На стройке

Пинчук Максим
А вы уверены, что это необходимо? Знаете, дожил до 29 лет, а никто меня на камеру не снимал, вот до этой самой минуты. А ведь я не в пещере жил.

С чего начать? В том году я работал на этом объекте прорабом, мы прокладывали все сети: воду, каналию, электричество тянули, всё практически, кроме газа…

Я вообще хочу, чтоб без происшествий всяких, но в этой работе по-иному не бывает. Я ведь порядок люблю, чтобы все и всё на своих местах были, понимаете?
А тут сцепился я с одним. Он у нас большую бригаду узбеков держал, сам тоже узбек…так вот неделей раньше, его бригада закончила разбирать завалы пней, деревьев поваленных. У них срок был 2 недели, а они три провозились. Ну, я им 20 процентов с месячной зарплаты и урезал, начальник участка в отпуске был, а генеральный директор мне карт-бланш дал, прямо так и сказал: «Будут косячить, срезай, на нужды фирмы пойдет». И кстати слово сдержал. А я как мимо не иду, у них все время перекур! Окей.

Так вот. Сидит их главный напротив меня, весь такой вежливый…почти в два раза меня старше, а сам на Вы обращается: «Сергей Геннадьевич, ну со всеми бывает, что так сразу?». А я говорю: «Да я и не сразу! Я тебе всю прошлую неделю говорил…поторапливаться надо, а ты и трубку-то не всегда брал». А он завел свою шарманку: «У нас большие семьи, большая ответственность, на этих мужчинах все держится – дети, жёны». А сам на встречу приехал на здоровенном таком внедорожнике! Почти как у нашего генерального! Ну, говорю, в следующий раз, будете еще ответственней!

Но ведь Вас не это интересует, да? Коля… Да? Коля. Честно говоря, его настоящего имени я не знаю. Мы всех узбеков русскими именами называем, да они сами так представляются. Федя – это Файзулла, Шурик – Шухрат…в таком духе.

В общем, было у нас несколько бригад, и Коля входил в бригаду поменьше, их всего 5 человек, а их старшой с ними же и работал.

Подхожу я как-то к траншее, где они землю разравнивали под трубы. Этот Коля сидит. Все работают, а он сидит. Меня увидел, подскочил, за лопату схватился. Окей.
Минут через сорок возвращаюсь после обхода – опять сидит.
Я говорю: «Встал! А ты не оборзел ли случаем, а?». А он по-русски ни слова ни понимает, и все косится на старшего. И я ему уже говорю, указывая на Колю, «Последний раз, дальше сам знаешь что».

После обеда подхожу к траншее…Сидит, развалился, ноги растопырил! «Ну, говорю я спокойно, собирай чемоданы». Тут он как схватился за лопату и давай ею землю вскапывать, как сумасшедший, по-русски не понимает, но про чемоданы понял! Ведь для них это конец всему, понимаете… Простому работяге вернуться домой без денег – это финиш. А зарплата уже через несколько дней. Он копает, а сам лицо скривил, мол, пожалуйста, говорит, не надо, не домой, не домой! И так яростно работал, что я думал, он сейчас лопату бросит и начнет руками землю вскапывать.

Не знаю…жалко мне его стало. Но и закрыть глаза на это я не мог, ведь перед всей бригадой сказал, что это было последнее предупреждение. Поэтому отложил решение до вечера.

Иду в прорабскую. А перед глазами лицо этого Коли. Знаете, чем-то он мне отца напомнил, не то чтобы прям похож, а общие черты есть: добрые карие глаза, кудрявые волосы…

В половину восьмого стук в дверь. Заходите. Заходит Коля, а следом за ним… «переводчик» - узбек из другой бригады, смышлёный такой, и по-русски хорошо говорит, и чертежи читает, хороший парень. Говорит Коле по-узбекски: «Показывай».

