Рассуждения о необычном

Валерий Красовский
             Я не без интереса посмотрел несколько телевизионных авторских передач, в которых хронологически подробно излагалась история человеческих воззрений о душе и сознании, о попытках людей науки исследовать душу, зарегистрировать ее проявление, как физической субстанции, взвесить.  Я по профессии врач, всю жизнь посвятивший практической хирургической работе. Отношение к этой проблематике у меня было довольно критическое, но с годами по мере опыта оно трансформировалось в некое понятие, осмысление, представление.
     Итак, о фактах.
     То, что окружающий нас мир существует, - факт.
     То, что мы существуем, - факт.
     То, что мы часть этого мира и взаимодействуем с ним, - факт.
     То, что наш организм способен не только воспринимать информацию с помощью органов чувств, но и накапливать ее, и хранить, - факт.
     А теперь попытаемся оспорить изложенное. Мы воспринимаем материальный мир вокруг нас по-разному в силу остроты зрения, слуха, обоняния или способности цветового восприятия. Это вопрос объективности, но не факт отрицания. Главное то, что наши ощущения позволяют выживать и развиваться.
     Нас когда-то не было, не будет в будущем, но в определенный осязаемый период времени мы, как говорится, на лицо.
     Мы – неотъемлемая часть природы и, не взаимодействуя с ней, как живая сущность проявить себя не можем.
    А теперь нужно разобраться, с какого момента организм человека начинает воспринимать, накапливать, хранить и обрабатывать информацию. В момент зачатия происходит слияние двух хромосомных информационных потоков, приводящих в итоге к созданию организма. Вывод напрашивается сам собой – эта способность появляется в момент оплодотворения.
     Человечество к настоящему времени освоило множество способов записи и хранения информации, используя физические явления. Интересен другой вопрос, - какие природные механизмы существуют, и существуют ли вообще, в передаче накопленной информации самоощущений в процессе жизни и в момент ее завершения? Мой скепсис в этом вопросе подорвали сны, которые меня предупреждали о тех или иных событиях с необыкновенной достоверностью. Один из таких эпизодов мной изложен в рассказе «Сон». Был еще один случай необыкновенно яркого вещего видения, заставившего меня проснуться ночью, поехать за утерянной вещью, и  который предупредил  меня об опасности и позволил избежать серьезного дорожно-транспортного происшествия. Наяву повторилось все так образно и точно, как только возможно в кино. Этот день мне запомнился до мельчайших подробностей.
     Шел месяц июль. Рассвет, как и всю предыдущую неделю, был солнечный. Я вышел из дома и прошелся по саду. Влаги на траве не было. Ночная прохлада полностью исчезла. Жара постепенно усиливалась, и привычное летнее тепло сменялось духотой. Вдоль тропинки ковром разросся клевер,  покрытый белыми соцветиями, источавшими тонкий приятный аромат. У пчел наступил трудовой аврал. Их было так много, что до слуха долетало их радостное гудение. Небо было подернуто легкой туманной дымкой более насыщенной с юго-запада. Я позавтракал и приступил к череде запланированных дел. Время незаметно перевалило полдень. Небесная дымка превращалась в густую облачность, кое-где с синеватым оттенком. Гроза приближалась медленно и неотвратимо. Я решил съездить до начала ливня на заправку в поселок Кривино, который находился возле районного центра Бешенковичи. От моей дачи до Кривино по спидометру было ровно пятнадцать километров. На своей «Шкоде» я быстро преодолел это расстояние. Пропустив встречный транспорт, повернул влево и заехал на АЗС. Очереди не было. Остановившись возле колонки под номером два, я заглушил мотор, вынул пробку из бака, положил ее на крышу авто, вставил в горловину раздаточный пистолет, затем подошел к окошку, за которым сидел дежурный, и заплатил за десять литров бензина марки АИ-92. Стряхнув, последние капли топлива с пистолета, я вынул его из горловины бака и поместил в специальное крепежное гнездо, сел в машину и, завершив круг, выехал на дорогу. Мне нужно было зачем-то съездить в Бешенковичи. Зачем конкретно, в памяти не сохранилось. По этой причине я повернул не направо к дому, а налево. Побывав в