Заметки нерадивого прихожанина

Сергей Левитов
Однажды мы с приятелем вышли из храма после довольно долгой службы и он сказал мне:
- Такое ощущение, что ты был не в церкви, а мешки таскал. Неужели ты не наслаждаешься службой, ведь это же прекрасно.
Я ответил, что мне действительно тяжело стоять.
- Зачем же ты стоишь? Ты что, как бабушки, чтоб только отстоять, мол, зачтется?
Я ответил:
- Именно так. Я воспринимаю это как тяжелую, но необходимую работу.
Приятель хмыкнул и на том наш разговор закончился.

Было это в городе Энгельсе в 1998, кажется, году. А сейчас я вспомнил этот короткий разговор и подумал, что тут есть о чем поразмышлять.

Первые пять минут стояния в храме, когда только пришел: свечки, момент службы какой? – приятны. Затем чувство: ну вот, все посмотрел, выяснил, - пора и выходить. Так нет, надо до конца достоять - и возникает отчаянье.
Только через 40 минут стояния и борения с самим собой начинаешь ощущать облегчение и даже невесомость. И в голове тоже приятную невесомость.

Но через 50 минут начинает болеть плечо, потом шея. Ноги само собой. Вот что странно: ноги без движения по всем медицинским правилам затекают, кровь обращаться должна, а она застаивается. Но я заметил, чем меньше ты переступаешь, ходишь по храму, тем больше ты можешь выстоять. Вообще правило такое: пришел, встал на одном месте и стой. Если выйдешь покурить, считай, испортил полдела, надо начинать стояние заново.

Я знал двух отцов Виталиев (из разных епархий и не знакомых друг с другом, может, все Виталии таковы, не знаю), которые были рекордсменами по быстроте службы. Литургию они совершали за 45 минут. То есть, уже получил облегчение (не рискую назвать благодать), и еще не устал – и служба закончилась. Абсолютный комфорт! По мне, надо бы еще полчасика, чтобы все-таки плечо заболело …

Но в конце службы вдруг начинают раздражать прихожане, стоящие рядом. То толкнет кто-нибудь, то замечание сделают. Или девушка в короткой юбке встанет впереди, или просто красивая девушка сбоку отвлекает внимание. А то - страшная бабка с бородавками.

А если ты долго ходишь в один храм, то на тебя постепенно начинают смотреть выжидательно: мол, в священники собрался, или просто больной… Это тоже раздражает.