Новое лицо смерти

Евгений Габелев
Всякий человек смертен, и часто внезапно смертен.


 

Каждый живущий в присутствии смерти, имеет три неотъемлемых права. Право на грусть по ушедшим, право на месть, и право на свою личную смерть.

 

Что же касается священного права на жизнь…


 

ПРАВО НА СМЕРТЬ

 

Жизнь неотделима от смерти.

 

В жизни есть масса интересного: куча занятных, сложных, или как минимум милых вещей. Но сегодня я буду говорить о грусти и смерти.

 

Это не самый приятный сюжет, вы можете пропустить его, но…

 

Есть основания полагать, что наступивший новый век станет веком массовой смерти. Еще одним веком организованных и жестоких убийств. Впрочем, прошлые века были еще хуже, но человечество все еще живо.

 

Речь не о «конце света». Все куда прозаичней. Речь идет о уже начавшихся и судя по всему предстоящих нам незримых войнах. О войнах нового типа.

 

О том, как будем жить мы. Рядом со всем этим.

 

На протяжении веков эксклюзивное право вести войну – право на массовые убийства и преступления против жизни – принадлежало государствам. Страны воевали, отправляя на смерть сотни, тысячи, а затем и миллионы граждан.

 

Когда-то государство было воплощено в личности Государя, и суверенное право убивать принадлежало ему. Потом все стало куда демократичней.

 

Новый век изменил все.

 

Сегодня монополия на насильственную смерть разрушена. Теперь это делают те, кто смел. Общества, стремящиеся к власти над миром, секты религиозных маньяков, секретные службы, да кто угодно вообще.

 

Игроков с каждым годом прибывает. Нелицензированные убийства всегда были, но тут у нас возникает качественно иной масштаб.

 

Жертв пока меньше, чем в привычных всем войнах, но…

 

Активистов террора все больше, а доступ самых настойчивых из них к оружию массового уничтожения, это лишь вопрос времени. И вот тогда…

 

Как бы там ни было, нам всем предстоит теперь жить рядом с войной. С войной нового типа, официально не объявленной, без маршей стальных колонн, взятия городов и победных реляций, но неотступно окружившей нас.

 

Война, угроза и страшная смерть, разлитые в воздухе.

 

Некоторые из нас будут гибнуть.
...

 

ПРАВО НА ГРУСТЬ

 

Некоторые из нас будут гибнуть, гибнуть внезапно, безвинно и страшно.

 

Мы будем замирать в страхе, мысленно представляя на их месте себя и своих близких. Будем грустить, ужасаться и спорить, размышлять и судить.

 

Возможно, мы даже привыкнем.

 

Думаю, человек, решивший соблюдать траур по другому, лично незнакомому и неблизкому человеку, не имеет права требовать от всех того же. Он не смеет и не должен попрекать их. Это как человек, дающий милостыню.

 

Или, как объяснял еще Иисус, он делает себя фарисеем, творящим нечто с виду доброе, чтоб утолить личную жажду превосходства, тщеславие и спесь.

 

Творите добро в тайне, и смотрите, чтоб не застали вас.


Эти публичные упреки: что мол, многие у нас веселятся, празднуют Хеллуин, или Новый Год, наряжаются, пьют и пляшут в клубах, когда не остыли еще тела жертв...

 

В этом есть что-то мерзкое. Что-то куда более циничное и подлое, чем неспособность среднестатистического человеческого существа чувствовать чужую боль как свою личную. Мы люди и мы несовершенны.

 

Мы невинны в несовершенстве. Мы неповинны в смерти жертв.

 

Абсолютная эмпатия – способность ощущать боль другого как свою, столь же редка, как абсолютный слух. Или как абсолютная память, абсолютный художественный вкус или абсолютное чувство ритма, свойственное танцорам.

 

Это дар богов, редкое и странное чудо. Не всегда оно благо. Этот дар - для святых. Высшая привилегия, болезнь, или может проклятие.

 

У меня нет этого дара, как нет его у большинства из вас.

 

Не притворяйтесь, будьте собой. Не стоит рядиться в тогу святого, или требовать святости от других. Не лезьте к ним со своим чутким сердцем.

 

Думаю, великая честь – вместить в себя всю боль, все страдания мира. Заведомо зная, что страдания других от того не исчезнут. Это подвиг, который может быть поставлен в заслугу, но не может быть навязан. Это – доля богов.

 

Нам достаточно просто быть людьми. Людьми, а не богами.

 

Что может быть больше.
...

 

ПРАВО НА МЕСТЬ

 

Будучи людьми, мы осознаем свою смертность.

 

Мы осознаем свою смертность, и это дает нам шанс приобрести новое, куда более глубокое измерение своей жизни. Размышляя и помня о смерти.

 

Но мы не станем благодарить убийц.

 

Будучи живыми людьми, а не святыми, мы не станем благодарить тех, кто нас убивает. Не станем испытывать чувство признательности за то, что они помогли нам остановиться, задуматься и взвесить себя на весах смерти.

 

Мы будем думать совсем о другом. Будем думать о мести. О справедливом и неотвратимом возмездии, о плате за взятую жизнь.

 

И прежде всего, мы должны думать о своей безопасности.

 

Мы помним, что войны были и раньше. Но со временем люди учатся договариваться, а не убивать, у нас была мирная перспектива. А еще, народы стали наконец контролировать государства, избирать свою власть.

 

Демократически избранному правительству, ответственному перед народом и регулярно сменяемому, трудней играть жизнями. Конечно, не все идеально, но…

 

Но эти совсем другие.

 

Тайные общества, организации и религиозные общины, склонные к серийным убийствам, существовали всегда. Только вели они себя чуть иначе, обращая террор на представителей власти, высших чиновников и царей.

 

Народ кстати, часто относился с пониманием. Ведь никто не приходил на базар, и не резал миролюбивых крестьян.

 

Простых людей это не касалось, а класс господ стерег себя сам.

 

А вот когда дикие туземцы убивали граждан цивилизованных стран, реакция была простой, эффективной и скорой.

 

К дому туземцев плыл военно-морской флот, и разрушал их мирные селения, пока до самых упертых не доходило, кто в доме хозяин. Туземцы присылали головы виновных на блюде и щедрые дары, клянясь в вечной дружбе.

 

И мирные люди вновь странствовали по свету.

 

А мы…?


 

P.S.

 

И вот что еще.

 

Право на жизнь священно, но…

 

Всякий человек имеет право умереть, не спросив нас. Всякий имеет право грустить по мертвым, даже если те об этом не просили. Всякий имеет право требовать мести.

 

Но никто не может навязывать свои чувства другим. Равно как и свой выбор.

 

Каждый из нас имеет право смотреть в лицо смерти, не отводя взор. Или закрыть глаза и постараться забыть. Она все равно придет, и ты не знаешь где и как. Возможно, это и делает жизнь по-настоящему интересной.

 

А теперь, можете кидать в меня свои камни.


 



А о прелестях и превосходстве жизни мы с вами поговорим в другой раз.

...