районном центре, я вскоре возвратился на дачу. Машину поставил под ветвями яблони позднезимнего срока созревания с тропическим названием «Банановое». Грозовые тучи уже нависли над дачным поселком. Периодически вспыхивала молния, и гремел гром. Начали падать редкие крупные капли дождя. Я поспешил в дом. Моя дача располагалась на некотором возвышении. В десяти метрах от фасадной стены стоял высокий бетонный столб с электропроводами и громоотводом. Молния неоднократно выбирала мой громоотвод в качестве места свидания с земным минусом. Пару раз разрядилась в металлические конструкции теплиц, которые не были укрыты пленкой. Во время грозы я не отключал электропитание дома, так как в распределительный щиток были вставлены чувствительные автоматические пробки, которые срабатывали при малейшем колебании напряжения. Я решил отдохнуть и забрался на свое излюбленное место отдыха, называемые полати. Это был ряд березовых досок общей шириной полтора метра, помещенный между стеной и краем русской печи Теплушка-15. Отдых на этом месте равнялся блаженству, особенно после физической работы. В этот момент ярко ослепительно сверкнула молния, и сразу же в комнате погас свет. Следом пугающе прогрохотало. За окном зашумел поток ливня. А еще через несколько минут все пронзающий свет влетел в окна такой силы, что мне показалось, будто я стал его составной частью. В комнатах тускло засветились лампочки от наведенного электромагнетизма. Тут же последовал пугающий раскат грома, сопровождаемый каким-то треском. Стало понятно, что грозовой удар в очередной раз пришелся по громоотводу. Стало как-то жутковато. К счастью это была кульминация ненастья, и стихия пошла на убыль. За окном шумел листвой ровный непрекращающийся ливень. Он прекратился, когда уже стало смеркаться. И наступила тишина. Я взобрался на второй уровень своей дачи, снова привел в рабочее положение пробки. Появился свет. Заработал холодильник. Когда совсем стемнело, в двери что-то стукнуло. Потом эти стуки начали периодически повторяться. Я подумал вначале, что это птицы.  Но откуда им быть, когда на улице такой мрак. Я вышел на улицу выяснить причину стука. И тут в полосе света, исходящего из окна, мелькнула тень летучей мыши. Я обследовал дверной проем и заметил небольшой дефект в кирпичной кладке с отверстием, ведущим внутрь стены. На крыльце во множестве лежали черные  мышиные экскременты. Стало ясно, что у меня в стене между  кирпичами и дощатым каркасом поселились летучие мыши. Откровенно говоря, такому соседству я не обрадовался. Мне было достаточно и полевок, которые постоянно умудрялись проникать в дом. Я плотно закрыл дверь и возвратился в комнату. Скоро должен был начаться интересный футбольный матч, и я включил телевизор. Это был какой-то матч то ли из кубка чемпионов, то ли из лиги Европы. Так как команда, за которую я болел, вскоре стала проигрывать, причем крупно, я выключил телеприемник, взобрался на полати и тут же уснул. Мне снился сон, что я выезжаю из своего поселка на шоссе, поворачиваю налево в сторону Бешенкович, набираю скорость, и тут в темноте передо мной возникает силуэт лося. Он стоял ко мне левым боком. Столкновение было неизбежно. Я четко видел темно-коричневый в свете фар окрас животного, его испуганный блестящий в лучах левый глаз, ветвистые рога. Я вскочил в холодном поту от ужаса. Сколько времени длилось мое забытье? По часам я посмотрел, что не более десяти пятнадцати минут. Я снова включил телевизор. Только что закончился первый тайм и был перерыв. В дверь также периодически стучали летучие мыши. Она была для них аэродромом. Придверившись, они перебирались в свое жилище. «Утром надо будет срочно заделать их вход», - мелькнула мысль. И тут меня пронзила одна догадка: «Я же забыл на заправке закрыть пробкой топливный бак!» Взяв фонарик, поспешил машине. Металлическая кузовная створка справа над горловиной бака была открыта, пробки не было. Я был расстроен, раздосадован, зол сам на себя за рассеянность и забывчивость.  В бак могла попасть дождевая вода. Решил проверить. Сходил за ключами и попробовал завести «Шкоду». Мотор завелся с пол-оборота.    