Солярис - как индификация душевного человека

Игорь Смольников
Солярис - как индификация душевного человека.

Статья в работе...

      Недавно в одной из бесед с друзьями о душе человеческой промелькнуло слово Солярис, вышедшего из под пера замечательного фантаста в 60 годах прошлого века. Время летит и его не остается, чтобы припомнить и написать несколько строк в честь человека под именем Станислав Лем.
      Человек, созданный из материи и души, который называется подобием Божием, в дальнейшем своем  поступательном проявлении должен стать образом Божием, то есть человеком Духовным, рожденный Свыше.
Персонажи замечательного произведения Станислава Лема не относятся к людям Духовным, поскольку Автор Соляриса не был человеком традиционно верующим в того бога, которого ему предлагали различные религиозные конфессии. Будь он верующим, вероятней всего не было бы написано подобное произведение, как Солярис. Также Лем не был и страстным материалистическим поклонником современной техногенной цивилизации, о которой свидетельствуют его критические, порой язвительные  статьи на эту тему.
 
      Лем напоминает человека, живущего по совести и истине, как он их понимает и тайно в душе своей верит в "бога". Но не доверяет его ученикам и последователям, которые хотят наставить Автора на путь истинный, а не добившись этой цепи решают запретить ему свободолюбивые мысли.
      Подобных примеров предостаточно и они как обычно происходят между людьми религиозными и людьми интеллектуально продвинутыми. Наш век не отличается исключением, скорее это противостояние обострилось в наше время.
      
Но, что отвечает на это Сам Учитель? А Он говорит: Не запрещайте; ибо кто не против вас, тот за вас Лук.9;49-50. 
   
      Таким образом, получив подобную индульгенцию и освободившись от религиозных и научных пут, Автор пускается в свободное плавание,  придуманного им Океана, под названием Солярис. Не будет большим грехом если мы предположим, что Солярис становится неким божественным проведением, для Автора, как и покажет будущее.
      Фантомный Солярис - Океан представлял из себя водную субстанцию, косвенно напоминающую читателю о библейской легенде; что все живое произошло и явилось  из воды. Изредка, на глади этого Океана появлялись некие структурные образования Мимоиды и Симмитриада, которые со временем исчезали и вновь появлялись, ничего не говорившие о разумной развивающейся жизни. На планете находилась небольшая орбитальная станция, удаленная от Земли на изрядное расстояние с несколькими исследователями. Работа по изучению Океана заканчивалась и дело шло к закрытию и свертыванию станции.
      Но в последний момент, вдруг как бы случайно происходит нештатная ситуации, задуманная Автором, как "подарок", для собравшихся покинуть станцию.
Вот этот "подарок", данный, как бы на благо и повлек за собой цепь непредвиденных, роковых потрясений, страхов, ужасов и фантомов, доводивших наших героев до самоубийств. Этот "подарок" от Автора имел в виду далеко идущую цель, которая незамедлительно стала проявлять себя.

      Так что же произошло?
      И с чего это началось?
      
      А началось все это с появления "Гостей". Гостей необычных, тех которых хорошо знали и встречали на Земле наши персонажи. Только, вот любопытно, что все эти "гости", как бы восстали из мертвых! И имели уже тела более универсальные, чем прежние с одним существенным недостатком. Они нечего не помнили о своих жизнях, в отличие землян. Они не были клонами или двойниками в привычном понимании, ибо имели разум и речь.
 
      Итак, вместо жарких объятий и радости по давно усопшим женам, родителях и просто друзьям наши ученные мужи были озадачены и сразу бросились исследовать, препарировать и расчленять реально ощутимые тела, пытаясь выявить скрытый в них подвох, что не могло сказаться на "гостях", противящихся подобным опытам. Земные персонажи Автора не в состоянии были дать верную оценку и причину происходящему, пытаясь найти их в "гостях", забывая как всегда обратить внимание на самих себя. В пылу борьбы за прогресс в построении "Рая" на Земле, освоения Космоса земляне они достигали несомненно достигали больших успехов, но при этом топтались на месте в культурном развитии, переоценивая свои возможности, утрачивая простые человеческие качества и практически становясь заложниками своих злоключений.
      Эту особенность нашего времени и хотел отразить Автор.
Восстановить "гостям" через человека потерянную память и вернуть землянам свою память, утерянную во времена погони пресловутого прогресса.   
       Практически все персонажи произведения были людьми душевными, а не Духовными (о которых упоминалось выше). И все они так или иначе были подвержены заблуждениями и нравственным проступками и уходя в открытый космос они несли вслед с собой свои душевные несовершенства, которые в последствии служили им неким укором и совестью, своеобразным страшным Судом.
       Для этого и появился Солярис со своими "квартирантами" и приглашенными "гостями", чтобы не допустить произошедшего, а это значило;   возвратиться в Прошлое, исправляя Настоящее и продвигаться в Будущее. ( то есть из материального тела, пройти путь душевного человека и стать человеком Духовным ).  Другого варианта просто не существует.
       Мудрый Автор оставляет открытым вопрос о Солярисе не давая ответов. Да и задача Автора касалась только указать причины произошедшего.
А решать должен уже читатель!
       А для его остается только предположить, что станется с героями этого романа - предупреждения? Или написать свой сценарий Соляриса, как это сделали некоторые кинорежиссеры.
 
Но нас все равно по прежнему будет волновать судьба наших героев. Найдут ли они мир и согласие на придуманной планете под названием Солярис?

P.S.
Заметки от читателя:

       Солярис - это Земля (колония) на которой происходит процесс развития и становления человека плотского, душевного в Духовного.
Поскольку его развитие зависит от постоянного противостояния Света и тьмы, Добра и зла, которые ведутся во имя вечного мира, через вечные войны, то этот мир обречен. Потому, как есть определенная черта, ограниченная временем, природными, энергетическими и многими другими причинами.
       Задача человека состоит в том, чтобы без болезненно и с наименьшими потерями перейти в Новый Духовный мир.  перейти   
               

Комментарии С.Лема:
   
 «Солярис» (СССР, 1972) — реж. Андрей Тарковский. Экранизация романа
    «Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот.

    «Солярис» (США, 2002) — реж. Стивен Содерберг.
    Содерберг сделал «Солярис» — я думал, что худшим был «Солярис» Тарковского…
 Я не предполагал, что этот болван, извините, режиссер, выкроит из этого какую-то любовь, это меня раздражает. Любовь в космосе интересует меня в наименьшей степени. Ради Бога, это был только фон. Но я все-таки человек достаточно воспитанный. Поэтому не набросился на этого Содерберга, это не имеет смысла. У меня была стопка американских рецензий, и я видел, что все старались, потому что Содерберг известен, исполнитель главной роли очень известен, и поэтому на них не навешивали всех собак… Кроме этого, автору как-то не положено особо возмущаться, ну не положено.