Куда ты завел нас, МВФ?

Игорь Срибный
     Международный валютный фонд создавался в то время, когда в Европе и Азии продолжались боевые действия на фронтах Второй мировой войны, и был призван восстановить и укрепить экономику потерпевших от войны стран после её окончания.

     Датой рождения МВФ принято считать 22 июля 1944 года, когда на Бреттон-Вудской конференции был одобрен проект Устава МВФ. Но официально Фонд начал свою деятельность с 1 марта 1947 года.
 
     Международный валютный фонд был создан как специализированная финансово-кредитная организация, членами которой со временем стали 188 государств. В качестве основных целей его создания были обозначены следующие:

1)  способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;

2)  содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3) обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;

4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

5) предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.

     Задача создания такой организации как МВФ становилась все более острой с приближением окончания  Второй мировой войны и распада колониальной системы. Актуальным становился вопрос о формировании послевоенной международной валютной и финансовой системы и о создании соответствующих международных институтов, в особенности межгосударственной организации, которая была бы предназначена для регулирования расчетных связей между странами. Особенно настойчиво выступали за это банкиры США – страны, которая, в отличие от большинства стран Европы, пострадавших от военных действий, не только не понесла урон, но, наоборот,  сказочно обогатилась на военных поставках. Планы по созданию организаций были представлены двумя государствами США и Великобританией. Они были рассмотрены на конференции Организации Объединенных Наций, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 22 июля 1944 г. Развернувшаяся на конференции борьба завершилась поражением Великобритании. Заключительный акт конференции включал Статьи соглашения (устав) о Международном валютном фонде и о Международном банке реконструкции и развития (позже Всемирный Банк).

          Созданные на Бреттон-вудской конференции Международный валютный фонд и Всемирный банк были  призваны укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики. Все денежные операции Международный валютный фонд проводит согласно Соглашению от 22 июля 1944 года.

     С момента создания МВФ и до сего дня «контрольный пакет» в Фоне принадлежит Соединенным Штатам. Что это значит? Количество голосов каждой страны-участницы определяется ее долей в капитале. Для блокирования тех или иных решений на заседаниях Фонда необходимо 15% голосов. У США количество голосов всегда существенно превышало это пороговое значение, и для реализации нужных себе решений Соединенные Штаты  без особых трудов  привлекали на свою сторону Великобританию, и Францию, которые после войны занимали второе и третье места по долям в капитале Фонда. Сложившееся положение позволяло Соединенным Штатам сколь угодно долго сохранять за собой «контрольный пакет» и использовать Фонд в качестве инструмента своей глобальной политики.
 
     В конце семидесятых США ввергли Европу в процесс глобализации, в основе которого лежит расширение мирового финансового и торгового рынков, что в свою очередь обусловливает необходимость вовлечения в него новых и новых государств, ранее не имевших возможности участвовать в международной торговле, а так же их подчинение внешней экономической политике более развитых государств и интегрирование их в мировую экономику.  Одним из способов привлечения новых государств является международный кредит, связанный с понятием государственного кредита и государственного долга.

     Проводя эту политику, в 1980-е годы МВФ стал основным инструментом претворения в жизнь так называемого «Вашингтонского консенсуса» - свода принципов финансовой глобализации и экономической либерализации. Фонд стал предоставлять кредиты в обмен на политические и социальные уступки стран-получателей кредитов (приватизация государственной собственности, либерализация движения капитала, отказ от вмешательства государства в экономику и т.п.). В настоящее время структурах МВФ работают 2500 человек из 133 стран, а деятельность Международного Валютного Фонда  и  Всемирного Банка оказывает влияние не только на мировую экономику в целом, и экономику отдельных государств в частности, но и на их политическую обстановку, а так же внутреннею политику. Часто государство кредитор предоставляет займы под негласным условием проведения определенной внутренней и внешней политики государством-заемщиком, что ущемляет его суверенитет и ставит под сомнение начальные благие цели. Так, МВФ объяснил отказ предоставить России в 1992 г. обещанный резервный кредит тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы… Но что включают в себя эти самые программы? Обычно это сокращение государственных расходов, в том числе на социальные цели; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие, товары широкого потребления и услуги, что ведет к повышению цен на эти товары; увеличение налогов на личные доходы; сдерживание роста, или "замораживание", заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита, в том числе потребительского назначения, либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, за которой следует удорожание импортируемых товаров и т.п.
            
     Что происходит с настоящее время? В настоящий момент МВФ практически исчерпал собственные ресурсы, а существующие программы фонда фактически финансируются соглашениями о заимствованиях. Это означает, что Фонд предоставляет кредиты не за счет собственного капитала, а осуществляя перекредитование тех ресурсов, которые ему удается получить от отдельных стран-членов.  Но такие ресурсы могут предоставляться Фонду на очень конкретных условиях (скажем, для выдачи кредитов конкретной стране на конкретные цели). А перекредитование означает, что проценты по кредитам для конечных получателей будут существенно выше тех, которые Фонд взимает при кредитовании за счет собственного капитала. В Сиднее обсуждался вопрос о том, какую помощь Фонд может оказать Украине. По мнению большинства участников встречи G-20 («финансовой двадцатки») - никакой. Поэтому продолжающиеся переговоры о возможном предоставлении Фондом многомиллиардного кредита правительству Яценюка следует рассматривать как спектакль. Обе стороны переговоров – почти что банкроты.
 
     В заключение можно сказать, что невозможно на сегодняшний день игнорировать глобализационные процессы и абстрагироваться от международных кредитов, так как популярность международных займов не угасает, о чем свидетельствуют данные, приведенные в Информационной Справке МВФ за 2014 год. Согласно этим данным в 2014 году МВФ предоставил кредиты Мексике, Польше, Колумбии, Марокко. Самыми крупными заемщиками в 2015 году являются: Греция, Португалия и Украина. И здесь следует сказать, что эти государства, чтобы «отработать» кредиты, готовы идти на ограничения своего внутреннего суверенитета. Зависимость некоторых государств от МВФ и ВБ, и, соответственно, тех, кто играет основную роль в данных организациях (США, Великобритания, Германия, Франция) такова, что некоторые аналитики, говорят о том, что активно начала формироваться мировая неоколониальная система, пришедшая на смену развалившейся колониальной. Разве может быть иначе, если в основе деятельности МВФ лежит предоставление денег в кредит под сложный процент, когда процент начисляется не только на основную сумму долга, но и на сумму процента по предыдущему сроку выплаты. Такие взимания процента в математике подчинены закону геометрической прогрессии, имеющей в своем пределе экспоненциальный рост. То есть, система кредитования сводится к простой формуле: «мы даем вам новый кредит для частичного погашения старого, а затем вы получите новый кредит для погашения старого плюс нового, но за это вы уступите нам часть ваших промышленных и земельных активов», и так до тех пор, пока заемщик не лишится не только своего экономического потенциала, но и значительной части своего суверенитета.