Шестерня
Шестерня
Начиная, этот рассказ об одном из замечательных талантов из многочисленного семейства современных русских Кулибиных, встреченного мною в начале восьмидесятых годов прошлого столетия на тернистом пути военного строительства, не могу, да и не хочу пройти мимо других таких же подвижников, с которыми мне пришлось общаться на жизненном пути. Об этом будет разговор в следующих воспоминаниях.
Тишь и благодать на растворобетонном узле не поднимали настроения, а даже наоборот, создавали предпосылки того, что, вспоминая О. Генри называлось «…жизнь это сплошная мерзость, а человек в ней ходячее зло». Без раствора и бетона нормальная жизнь на современной стройке, тем более военной, замирала. Выражаясь же языком юмориста, превращалась в жалкое подобие страданий и радостей, так как кто-то в этой период безделья и чахлой пародии на работу, млел от ничего не делания, а его организаторы и дело наоборот мучились в поиске выхода из тупика.
- Что- то случилось не рядовое, - понял я не умом, а скорее подташниванием желудка, подходя утром на промбазу участка и не слыша столь знакомого и приятного уху производственника строителя шума бетономешалок. Привычно и обеспокоенно просчитываю в уме всевозможные варианты причин остановки механизмов растворобетонного узла, на фоне предстоящего через два дня запланированного бетонирования монолитных фундаментов многопролетного цеха завода. Подготовка к бетонированию шла уже около месяца и остановка РБУ была очень не кстати.
- Почему стоим? - обращаюсь к старшему ночной смены сержанту Робадзей Николаю.
- Здравия желаю товарищ капитан. Около двух часов ночи неожиданно остановился главный элеватор подачи инертных - озабоченно доложил сержант, глядя на меня усталыми от бессонницы и ответственности глазами.
- Здравствуй Николай. Разобрались в чем дело? Что, за ночь не удалось починить неисправность?
- Полетела ведущая шестерня. Это не типовая деталь. Нужно заказывать на заводе или искать на специальных складах. – доложил сержант.
- Вы ее сняли?
- Да. Разобрали редуктор и сняли шестерню.
- Покажите.
В машинном отделении установки на бетонном полу лежала рядом с ковшами элеватора, снятая с вала редуктора
разрушенная шестерня диаметром около сорока сантиметров,
с довольно необычными зубцами. Деталь действительно была нестандартной формы.
- Очень неприятная поломка, Николай. Через два дня планируем большое бетонирование. А тут такая неисправность. Но лучше уж до бетонирования, чем во время укладки бетона.
- Товарищ капитан. Если будет шестерня, мы за пару часов запустим установку. Можете не сомневаться.
- Вот где ее проклятую взять!
- Значит, Николай делаем так. Я занимаюсь поисками шестерни, а ты со своим отделением займитесь подготовкой к предстоящему бетонированию, которое мы не должны сорвать. Заготовьте все необходимые материалы. Заготовте инертные песок и щебень, а также цемент на весь объем. Сделайте срочно профилактический осмотр и обслуживание всех механизмов и агрегатов. Нужно исключить вероятность других поломок. Проверьте приборы дозировочных весов, а также наличие и механизм подачи пластифицирующих добавок. Подготовьте формы для взятия контрольных образцов бетона.
- Слушаюсь, товарищ капитан.
- Положите неисправную шестерню мне в машину.
Зайдя в контору участка, в первую очередь позвонил главному механику управления подполковнику Вальцеву А.Н. и сообщил о поломке на РБУ.
- Анатолий Николаевич. У меня ЧП. Накрылась ведущая шестерня элеватора, а через два дня, как Вы знаете, начинаем бетонирования фундаментов на заводе. Нужна срочно Ваша помощь. Шестерня какая-то нестандартная. В нашем небольшом городке вряд ли ее найдем. Выручайте.
- А полегче, у тебя Петрович, вопросов нет? Твоя шестерня действительно не типовая. В массовом потреблении ее не найдешь. Видимо, был заводской брак. Придется ее искать на складах конторы материально-технического снабжения (КМТС) Главка или же заказывать индивидуально на завод изготовитель. В любом случае раньше, чем через неделю найти тебе эту драгоценную шестерню я не обещаю.
