Прерафаэлиты. Джон Эверетт Милле

Алина Алексеева-Маркезин
Джон Эверетт Милле,Мариана. 1851,галерея Тейт, Лондон

          Я уже представляла вам творчество ПРЕРАФАЭЛИТОВ.Мы с вами знакомились с картинами Данте Габриэля Россетти .
          Сегодня мы познакомимся с основателем этого течения  Джоном Эвереттом Милле  ( 1829 — 1896) — крупным английским живописцем.

            Его работы принимали за творчество взрослого художника, когда ему было всего 6 лет, он был самым молодым в истории студентом Королевской академии художеств, он первым из английских художников получил титул баронета.                События его жизни до сих пор вдохновляют сценаристов, писателей и композиторов. Возможно, его имя не придет вам на ум, если вас спросят о самых известных и знаменитых художниках, но, скорее всего, вы не раз видели его картины, ведь они одни из самых тиражируемых в мире.

             Милле родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду. В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон.
          В декабре 1840 года в возрасте 11 лет Милле поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. В академии Джонни проучился шесть лет. В   1843 году он получил серебряную медаль за рисунок. К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью.
 В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов.

         Прерафаэлиты полагали, что английское искусство, пришедшее в упадок, необходимо возродить, а для этого нужно вернуться к простому, искреннему и естественному стилю старых мастеров.

         В 1849 г. прошла выставка работ художников-прерафаэлитов и экспонирующаяся там картина Милле «Христос в родительском доме» (Christ In The House Of His Parents) подверглась жесткой критике, в частности газета «Таймс» назвала ее «возмутительной». В результате художник навсегда прекратил писать картины на религиозные сюжеты.

Джон Эверетт Милле Христос в родительском доме. 1850

             Милле изобразил эпизод из детства Иисуса Христа: на переднем плане картины, рядом с плотницким столом, стоит на коленях Богородица. Она с состраданием и болью смотрит на Сына. Мальчик, жалуясь, показывает Ей рану на руке, похожую на стигму. Очевидно, Он поранился гвоздем, который святая Анна выдергивает из стола с помощью щипцов. За столом Иосиф занят работой со своими помощниками. Юный Иоанн Креститель подносит Христу чашу с водой. На полу мастерской валяются свежие стружки, за дверью в загоне толпятся овцы.

КРИТИКА

      Традиционную библейскую сцену художник изображает как картинку из реальной жизни. Фигуру плотника и всю обстановку комнаты Милле писал в настоящей плотницкой мастерской, а голову плотника — со своего отца.

        Публике не понравилось, что художник изобразил Святое семейство как обыкновенных «людей труда». Чарльз Диккенс в своём периодическом издании «Домашнее чтение» назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей», а в газете «Таймс» её окрестили как «возмутительную», «отталкивающую» и назвали «бунтом в искусстве.

         В конечном итоге, королева Виктория попросила доставить картину в Букингемский дворец, чтобы она сама могла изучить её.Впоследствии Милле изменил название картины — она стала называться «Плотницкая мастерская», что совершенно не соответствовало первоначальному замыслу.

      На самом деле, техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках Академии, какими радикальными бы они ни были. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант..


        Летом 1853  Джон Рескин пригласил Милле и его брата Уильяма провести каникулы в Шотландии вместе с ним и его женой Эффи. Братья гостили четыре месяца, художник успел написать превосходный портрет Рескина на фоне шотландского пейзажа и еще - влюбиться в его жену. Надо сказать, что брак Рескина и Эффи оказался неудачным с самого начала, и в 1854 году она ушла от мужа... к Джону Милле. Эта встреча увенчалась свадьбой и рождением восьмерых детей.

         Милле был любящим, заботливым отцом и очень любил писать своих детей, а позже и внуков. Старшая дочь Эффи позировала ему для картины «Моя первая проповедь», а другую знаменитую картину - «Мыльные пузыри», которая была использована - впервые в истории! - для рекламы мыловаренной фирмы «Пирс», - это полотно художник писал с внука Вилли, ставшего спустя десятилетия адмиралом сэром Уильямом Джеймсом.

        Тем временем имя Милле приобретало все большую известность, у художника появились поклонники среди богатейших людей Англии. Его картины печатались в виде гравюр и расходились огромными тиражами. В конце 1850-х годов он заявил о себе и как книжный иллюстратор. В 1863 году, в возрасте 34 лет, Джон Милле был избран академиком Королевской академии художеств. Мало кому из живописцев удавалось получить это звание в такие молодые годы. 

               Милле обрел огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом.(причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

         В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.Наиболее известная картина — «Офелия» ( 1851—1852), где изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал. Об этой картине поговорим отдельно.

        В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Это полотно, выставленное в Королевской Академии художеств в 1852 году, было далеко не сразу оценено современниками. Офелия была возлюбленной принца Гамлета, но, узнав, что он убил её отца Полония, она помешалась рассудком и покончила с собой, утопившись в реке. Как говорят могильщики в пьесе, «смерть ее темна.
Позже более подробно рассмотрим эту интересную  картину.

           В январе 1896 года умер единственный художник, славу которого в Англии можно было сравнить со славой Милле, Фредерик Лейтон. Со смертью его освободился занимаемый им прежде пост президента Королевской академии художеств, и Джону Милле предложили занять это место. Он согласился, несмотря па то, что был уже неизлечимо болен: диагноз - рак горла. За недолгие месяцы пребывания в новой должности Милле успел совершить поступок, который как нельзя лучше показывал его удивительные человеческие качества: он снял с ежегодной выставки академии свою картину, чтобы заменить ее работой молодого неизвестного художника.

 13 августа 1896 года Джон Эверетт Милле скончался в своем доме. По просьбе Королевской академии его пышные похороны прошли в Кафедральном соборе Святого Петра, где гроб художника несли многие известные люди, в их числе был его старинный друг Холмам Хаит, а также знаменитый актер сэр Генри Ирвинг.

         В вышедшей в 1898 году книге, посвященной Джону Милле, автор писал, что его герой был «сердечнейшим, честнейшим и добрейшим среди всех английских джентльменов».         

          Однако слава его ушла почти что вместе с ним. Как и многие викторианские художники, в начале и середине ХХ века — в период войн и нового искусства — Милле был забыт. Имя и творчество его было вновь открыто специалистами и публикой в 1960-е годы на волне интереса к викторианской Англии.

            Сегодня творчество Милле, как и искусство прерафаэлитов, очень популярно. Доказательством тому служат многочисленные выставки их работ в крупнейших музеях мира. Работы Милле можно встретить и в каталогах аукционных домов вроде Sotheby’s или Christie’s; и продаются они, большей частью живопись, за миллионы.
 
       Галерею работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/4830238