Чемпион

Анатолий Ефимов
                Чемпион

         Где-то в средине тренировки, Николай  Кузьмич, тренер нашей   группы по спортивной гимнастике, подошел ко мне со словами:  « Анатолий, подойди к капитану  команды  по тяжелой атлетике.  Он с вашего инженерно – строительного факультета и хотел  с тобой поговорить. У них тренировка будет на помосте в этом же корпусе сразу же после нашей.  Ты его знаешь? ».
-  Да, знаю.  Володя,  с  четвертого курса.
-  Хорошо.  Так, не забудь, пожалуйста.
      Об этом разговоре я вспомнил во время прогулки с супругой Ниной по парку  имени Юрия Гагарина, что расположен в живописном сосновом  лесу с гранитными карьерами  с прозрачной водой на окраине города  Челябинска при посещении родного нам обоим Челябинского политехнического института (ЧПИ), теперь уже Южно-Уральского государственного университета (ЮрГУ), по случаю 53-летия выпуска.  Нас очень заинтересовал новый, построенный уже после нас целый спортивный городок с большим спортивным многофункциональным комплексом, который органически вписывался в окружающий лесной массив.
-  А  помнишь, Нина, основные   занятия проходили  в центральном и правом корпусах института. Еще тогда мы его достраивали, а спортивные тренировки,  в тоже ещё недостроенном лабораторном корпусе инженерно-строительного факультета.
     За лабораторным корпусом на опушке леса, рядом с вашим первым студенческим общежитием, находилось тогда большое кладбище отечественной и трофейной  военной техники, собранной непосредственно с фронтов во время войны.  Видимо она направлялась на переплавку на Челябинский металлургический завод(ЧМЗ),  а  разворотливые  офицеры  фронтовики  с военной кафедры, которой руководил генерал Шаров, позаимствовали ее там, как экспонаты  для учебы. 
      Тут были тяжелые орудия, наши  Т-34 и ИС-5, немецкие тигры и пантеры с пробитыми корпусами и башнями, истребители и бомбардировщики Ту-4,  а также другая техника. Впечатляли огромные рваные отверстия от артиллерийских болванок в много сантиметровой танковой броне. Постоянно, несмотря на запреты по этой когда-то смертельно опасной технике ползали городские ребятишки, да и мы студенты младших курсов тоже не прочь были полюбопытствовать в кабине  настоящего фронтового бомбардировщика.
  -   Конечно,  Толя помню.  Наш курс  в то время учили по новой методике, чтобы привить вчерашним десятиклассникам и не только, трудовые  навыки непосредственно на стройке на рабочих местах. При  такой форме обучения студенты дневного отделения с утра работали по  шесть часов в производственных бригадах строительных трестов на строящихся объектах города, а затем в течение  шести часов занимались в институте. Плюс дорога из дома на стройку и обратно, а вечером в институт  и после занятий уже ночью домой. И так пять дней в неделю. В субботу, правда, только были занятия в институте.
-    Как только у вас хватало сил все это вынести.  Слава Богу, умники в Правительстве ограничили этот дикий эксперимент только вашим несчастным курсом. Наш выпуск и до нас, а также после вас,  учились все по классической схеме.
-  Очень Толя,  уставали.   Домой и в общежития возвращались уже около полуночи. Полусонные и усталые до изнеможения, после короткого ужина,,  пытались подготовить задание на дом и очередной курсовой проект, чтобы утром в восемь часов уже снова быть  на объекте  -  с  грустью вспоминала Нина.
  -  Представляешь, каково быть семнадцатилетней девушке в бригаде каменщиков на лесах, на морозе и  сквозняке  целый день подавать на стену тяжеленной лопатой раствор и делать забутовку кирпичом. Да еще при этом успевать подавать кирпич ведущему каменщику. Ты, обратил внимание, что у меня указательный палец на правой руке деформирован? Его раздавило крюком  стропы башенного кран, когда я принимала ящик с раствором. Было очень больно. И спина постоянно дает о себе знать даже сейчас. Мы же были очень добросовестные. До сих пор ужас берет, когда вижу носилки с кирпичом. А мы же их таскали. Почему-то никто не запрещал нам это делать, хотя девушкам такие тяжести носить нельзя.   