И тут мной овладела шальная мысль поехать искать утерянную пробку бака. Я решительно возвратился в дом, выключил свет, запер двери и поехал. Свет фар прорезал кромешную тьму. Вначале я ехал по проселочной дороге, затем, как обычно, повернул налево, приблизился к шоссе. Остановился. Осмотрелся. Дорога была пуста. Въехал на асфальт и снова повернул налево в сторону Бешенкович. Минуя автобусную остановку, резко набрал скорость, примерно, до семидесяти километров. И вдруг, как привидение передо мной возник лось. До него было не более десяти-двенадцати метров. Я резко нажал на тормоза. Колеса встали, но машина двигалась по инерции. Послышался запах горящей резины. Тело лося неумолимо приближалось. Я уже начал различать отдельные клочки волос на его теле. Он приближался ко мне левой стороной своего тела. Подсвеченный левый глаз, ветвистые рога… Его левая задняя нога должна была встретиться с серединой бампера. И вдруг лось исчез. Машина, проехав еще около метра, встала. Я вышел из автомобиля и осмотрел то место, где стоял на асфальте лось. Все было чисто.  На «Шкоде» ни царапины. И тут впервые я подумал, что меня преследуют галлюцинации. Вспомнилась молния, ударившая в громоотвод, самопроизвольное вспыхивание лампочек. К шоссе вплотную подступал хвойный лес, поэтому дальше я двигался медленно, тщательно всматриваясь в темноту, реагируя на каждую тень. Вскоре лес закончился, и я прибавил скорость. Миновал Будилово, затем Задорожье, не доезжая двух километров до Ржавки, заметил двух человек, стоящих на дороге справа по ходу моего движения рядом со светлым автомобилем и отчаянно машущих руками. Я миновал их и остановился:
     - Что случилось? – поинтересовался я у одного из них. Второй в это время разговаривал по телефону.
     - Мы лося сбили! – с растерянностью в голосе сообщил мне молодой человек студенческого возраста. – Он так неожиданно выскочил на дорогу.
     - А кто был за рулем? – поинтересовался я.
    Собеседник кивнул головой в сторону своего товарища.
     - Ему отец недавно купил машину. Сейчас он с ним разговаривает.
     Я подошел к их автомобилю. Фары были разбиты, капот и радиатор помяты. Картина была безрадостной. Ко мне вернулась уверенность, что я пока еще в здравом уме, и то, что мне приснилось, а затем воспроизвелось на шоссе, не относится к жанру галлюцинаций. 
     - А где лось? – спросил я у пострадавших.
     Они показали на обочину, где ниже насыпи дороги лежала туша, сбитого машиной животного.
     - Что теперь делать? – обращаясь ко мне, спросил владелец машины.
     - Считаю, что необходимо сообщить в милицию, - ответил я.
     Владелец авто задумался.
     - Так как вам ничем помочь не могу, поэтому всего доброго, - добавил я и поехал дальше.
     В Кривино на заправке дежурил все тот же человек.
     - Я потерял пробку от бензобака у вас днем. Вы случайно ее не подобрали?
     - Нет, мы ничего не находили, - ответил мне дежурный.
     После внимательного осмотра территории заправки я выехал на шоссе  и решил повторить маршрут своего дневного движения, для чего повернул налево в сторону райцентра. И тут в свете фар на обочине среди травы  мелькнула утерянная вещь. Она стоила копейки, так как была нестандартной, искать ее не имело смысла. Мне трудно было объяснить нелогичный  спонтанный импульс, толкнувший на ночную поездку.  Я поднял злополучный предмет, очистил его ветошью и вставил в горловину бензобака. То, что случилось со мной в тот день, происходит очень редко, может быть даже единожды в жизни. В том, что описано, нет ни слова лжи.
     Когда я вернулся на дачу и снова включил телевизор, матч уже закончился. Футболисты покидали поле.
     Возможно, что способов хранения душевной информации предостаточно и диапазон весьма широк -  от субатомного проявления до планетарно-космического уровня. 
     Бесконечность предполагает любую вероятность. Разве можно отрицать существование бесконечного числа параллельных вселенных, в которых ход событий сопряжен, но существует возможность  перенаправления их в иные русла. 
    Природа многократно до бесконечности отражается сама в себе, и мы участвуем в этом процессе. Для живущего человека, обладающего даром сознания, важно гармонично объединить свое маленькое  самоощущение  с  невообразимо большим  вселенским проявлением. 
     В мире ничего нет вечного,  кроме перемен.