Он приподнимает левую штанину рабочих брюк. Меня аж передернуло всего. Прямо на голени красно-желтое месиво, с уже отлипшим бинтом, который пропитался этой кровавой желтизной.
Как это произошло, спрашиваю. Переводчик рассказывает: «Неделю назад маленький трактор ковшом
задел». Ничего себе, говорю, задел. Ну а дальше что? «Их старший бригадир не даёт зарплату уже за три месяца, так…по 5 тыщ дал на еду и хватит, а нога, говорит сама пройдет». Ага, говорю, далеко пройдёт, ты уже штанину-то опусти, говорю. А Коля стоит и не понимает, что конкретно мы говорим, он только и делает что кивает на каждое слово переводчика. Я спрашиваю, кто их бригадир-то, тот, что вместе с ними работает? Как его там? «Тургун», - говорит переводчик. Коля услышал имя и повторил «Тургун».

Настал день зарплаты. Начальник участка еще был в отпуске, поэтому зарплату выдавал я, первый раз, кстати. Во внутренних карманах почти миллион. В тот день из прорабской я даже в туалет не выходил.
Ко мне зашел прораб подрядчиков. Про себя я называл его Саня-раз-два, потому что когда он нервничает, он повторяет все фразы по два раза, хороший парень. Я вкратце рассказал про случай с Колей и в заключение говорю: «Странно, я думал, буду выдавать деньги каждому рабочему лично, а не их старшим бригадирам, ведь некоторые из них даже не работают, а приезжают только в день зарплаты». Саня отвечает: «Уж не знаю, кто завёл этот порядок, но это удобно. Нам меньше возни, да и они там сами разберутся». А ты знал, говорю, что они своих же соотечественников до нитки обирают? А он говорит: «Да, бывает и такое, но раз они согласны с этим, то все впорядке. Я, говорит, так считаю, что если люди с чем-то мирятся, значит, их это устраивает, по-другому и быть не может». А я всё не могу успокоиться: «Ты бы видел ногу этого бедолаги, там скоро черви заведутся, да его чисто на рыбалку можно брать…раз (тянется рукой к ноге), нанизал на крючок, и оп! Ловись рыбка большая и маленькая.
Если ему не помочь сейчас, у него ж заражение крови будет, а что если уже? В этой бригаде я дам каждому зарплату лично. Саня занервничал. «Знаешь, Серёга, на твоём месте я бы не лез…я бы не лез. Кто знает, что у них там на уме, у траншеи тебя подкараулят, или после работы, по голове, и до свиданья…до свидания. Не ты эти правила создавал, не тебе их нарушать…не тебе».

Когда он вышел из прорабской, мысли как-то не клеились, всё пытался собрать их в кучу – безуспешно. И тут. Мне вспомнился случай, который я видел в одной из криминальных хроник. Там один парень отрезал уши другому, предварительно напоив его снотворным, просто за то, что тот без спроса надел его зимнюю куртку. Они снимали вместе квартиру, вроде даже были друзьями. И вот настали первые морозы, и чтобы не простудиться он взял и напялил куртку своего приятеля. Это был дурацкий поступок, не спорю, я сам не люблю, когда берут мои вещи без спроса…но я не отрезаю за это уши! Вот, Вы – следователь, верно? Наверняка, вам попадались такие п-п…персонажи. Что ими движет вообще?

Короче…после обеда я начал выдавать зарплату. Первым зашел бригадир, которому я срезал 20 процентов. Уже по тому, как он пересчитывал деньги, теребил пуговицу своей бардовой рубашки, я понял - себе он ни в чем не откажет, он возьмёт ровно столько, сколько берёт каждый месяц. Потом зашло еще два бригадира, настала очередь Тургуна. Его имя я запомнил. Да, да, запишите. Тур-гун.