      Девчонки постоянно хотели спать.  В автобусе, на лекциях, в крытых грузовых машинах по дороге на стройку, даже в бытовках в перерывах на работе засыпали постоянно как сонные осенние мухи от перегрузки и хронического недосыпа. Кроме того, на Урале зимой очень холодно и дни  короткие. Жили, словно ночные совы. Зачем и кто устроил такое мучение для нас. Студенчество, ведь такой веселый период молодости. А мы жили как рабы на галерах. 
- Какое-то равнодушное  бессердечие, по прихоти  чьей-то волевой ошибочной идеи. Разве можно было так экспериментировать   над живыми  людьми, ради мнимого беспокойства об их будущем профессионализме. Мы-то сегодня знаем,  сколько нужно съесть  каши и протопать ножками по стройкам  в добавление к студенческим познаниям, чтобы стать профессиональным строителем.   Кажется, это было, после прихода к власти Н.Хрущева.
-  Многие не выдерживали и бросали учебу. Притом, способные ребята. За каждым из них были надежды, а скорее потерянные мечты их и без того обездоленных родителей и  неосуществленные собственные планы и желания. А какими изобретательными были  последние штрихи этого странного  решения?
-  Что могло еще быть хуже?
-  Если забыл, то  вспомни,  пожалуйста,  как и почему я сама приезжала  к тебе выходить замуж  в г. Рыбинск,  где ты тогда служил лейтенантом. Видимо,  чтобы ты не передумал и не сбежал!
- Нинок не обижай. Я и не собирался передумывать. У нас же с тобой было все договорено раньше.  Я же  сделал  тебе предложение, но меня не отпустили осенью в отпуск, так как нужно было сдавать в эксплуатацию один очень  серьезный объект.
- То, что офицера  не отпустило  в отпуск на собственную свадьбу его строгое и одновременно черствое военное начальство, это одна сторона вопроса. Но есть и другая.
-  Напомни  уж заодно и другую.
- Это был завершающий аккорд нашей учебной экспериментальной симфонии. Нам,  при выпуске не выдали дипломы об окончании института с присвоением звания инженер-строитель.  Он выдавался только через два года при получении институтом  с места работы выпускника справки и положительной характеристики. Видимо, чтобы мы не сбежали досрочно из-за отсутствия социально бытовых  условий.
-  Какой ужас. Это надо же такое придумать?
-  Нас лишили даже этого праздника и сделали заложниками во имя чьей-то идеи. Так обидели. Не дали даже законно заработанные нами дипломы. При этом, мы не только добросовестно учились, но одновременно и мужественно работали на стройках. Дали вместо дипломов какие-то справки об окончании института, как заключенным об отбытия срока заключения.
-  Прости, Нинок, что так неуклюже напомнил тебе о неприятном.
-  Мы решили с тобой пожениться, но ты не приехал из-за своего «важного» объекта. Тогда ещё не было сотовой связи и я не смогла с тобой связаться, а у нас началось распределение по местам будущей работы. Если бы я была уже твоей женой, то меня бы просто распределили по месту жительства мужа, в противном случае меня направляли на неизвестно какие  кулички. И мне пришлось бы крепко и долго покрутиться, чтобы переехать оттуда к тебе.  Причем, смену места работы необходимо было осуществить при отсутствии диплома. А как быть со справкой и положительной характеристикой  в этой ситуации, я не знаю.
     До сих пор я вспоминаю квадратные глаза  начальника  вашего отдела кадров, когда при оформлении на работу, как молодой специалист предъявила ей вместо диплома  справку об окончании института.  А ваш главный бухгалтер, вообще, даже попытался начислить мне подъемные из расчета  суммы студенческой стипендии на последнем курсе -  подытожила свои воспоминания Нина.
      Мы  с теплой грустью оба рассмеялись над  перипетиями первых лет нашей супружеской жизни и терпеливом  становления молодой семьи офицера строителя в то далекое время. Вспомнили, как без предупреждения неожиданно, Нина приехала  ко мне в г.Рыбинск в конце года выходить замуж и никак не решалась объявить мне причину такой  ее необычной для девушки инициативы.
-  Конечно, я бы никогда не решилась на такую авантюру, если бы мы не любили друг друга и я не была уверена в тебе,  и что ты все правильно поймешь. – сказала Нина, открыто посмотрев на меня. 
    И это была правда.  Мы обнялись и расцеловались, чтобы успокоить друг друга. Лучшим подтверждением  правильности,  сделанного тогда в молодые годы,  была наша золотая свадьба, на которой присутствовали кроме многочисленных друзей наши дети и внуки.   
    
