцатый год
              Весна кругом цветёт.
              И сердце старое чего-то ждёт.
              Девчонки милые все стали лживые,
              Какой обманчивый плохой народ.

       После того, как я снова сделал им внушение, они- этот сброд блатных и шайка нищих, запели: «Широка страна моя родная, много в ней лесов , полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»Я подбодрил их шутками, и дело пошло на лад.Вскоре в обеих палатках затихли, перешли на шепот, а потом заснули сладким сном невинного ребёнка.
        По моему, в этой не хитрой песенки целая энциклопедия начала пути в большой преступный мир с вопросом: « И зачем меня мать родила?», потому , что « С юных лет, счастья нет» . И в этом виноваты все ,кроме самого себя.И кто его знает, сколько из тех мальчишек, для которых я на свой риск и страх организовал первый летний трудовой лагерь вне  закрытых стен спец училища, не покатились дальше вниз под аккомпанемент блатных песенок.

       Я не мог постоянно находится на Суусамыре. На следующую пятницу была намечена дата приёма нового корпуса училища. Надо обойти всю стройку и детально установить все недочёты в строительстве, чтобы внести их в протокол сдачи и приема.

     Концу июля положение в лагерях и в горах, и на Суусамыре стабилизировалось. Из жилой зоны бежало 5 новичков,но их быстро задержали и вернули в зону.

     31 июля я подписал Акт о приемки в эксплуатацию нового корпуса училища, где с 1 сентября должны начаться новая жизнь и занятия воспитанников. К этому времени предстояла большая подготовительная работа по оборудованию спальных комнат, учебных мастерских, школьных классов. Нам 10 августа я наметил возвращение всех из летних лагерей.

        За лето почти все учащиеся побывали в увольнение домой и абсолютное их большинство самостоятельно вернулось в училище. Отдельных пришлось возвращать принудительно, благодаря старанию помощника по режиму Кондаурову.

       В республиканской Прокуратуре в отделе по надзору за несовершеннолетними произошло изменение. Вместо прокурора Ивановой, которая оказывала мне юридическую помощь,назначили Алиева, с которым предстояло налаживать деловые отношения. По себе я знал, что новая метла метёт по новому.Между тем,как известно, нервы не восстанавливаются, если на чёрное говорить ,что это белое , и наоборот.Тут со своими детьми не всегда и не сразу удается устанавливать правильные взаимоотношения, а с чужими и подавно. Даже наши дети изредка доводили Галю до слёз, когда терялась власть над ними , и они не исполняли то, что им говорилось для соблюдения порядка и чистоты.

   10 августа благополучно завершилась Суусамырская одиссея. Дома колхозу построили. Надышались оздоровительным чистейшим высокогорным воздухом. Нарыбалились вдоволь и никто не утонул в бурной Караколке. Убегавшие не заблудились и благополучно добирались до домов, где их ждал Кандоуров. Все мальчишки благополучно возвращены в училище.

    Сорок дней и сорок ночей обогатили пед коллектив практическим опытом.каждому показали , кто есть кто, и дали пищу для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.Это бала хорошая трудовая школа и для мальчишек, и для всех работников.Были, разумеется, и недостатки. Однако ни что не учит так действенно , как собственные ошибки, хотя рекомендуется учиться на чужих. Но это, как божьи заповеди, если их и знают, то не исполняют, пока не набьют шишки на собственном лбу.

     12 августа учителя обще образовательной школы вышли на работу после летнего отпуска и начали подготовку к новому учебному году в новых классах. Мастера оформляли новые мастерские, точили столярные инструменты. Воспитатели благоустраивали просторные и светлые спальные комнаты. Учащиеся  осваивали внутренние туалеты. Но не зря я настоял, чтобы был за спальным корпусом сооружен наружный туалет на дюжину очков, потому, что уже к концу сентября пришлось закрыть внутренние туалеты, которые не удавалось поддерживать в должной гигиене.

   Перед августовским учительским совещанием  меня заслушали на заседании наблюдательной комиссии по делам несовершеннолетних при Московским  райисполкоме.,где одобрили и потребовали улучшить учебно воспитательную работу в порученном мне СпецПТУ.