Ну, я и прикинулся дурачком. А где, говорю, твои люди, я же зарплату сегодня выдаю. Он уставился на меня своими глазами мертвого голубя. Я, говорит, передам. Да ладно, отвечаю, вас всего пятеро, я разберусь с этим, тем более, мне нужно, чтобы каждый расписался за получение в специальном журнале. Он поднялся, через минуту зашло 5 человек, включая хромающего Колю. Я выдал зарплату первым трём узбекам, а Коле отдал зарплату Тургуна и самого Коли. «Слушай меня внимательно, Тургун, дорогой мой, друг. Ты получишь свою зарплату тогда, когда отдашь всем этим хлопцам то, что им причитается. Ты меня понял?». Глаза мертвого голубя опять вперились в меня. Он ничего не ответил, просто вышел из прорабской.

На следующее утро на моём столе лежало два пакета фруктов и бутылка водки. Рядом стоял Коля. «Отпуск. Дом. Я не был дом 10 месяц», - он вопросительно посмотрел на меня. «Спасибо за фрукты, можешь лететь домой, деньги у тебя теперь есть, но в первую очередь к врачу, понял? Доктор. Айболит. Хех, даже если он не понял мою фразу полностью, все, кто родился в Советском Союзе, знают кто такой Айболит. Он улыбнулся, поправил кудрявые волосы и, прихрамывая, вышел на улицу.
Но сюрпризы в тот день не закончились. Приехал наш генеральный и говорит: «Ну что Серёга! В офисе не хватает рабочих рук. Справишься?».


Прошло полгода…а может чуть больше. И вот едем в машине генерального на совещание с заказчиком, как раз на этот объект: я, уже немного в другом качестве, слева от меня главный инженер, на переднем сидении технический директор, за рулем, естественно, генеральный. И они обсуждают отчеты, графики финансирования, техпланы, а у меня в голове одна мысль вибрирует. Все ли впорядке с Колей? Я так крутился последние полгода, что даже и думать забыл про этот с ним случай. И вот сижу и рассуждаю…колёса моей машине не проткнули, пальцы не переломали, в овраге не закопали – ну, ведь, это же хорошо, правда? А самому как-то не спокойно на душе.

Мы приехали. Все люди на работе. Я сразу к охраннику. Он тоже узбек. Спрашиваю: «А, Коля-то, помнишь, хромал который, в отпуск уходил, вернулся?». Он отвечает «Конечно, давно уже вернулся». Всё с ним впорядке? «Да, говорит, отлично все!». Ну, у меня, как говорится, камень с души упал, нет, вот…правда, настолько полегчало, словно я жизнь человеку спас! Я догнал своих, мы зашли в штаб и совещание с заказчиком началось.

Спустя четыре часа мы ехали обратно. Атмосфера в машине была праздничная. Еще бы, мы получили новый контракт чуть больше чем на четверть миллиарда и, увидев небольшой лоток с мороженым, наш директор, не задумываясь, остановился у него. Почти пятидесятилетние мужики вывалились из джипа как гурьба мальчишек, с шутками, с прибаутками, сами все широкоплечие, здоровые, пузатые и столпились у лотка с мороженым. Генеральный всех угощал.

Доедали своё мороженое мы уже в машине, на полной скорости домой. И тут я кое-что вспомнил. Вспомнил, и от этой мысли, мне показалось, что я на долю секунды потерял сознание. Я вспомнил, что у нас на объекте, есть еще один Коля, пожилой белорус-плотник, и он тоже хромает на левую ногу, и он тоже уходил в отпуск прямо перед моим уходом в офис! Липкая сладость от мороженого, ощущавшаяся на губах… стала горчить!! Внедорожник остановился у моего дома, мне повезло, дом моих родителей первый из всех нас…

Подождите. Куда вы вскочили? Я еще не закончил рассказывать. Пожалуйста, окей? Мне повезло, дом моих родителей первый из всех нас. Я попрощался. Пошел к дому. Дома было как всегда свежо и уютно, да, мне повезло. Пахло чем-то вкусным, ещё я точно знал, что мама приготовила баклажановую икру, а папа купил торт, он всегда покупает торт, когда я приезжаю, для него это просто повод купить торт, он такой сладкоежка. Разрезая бечёвку от коробки, он поправил свои кудрявые волосы. Но в этот раз повод и правда был…у меня…у меня был День Рождения, да, мне повезло…