- Да, Вы что не поняли! У меня же через два дня пойдет большой бетон. Все уже раскручено.
- Давай, для ускорения будем искать вместе. Вопрос не простой. Свяжись с местными предприятиями. В вашем городе есть завод дорожного машиностроения и меланжевый комбинат тоже недалеко. Может чем-то помогут.
Для начала связался по телефону с меланжевым комбинатом. Механики просили подвезти образец. Может, что-нибудь и смогут подобрать. Подъехал сам на меланжевый комбинат как раз в пересмену. Никогда не видел столько одновременно собравшихся в одном месте нарядно и модно одетых красивых девушек и молодых женщин. Количество выходящих и заступающих на смену ткачих измерялось тысячами.
Стоя у проходной в ожидании местного механика, наслушался в свой адрес столько веселых комплиментов, сооблазнительных предложений и озорных шуток, что по - моему, покраснела неоднократно, даже моя зеленая полевая офицерская форма. Как будто побывал на собственных смотринах. К сожалению, механик комбината ничем мне помочь не смог. У них такой детали в запасе не было и изготовить ее у них нет возможности.
Вернувшись, на участок, срочно послал механика участка на завод дорожного машиностроения. По телефону меня заверили, что если ничего не подберут из наличия, то смогут изготовить в индивидуальном порядке. Через два часа позвонил механик и сказал, что в наличии шестерни нет, но завод берется такую деталь сконструировать и изготовить по образцу. Поручил ему, чтобы срочно подготовили смету расходов и счет для оплаты и этот счет он должен привезти с собой. За два дня обещали шестерню сделать
Посмотрев счет за изготовление шестерни, который привез механик, я обалдел. Шестерня стоила более шести тысяч рублей.
- Андрей, а ты счет смотрел? Такой счет нам никто не оплатит. Это же стоимость двухкомнатной квартиры. Откуда такая стоимость, за какую – то паршивую шестерню? – спрашиваю участкового механика.
- Анатолий Петрович! Они расценили ее как индивидуальное изделие. После замеров представленного образца изготовят чертежи. Пропустят через конструкторский и технологический отделы. Рассчитают стоимость, включат в план опытного цеха и запустят в производство. Кроме того у них же накладные расходы около тысячи двухсот процентов. Не то, что мы «жируем» на своих восемнадцати процентах.
- Андрей. Ты хоть понимаешь, что мы не можем себе позволить такую роскошь. Да и бухгалтерия не оплатит такой счет. Давай искать другой вариант. Главное, чтобы через два дня у нас была такая шестерня. Поезди по городу, поговори со своими корешами механиками, может, подвернется какой-нибудь вариант. Можно конечно организовать подачу инертных материалов вручную, но на РБУ для этих объемов бетона, очень стесненные условия, а другие подъемные механизмы применить очень сложно.
В расстроенных чувствах я вышел на площадку перед бетонным узлом к рабочим, устроившим перекур.
- Что Петрович, такой невеселый. Что-то случилось – спросил меня сварщик Павел Давыдов. Он был одним из старейших рабочих нашего управления. Прекрасный слесарь по металлу, агрегатам строительных машин, газо - электросварщик высокого разряда, вообще мастер на все руки.
- Да, на элеваторе полетела шестерня, Павел Сергеевич, а через два дня начинаем бетонирование фундаментов цеха, на котором Вы варите арматуру. А она какая- то заумная, не стандартная, поэтому подыскать ее быстро не удается. Вот голова и пухнет от безвыходности. Не знаю, что тут можно придумать.
- Может ее можно отремонтировать или самим сделать - неторопливо сказал он.
- Отремонтировать, вряд ли. Она похоже сделана из хрупкой стали, типа чугуна и раскололась на части. Да и зубья у нее уже порядком износились. Хотели заказать на заводе дорожного машиностроения, но они загнули такую цену, что нам их предложение не по карману. Пришлось отказаться. А вообще-то посмотрите своим опытным глазом. Может, придет, что-нибудь на ум. Посоветуйтесь с механиком.
