Казнь апостола Иакова. Часть III

Федора Басманов
  Рано утром следующего дня Иоанн шёл на иерусалимский рынок и по дороге увидел на площади огромную толпу народа.
- Что здесь происходит? - спросил он у женщины, стоящий с ребёнком на руках и жадно вглядывающейся во что-то поверх голов людей.
Нехорошее предчувствие сжало сердце Иоанна ледяными пальцами.
- Сегодня казнят какого-то христианина. - охотно ответила женщина, даже не обернувшись к апостолу. - Говорят, он один из их руководителей. Его, кажется, зовут Иаков.
      Младший брат застыл на месте от неожиданности и в глазах у него потемнело от горя. Пётр говорил ему, что Иакова отпустят, что он ходил ко дворцу и расспрашивал верных им стражников об участи апостола. Иоанн всегда хотел пострадать за Иисуса, а старшему брату желал лучшей участи. Иаков был единственным близким ему человеком, неужели Господь отнимет его? Что он будет делать без брата? Без его опоры и поддержки? Иоанн закрыл глаза и начал молиться, прося Иисуса совершить чудо.
       В это время Иаков шёл по улицам Иерусалима в окружении римских солдат. Ему дали новую, белую одежду, ибо старая висела на нём клочьями. Апостол не смог её снять, потому она прилипла к ранам и причиняла нестерпимую боль. А новая одежда тёрлась о старую и впитывала в себя свежую кровь, которая красными полосами украшала белую ткань. Апостол шёл, не смотря на людей, он молился и смотрел вверх на сказочно-красивое голубое небо и солнце, опьяневшее от предчувствия кровавой оргии. Осознавая, что видит этот мир в последний раз, Иаков наслаждался воздухом и запахами земли, стараясь запомнить каждый миг, уходящей, словно молодость, юной, земной жизни. Взглянув ещё раз в небо, апостол увидел Иисуса, стоящего одесную Бога и приветливо кивающего ему головой.
- Друг мой Иаков. - произнёс Учитель голосом, похожим на раскаты грома. - Люди, собравшиеся здесь, ждут твоего слова. И Я буду говорить твоими устами. Ничего не бойся, мой возлюбленный ученик, скоро Я приму тебя в Своё Царство.
       Иаков посмотрел на людей, ожидающих кровавого зрелища и начал говорить громко, красиво, поэтично те слова, которым учил его Иисус. Народ дивился мудрости и бесстрашию апостола. Внезапно человек в грязном хитоне, зарыдав, упал ему под ноги, целуя их.
- Поднимись, сын мой! - сказал Иаков. - Я всего лишь слуга Божий. Нечего оказывать мне царские почести!
- Меня зовут Иосия. - ответил человек, не вставая с колен. - Это я донёс на тебя Ироду. Простишь ли ты меня, святой апостол Христов?
- Мир с тобою. - ответил Иаков и, обняв Иосию, поставил его на ноги и поцеловал в обе щеки.
- Я тоже христианин! Слышите, я - христианин! - закричал Иосия и глаза засияли необыкновенно.
       Римляне, недолго думая, приказали схватить и его.
       В толпе, у эшафота, Иаков увидел своего младшего брата, который смотрел на него смелым и решительным взглядом. Оглядываясь в поисках знакомых, апостол увидел Петра. Друг улыбнулся ему, а Иаков кивком указал ему на Иоанна, прося увести его с места казни. Пётр кивнул в ответ на безмолвную просьбу и, подойдя к младшему брату сзади, одной рукой закрыл ему рот, а второй обнял за талию и, вытащив из толпы, остановился в маленьком, безлюдном проходе между домов.
- Отпусти меня! Ты что с ума сошёл! Там МОЙ брат! - громко крикнул Иоанн, не обращая внимания на яростно жестикулирующего Петра, который умолял его замолчать.
- Что ты задумал, глупый мальчишка? - наконец, произнёс Пётр шёпотом. - Ты забыл о той, кого Он поручил тебе? Мы все люди грешные, а ты - невинный и только ты можешь охранять Его мать! Ты забыл о том, что нужно слушать Иисуса и только Он решает кому жить, а кому - умирать. Иисус забирает твоего брата к Себе, значит, такова Его воля и ты, глупый мальчишка, должен склониться перед ней.
- Только не сейчас! - тихо произнёс Иоанн, склонив голову и горячие слёзы потекли из его глаз. - Я не смогу здесь...Один... Без него.
Пётр поднял голову Иоанна за подбородок.
- Мы должны сохранить тебя, ради твоей миссии. Твой брат хотел, чтобы с тобой было всё хорошо. Ирод не должен узнать. - говоря так, апостол вынул небольшой меч из ножен и обрезал пышные, каштановые кудри Иоанна. - Никто не должен знать о том, что ты здесь. Я отведу тебя и Марию в безопасное место. Ты будешь слушаться меня?
- Да, Пётр. - прошептал Иоанн одними губами. - Но мне бы хотелось посмотреть на брата в последний раз.
- Нет, Ирод ищет тебя, чтобы предать смерти. - произнёс Пётр, увлекая не сопротивляющегося Иоанна за собой.
       Разглядывая толпу у эшафота, Иаков заметил лица, искажённые ненавистью и злобой, но многие плакали, не скрывая своих слёз. В первом ряду стояла Елисавета на коленях, шепча что-то одними губами.
- Смерть ему! - кричала толпа и её вопли мешали апостолу сосредоточиться на молитве.
       Палач поставил обоих мужчин на колени, собираясь надеть им на лицо холщовые мешки.
- Не нужно! - произнёс Иаков хрипло. - Считай эту просьбу моим последним желанием.
       Палач убрал мешок, про себя удивляясь мужеству апостола. Вдруг Елисавета сделала шаг вперёд, с необыкновенной силой отстраняя от себя стражников, пытающихся удержать её.
- Я люблю тебя! - крикнула она, рыдая и закрывая лицо руками, а потом быстро убежала, расталкивая людей.
       Иаков в последний раз посмотрел на солнце, сияющие на синем небосклоне как ни в чём не бывало, мысленно прощаясь с ним. Апостол увидел Иисуса, протягивающего ему руку и ласково улыбающегося как в первые дни их путешествия по Иудее.
- Отдаю жизнь Тебе - Господь мой и Бог мой! - громко воскликнул Иаков, склоняя голову под меч.
- Привет от Ирода! - тихо произнёс палач и холодная сталь опустилась на шею апостола Христова.