      Итак, тренировки нашей группы по спортивной гимнастике проходили в главном пролете недостроенного лабораторного корпуса. Прессы и другое тяжелое оборудование еще не поступили и ввиду отсутствия помещений для спортивных занятий, тренировки спортивных секций проходили временно в большом пролете  на кафельном полу,  при достаточно прохладной температуре воздуха, так как  газ в то время   еще не был подведен. Здания института в тот период, мягко говоря  экономно отапливались от местной котельной  на угле.  Мы постоянно таскали по полу тяжеленные огромные маты обшитые дерматином в места, где были установлены гимнастические снаряды  по мере смены упражнений. 
     Тренировались одновременно мужская и женская группы по спортивной гимнастике, баскетболисты, прыгуны в высоту  и в торце зала на толстенном деревянном настиле секция тяжелой атлетики со своими штангами, гантелями и гирями. Мы без особого интереса смотрели на  сизифов, без признаков интеллектуальности, труд  штангистов, но зато, молча, восхищались спокойствием, работоспособностью и терпением на их лицах. Грохота от них было много. 
   То ли дело было смотреть на тренировки девушек гимнасток.

    Володя, Привет. Есть какие-то вопросы? – спросил я, подойдя в конце тренировки к капитану тяжелоатлетов.
-  Здравствуй – ответил Владимир, утирая со  лба пот после очередного упражнения.
-  Толя. Как ты уже знаешь, идет общеинститутская олимпиада.  Через неделю будет первенство по тяжелой атлетике. 
-  Ну, а мы – то, гимнасты тут причем? У нас первенство будет только  ближе к весне.
-  Вы тут действительно не при чем. Дело в том, что по условиям соревнования каждая команда обязана выставлять спортсменов всех категорий.  От  легчайшего, до тяжелейшего веса. При отсутствии спортсмена нужной
категории команде автоматом зачисляется  минус, то есть, говоря по - простому, ставиться баранка.
-  Володя, не пойму я что-то тебя. Чем я тебе могу помочь?
-  Анатолий,  все очень просто.  У нас в команде нет «мухача», т.е. спортсмена легчайшего веса. Дырка нам тоже не нужна. Короче, ты со своей комплекцией нам можешь подойти, чтобы выступить в составе нашей команды в легчайшем весе.  Тем более, ты с нашего факультета.
-  Ты что смеёшься? Да я же к твоей священной штанге даже не знаю, с какой стороны подойти. Я уж не говорю,
что мой вес будет видимо, полегче вон того диска, - и я указал на большой металлический блин от штанги, лежащий на помосте
-  То, что ты сказал, не имеет ровным счетом никакого значения. С какой стороны и как подойти к штанге мы тебе покажем. Главное, тебе будет нужно запомнить несколько правил и  деталей, обязательных при проведении соревнований по  тяжелой атлетике.
-  Но почему, скажи, Володя честно,  вы выбрали меня для осуществления своей авантюры.
-  Все очень просто и здесь нет никакого секрета.  Ты по своей комплекции подходишь под категорию легчайшего веса. Кроме того, как у Твардовского, «ладно скроен, крепко сшит», видимо тебе с детства пришлось много трудиться.  У тебя развитая и крепкая мускулатура. Это то, что у нас требуется.  И на тренировках ты не  «сачкуешь».
- Но, у меня же нет навыков.  Я опозорюсь сам и подведу вашу команду.
-  Не бойся. Мы разведали, что у наших соперников тоже  проблема с «мухачами». Думаю, что им баранка  грозит больше, чем нам. У них же нет такого резерва, как у нас -  и  Володя ободряюще обнял меня за плечи своей огромной ручищей.
-  Главное, Толя, не суетись и при выполнении упражнения не допускай резкости, осторожно и без лихости назначай следующий вес.  При этом не нужно  рисковать. При малейшем сомнении или затруднении более высокий вес не назначай, чтобы не было срыва и не покалечиться.   
    Предварительно, мы с тобой отрепетируем  доступный для тебя вес для каждого упражнения, который ты не должен превышать. Даже оставим для случая некоторый резерв. Мировой рекорд нам не нужен. Нам нужно, чтобы ты выполнил все три упражнения и нам не поставили баранку. Детали и технику выполнения каждого упражнения разберем непосредственно на тренировке.
     Не откладывая в долгий ящик, я остался на тренировку тяжелоатлетов и они мне в течении  двух часов показывали и рассказывали особенности и правила их  «железного»  вида спорта. После беседы  я лично для себя свел все особенности этого вида спорта в следующий перечень:
-  в перечень упражнений входят: рывок, толчок и жим,
-  итоги подводятся отдельно по каждому упражнению и по троеборью в целом,
-  перед соревнованиями не объедаться, чтобы уложиться в вес  «мухачей», но поесть нужно калорийно,
- очередное повышение веса для следующей попытки назначать по минимуму.
-  во время остановиться, если штанга поддается с трудом,
-  соблюдать правила и технику выполнения упражнений,
-  корректно вести себя на соревновании и с судьями.