- А где шестерня?
- У механика участка Андрея в слесарной мастерской.
- Пойду, посмотрю - и он пошел посмотреть на деталь.
Через час он с Андреем зашел ко мне в контору участка. И еще с порога обрадовал, что ничего хитрого в этой шестерне нет. И он сможет ее во время сделать заново в наших достаточно кустарных условиях. Только нужно кое, чем помочь.
- Что нужно Павел Сергеевич?- с готовностью, спросил я.
- Петрович! Нужен, во-первых, обрезок листового стального проката размером пятьдесят на пятьдесят сантиметров, толщиной двадцать миллиметров. Во-вторых, разрешение начальника первого цеха поработать на фрезерном и сверлильном станках, которые имеются в цехе. Кусок стального проката нужного нам размера у них тоже есть, я сам видел. Со сваркой и газорезкой проблем нет, тут мы сами с усами. Остальные мелочи типа подшипников, крепежных болтов, стопорных шайб и шпонок, подберем у себя или изготовим на месте.
Тут же, как говорят, не отходя от кассы, звоню, хорошо мне знакомому начальнику первого цеха:
- Валентин Григорьевич, привет. Беспокоит Анатолий. Можешь мне помочь в одном вопросе?
- Здорово, Анатолий Петрович! Вы же сооружаете будущее нашего завода. А потом, ты хороший мужик. Тебе всегда рад помочь, за исключением знакомства с моей симпатичной секретаршей, так как она замужем. Что у тебя стряслось?
- Да весь завод знает твою недотрогу, и как ты ее бережешь. У меня вопрос из другого департамента.
- Тогда выкладывай свои проблемы.
- Понимаешь, гикнулась одна деталь на растворобетонном узле, а мы собрались бетонировать через два дня фундаменты на твоем новом будущем цехе. Нужно срочно ее восстановить. Требуется небольшой кусок листового проката толщиной двадцать миллиметров. Он у тебя есть в цехе, видели мои разведчики. И еще. Разреши, пожалуйста, нашим опытным специалистам поработать в твоем цехе на фрезерном и сверлильном станках. Пусть даже под контролем твоих станочников.
- Договорились. Присылай своих ассов.
- Спасибо, Валентин. Ты настоящий друг.
- Взаимно, Анатолий – закончили мы разговор
- Андрей и Павел Сергеевич! Вы слышали весь разговор с начальником первого цеха. Он обещал всяческую помощь. Быстро подготовьтесь и отправляйтесь к нему. Изготовление этой шестерни в срок сейчас ваша приоритетная задача. Держите меня постоянно в курсе дел. Какие еще есть вопросы?
- Петрович! В зарплате не обидишь?
- Дорогой Павел Сергеевич! Вы вспомните за все годы совместной работы, было хоть раз, чтобы я Вас обидел.
- Нет, такого не помню.
- Не беспокойся и на этот раз. Что еще?
- Ещё - продолжал Павел Сергеевич - Вчера вечером во вторую смену, когда мы вязали в котловане арматуру углового фундамента, не мое конечно дело, солдат бульдозерист на отвале грунта, боясь сползти и опрокинутся в четырехметровый котлован резко дернул бульдозер и случайно задел ножом угловую опору разбивочной геодезической обноски. Мне показалось, что она сдвинулась. Надо бы на всякий случай проверить, на мести ли оси стаканов под колонны. Не вышло бы ошибки.
- Ё-моё! Блин! Спасибо Павел Сергеевич за эту крайне неприятную новость. От такой новости не соскучишься и не заснешь. Придется снова срочно проверять всю геодезическую сеть объекта. Плановое положение всех монолитных фундаментов и их элементов, расстояние между конструкциями и нивелировка, то есть проверка вертикального положения всех конструкций. Господи, беда ходит одна за другой. Это теперь мне почти двое суток мерзнуть при этой мерзостно-пакостной погоде под дождем со снегом у окуляров теодолита. Да и для контроля мастеров с нивелиром тоже придется постоять, чтобы не упустить вертикальные отметки.
- Все ребята, разбегаемся. Время пошло. Лично у меня, да и у вас его больше нет.
Вечером на оперативном совещании, еще раз довел до всего актива участка задачу по подготовке к бетонированию фундаментов цеха. Неприятный осадок остался от разговора перед оперативкой с начальником производственно-технического отдела управления. Видимо на ближайшем совещании у главного инженера придется еще раз поднять этот вопрос уже на конфликтном уровне. Как показал производственный опыт, наиболее серьезные по последствиям являются в строительстве геодезические ошибки.
Дело в том, что идя на поводу бухгалтерской и кадровой служб, которые борются за чистоту отчетов, в Управлении до сих пор не было официальной геодезической службы. Соответственно не создана материальная основа геослужбы, а также отсутствует и информационная база. Вся это тонкая и чрезвычайно ответственная работа возлагалась не на профессиональных геодезистов, а на линейных работников и отвлекала их от основной работы, у которых и без этого обязанностей невпроворот. Главное же, геодезическая служба требовала сосредоточенности, собранности и инженерной интеллигентности, без отвлечения на организационные и прочие обязанности, чем богата повседневная жизнь линейных инженерно- технических работников
Утром следующего дня, предупредив всех, я направился вместе с помощником, треногой, рейкой, мерной лентой и теодолитом на строительную площадку. Работу с теодолитом, к сожалению, мне некому было поручить. Из начальника строительства я на два дня превращался в геодезиста. Кто знает, о чем идет речь, тот поймет, что методы и инструмент (ТТ-5) нашего времени, является прадедушкой современным лазерным и цифровым приборам с компьютерной начинкой.
В течение двух суток неподвижно, подобно статуи с веслом, под снегом с дождем, совмещая слезящими глазами в течение многих часов деления лимба с алидадой, я выверял правильность разбивки основных осей здания и вносил необходимые коррективы и расчеты в записную книжку задеревеневшими от холода пальцами. А затем еще около трех часов стоял с нивелиром, проверяя вертикальное положение обносок и фундаментов. Промок до нитки. Об раскисших сапогах и занемевших ногах, я уж не говорю. Дело дошло до того, что суставы распухли и я не мог соединить вместе пальцы рук. Действительно, бульдозерист сдвинул обноску. Спасибо Павлу Сергеевичу, что это заметил и вовремя предупредил меня.
Через два дня, утром, только выйдя из дома, я как музыку услышал приятный гул бетономешалок доносившийся с растворобетонного узла. Это означало, что мужики сделали шестерню и уже запустили элеватор, а с ним и растворо- бетонный узел Пригласил их и сержанта Робадзея в контору.
- Ну, что получилось? Помогли заводчане?
- Как видишь, Петрович. Все работает. Сам проверил. Очень помогли заводские ребята. Начальник цеха сам приходил проверить, как идут дела. Серьезный мужик.
- Утер, ты Павел Сергеевич, блестяще нос целому машиностроительному заводу.
- Встречаются и посложнее вопросы. Обращайтесь. А завод что. Наживаются на чужой беде.
- Как дела Николай? Сделал заодно полную профилактику РБУ? Не сорвем бетонирование.
- Все в порядке товарищ капитан. Шестерня получилась надежнее старой. Спасибо. Павлу. Все подошло. Проверили остальные механизмы. Можно давать большой бетон.
- Я тоже Павел Сергеевич, проверял с твоей подачи геодезическую сеть. Прав ты оказался. Сдвинули обноску. Пришлось двое суток мерзнуть, пока исправили.
- Я же не специально. Неприятно, но лучше во время.
- Спасибо мужики за службу.
Уверенно даю команду на бетонирование.
Павел Сергеевич Давыдов проработал в нашем военно- строительном управлении до выхода на пенсию, У всех, кто был знаком с ним остались благодарные в высоком понимании этого слова, воспоминания, как о человеке слова и дела, скромности и надежности, профессионала с золотыми руками. Мастерство с высоким терпением и творческая изобретательность этого человека не единожды спасали дело в безвыходных на первый взгляд ситуациях
г.Ярославль 2015г.
© Copyright:
Анатолий Ефимов, 2015
Свидетельство о публикации №215112401719