   Ребята штангисты с удовольствием и душевностью взяли надо мной шефство, понимая, что я тоже расположен им помочь, а лишняя баранка их команде никак не была нужна. Детально отработав подход и отход к   штанге, мы изучили поэлементно технологию рывка, толчка и жима и приступили к подбору доступных для меня нагрузок.
    После многократных подходов были определены веса, выше которых я не должен   делать попыток. Владимир посчитал, что больший вес нам просто и не нужен, ввиду отсутствия, по его мнению, подходящих соперников.  Для закрепления навыков мне пришлось еще один раз остаться на тренировку штангистов после наших занятий.
   В назначенное время в лабораторном корпусе собрались вокруг помоста участники соревнований по штанге, судьи и немногочисленные болельщики, а также присутствующие в зале спортсмены из других групп. Судьи проверили заявки капитанов команд на участие в соревновании и списки участников от каждой команды по весовым категориям. Затем, после взвешивания спортсменов провели жеребьевку очередности выступления команд.  После проведения организационной части  начались сами соревнования. Спортсмены выступали не в эффектной по современным меркам форме,  а учитывая то время в обычных хлопчатобумажных тренировочных костюмах. Правда, сверху надевали широкий предохранительный пояс. Как обычно первыми выступали представители легчайшего веса
    Ко мне после взвешивания подошел Владимир: «Анатолий, как я и считал, спортсмены  легчайшего веса имеются только у четырех команд.  Остальные команды ими не укомплектованы и будут выступать без них».
-  Значит, соперники у меня все-таки есть.?
-  Да.  Двое из них тоже не штангисты, а двое тренируются в секциях штангистов на постоянной основе. Вот с ними тебе и придется соревноваться.
-  И кто же они?
-  Я их видел.  По–моему, послабее тебя, но они профессиональнее. Значит,   все покажут соревнования. Ты только не волнуйся и делай все так, как договорились.
-  Хорошо, поборемся.
-  Я буду рядом, если что, подскажу что делать.

      Действительно, двое ребят при первых же попытках не справились с начальным весов и сошли с помоста. Основное состязание продолжалось уже между нами тремя Ребята  оказались коренастыми подростками повыше меня и владели техникой более уверенно, чем я. По мере наращивания веса штанги,  мы трое поочередно, согласно жеребьевки, пока справлялись с грузом и неумолимо приближались к  отметке установленной Владимиром и мной на промежуточных тренировках.  И наконец, все трое осилили этот условно предельный для меня груз.
      При очередном повышении груза я посмотрел на стоящего в стороне Владимира, как бы мысленно спрашивая его мнение. Он махнул мне рукой, что уже достаточно и баранки нам  не будет, а впрочем, поступай как считаешь возможным. Уже с напряжением, но вес я осилил.  Труднее было при выполнении жима. Один из соревнующихся не осилил груз при рывке. Подвела левая рука.  Нас осталось двое.  Следующий вес был поднят на два с половиной килограмма. С большим напряжением мы оба осилили веса в трех упражнениях.
     Но мы конечно, в конце состязания уже прилично устали. Было порядка, шести повышений веса на каждом упражнении, да сказывалась и эмоциональное напряжение.
Боковым зрением почувствовал, как машет мне рукой Володя, чтобы я не  надрывался и заканчивал соревнования.
    Николай, так звали моего, соперника назначил новый вес, который взял только со второй попытки. На жиме, повышенный вес я тоже смог взять только со второй попытки. Мелькнула подленькая мысль заканчивать эти игры, которые мне, в конечном счете, ни к чему. Но во мне уже проснулся вирус состязательности. Вспомнились многократные детские и юношеские самостийные и официальные соревнования в беге, в беге на лыжах, прыжках в длину и высоту, в плавании, подъеме гири,  подъеме на перекладине, лазанию по канату и другие, на которых мы добровольно выкладывались из последних сил, чтобы занять достойное место
      Как в живую, перед глазами встала картина гонки верхом на конях по проселочное пыльной дороге в детстве.
Дух состязательности увлек не только нас пацанов, но и сами лошади, несмотря на усталость от работы, прижав уши, без кнута и хворостины скакали галопом на пределе своих возможностей, стараясь обогнать соседей и вырваться  в лидеры гонки. Для меня еще тогда  стала загадкой эта страстная сторона характера живых существ на уровне безусловного рефлекса.  Главное, победить.
     Видимо, с таким чувством я снова вышел на помост и совершенно уверено с первой попытки осилил очередные установленные веса во всех трех упражнениях.  Появилось какое-то седьмое дыхание, собранность и желание   идти
только вперед. Николай, похоже, не отмобилизовался на дальнейшую борьбу и не справился со штангой.
     Я поднял глаза и посмотрел на нашу команду штангистов, которая стала мне  за этот короткий период уже родной. Ребята улыбались,  хлопали меня по плечам и спине своими мозолистыми руками в магнезии и радовались моей и одновременно своей   победе.  Владимир с высоты своего роста поздравил  меня, подняв большие пальцы раскинутых вверх  рук, тоже улыбаясь до ушей. 
     И эта располагающая,  искренняя признательность моих грубоватых на первый взгляд новых друзей, была для меня дороже чемпионской грамоты, которую мне вручил на этом же помосте после соревнований руководитель соревнования.  А тяжелая атлетика с тех пор стала для меня очень уважаемым до сих пор видом спорта.


                октябрь 2015г
                г. Анапа